Дело № 2-246/2020 ( УИД 59RS0002-01-2019-005772-68)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 29 мая 2020 года
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Домниной Э.Б.,
при секретаре Миннахметовой Е.А.,
с участием представителя истца Сунцевой П.В. по доверенности,
представителей ответчика Егоровой Е.А., Елоховой Г.С., Зверева Н.В. по доверенностям,
третьих лиц Тайсиной Ф.Г., Ситдиковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абазова М. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья», третьи лица Тайсина Ф. Г., Патрушева Н. И., Петухова Л. Е., Заббарова Ф. З., Ситдикова Л. Г., Бадина А. Ф., Хузин Д. Ф., Касимова Н.Р., Вилесова Т. Д., Соколов С. В., Беляев А. В., Макаров А. Н., Кряжевских Т. А. о возложении обязанности согласовать и выдать технические условия на присоединение жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты> местонахождение: <адрес>, к сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье», взыскании судебной неустойки с даты вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения из расчета по 5 000 рублей в день за неподключение каждого из 4-х объектов, неустойки за несвоевременное начало работ по подключению объектов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 082 920,5 руб. и по 3% в день от суммы 116 073 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, морального вреда по 25 000 рублей за неподключение каждого из 4-х объектов в общей сумме 100 000 рублей, штрафа на ДД.ММ.ГГГГ в размере 591 460,25 руб.,
у с т н о в и л:
Абазов М.А. с учетом уточнения обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» о возложении обязанности согласовать и выдать технические условия на присоединение жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> категория земель: земли <данные изъяты> местонахождение: <адрес>, к сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье», взыскании судебной неустойки с даты вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения из расчета по 5 000 рублей в день за неподключение каждого из 4-х объектов, неустойки за несвоевременное начало работ по подключению объектов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 082 920,5 руб. и по 3% в день от суммы 116 073 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, морального вреда по 25 000 рублей за неподключение каждого из 4-х объектов в общей сумме 100 000 рублей, штрафа на ДД.ММ.ГГГГ в размере 591 460,25 руб., указав, что Абазов М.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> категория земель: земли <данные изъяты> местонахождение: <адрес>.
Земельные участки расположены в территориальной зоне: <данные изъяты> согласно Постановлению администрации города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, Решению Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми". Указанный ВРИ входит в число основных ВРИ в территориальной зоне <данные изъяты>.
На данных земельных участках Абазов М.А. имеет полное право согласно ГПЗУ, указанным выше Постановления построить блокированный жилой дом, никаких ограничений в пользовании земельных участков не установлено.
Чертежи градостроительных планов указанных земельных участков разработаны ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, согласно ГПЗУ ограничений по застройке и использованию ЗУ не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ Абазов М.А. обратился в ООО «НОВОГОР-Прикамье» с заявлением о выдаче технических условий на подключение блокированного жилого дома, расположенного на указанных земельных участках к сетям водоснабжения и канализации.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче технических условий» ООО «НОВОГОР- Прикамье» сообщило, что «В ответ на Ваш запрос""о выдаче технических условий на подключение к сети водоснабжения объекта капитального строительства «<данные изъяты>» по <адрес>, с планируемым потреблением 2,304 м3/сут., с расходом на нужды наружного пожаротушения - 10 л/с от пожарных резервуаров, сообщают, что подключение к централизованной системе водоснабжения возможно после завершения ООО «Новогор-Прикамье» мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию бустерной насосной станции в районе здания по <адрес> в рамках изменяемой схемы водоснабжения микрорайона «<данные изъяты>» со строительством блочной модульной котельной по <адрес> севернее здания № не ранее ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», вопрос о выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения проектируемого объекта капитального строительства по <адрес> не может быть решен до момента выполнения указанного мероприятия».
Также несмотря на то, что ООО «НОВОГОР-Прикамье» уполномоченным в области пожарной безопасности органом не является, в ответе было указано, что «в соответствии с п.4 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при отсутствии кольцевого противопожарного водопровода в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения допускается предусматривать природные или искусственные водоемы только в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек.
Ввиду того, что микрорайон «<данные изъяты>» не относится к городскому округу и населенному пункту с количеством жителей до 5000 человек, а находится в <адрес> и входит в состав <адрес>, использование пожарных резервуаров в качестве источника наружного пожаротушения для многоквартирного жилого дома противоречит вышеуказанному пункту».
Требования заявителя о возложении обязанности на ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» согласовать и выдать технические условия на присоединение дома Блокированный жилой дом по <адрес> к сети холодного водоснабжения и канализационной сети в любом случае подлежат удовлетворению, так в законодательстве отсутствуют нормы права, позволяющие отказать в выдаче технических условий на подключение объекта, строительство которого соответствует разрешенному использованию земельного участка, на котором он расположен.
Отсутствие возможности подключения объекта к сетям должно обосновываться техническими расчетами, построенными на данных о технических возможностях сетей, их загруженности на момент обращения и возможных потребностях самого собственника, вытекающих из утвержденных проектов расширения мощностей, увеличения количества объектов и т.д.
Расчет суммы по п.5 ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласно Постановлению №-ТП от ДД.ММ.ГГГГ взят вариант подключения к Сети по Кемеровской длинной 8 погонных метров, калькулятор автоматический и размещен на Сайте ответчика.
313 890 рубля цена подключения, просрочка начала работ с ДД.ММ.ГГГГ, по 3% в день: 313 890/100% х 3% х 115 дней (по ДД.ММ.ГГГГ) = 1082 920, 5 руб.
Моральный вред оценивает в 25 000 руб. за неподключение каждого из 4 -х объектов, в общей сумме 100 000 рублей.
Штраф на дату ДД.ММ.ГГГГ: 1 182 920,5/2 = 591 460, 25 руб.
Собственников сетей и их участков нет, права не зарегистрированы, тариф региональной службой по тарифам Пермского края не установлен, следовательно технические условия может выдать только Новогор.
На основании изложенного просит возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» обязанность согласовать и выдать технические условия на соединение жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, местонахождение: <адрес>, к сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье», назначить судебную неустойку (астрент) с даты вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения судебного акта из расчета по 5000 рублей в день за неподключение каждого из 4-х объектов.
Взыскать неустойку за несвоевременное начало работ по подключению объектов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 082 920,5 руб., моральный вред по 25 000 руб. за подключение каждого из 4-х объектов, в общей сумме 100 000 рублей, штраф по закону о защите в потребителей на дату ДД.ММ.ГГГГ - 591 460, 25 руб.
Истец Абазов М.А. о рассмотрении дела извещен надлежаще, в суд не явился.
Представитель истца Сунцева П.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.
Представители ответчика ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» Егорова Е.А., Елохова Г.С., Зверев Н.В. в судебном заседании с иском не согласны.
Поддержали письменные возражения на исковое заявление, в которых указали, что согласно п.6 Правил № утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №, правообладатель земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана определить и предоставить технические условия с указанием, в том числе максимальной нагрузки в возможных точках подключения, или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При принятии решения о предоставлении технических условий или предоставления мотивированного отказа организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана определить наличие технической возможности для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Техническая возможность подключения объекта капитального строительства обусловлена наличием резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса и наличием резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче Технических условий (п. 13 Правил №).
Исходя из положений п.9 Правил №, ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен мотивированный отказ № в выдаче технических условий в связи с отсутствием резерва пропускной способности существующих сетей водоснабжения микрорайона «Южный» для обеспечения заявленных расходов на нужды наружного пожаротушения. Также в письме было указано на необходимость выполнения ответчиком мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию бустерной насосной станции в районе здания по <адрес> в рамках изменяемой схемы водоснабжения микрорайона «<данные изъяты>» со строительством блочной модульной котельной по <адрес> севернее здания №.
Ответчик считает, что пожаротушение объекта возможно только посредством централизованной системы водоснабжения, в связи с чем способ обеспечения пожаротушения объекта посредством установки пожарных резервуаров противоречит требованиям действующего законодательства РФ.
Ответчиком был выполнен оценочный (гидравлический) расчет для определения резерва пропускной способности сети водоснабжения на которой находится точка подключения объекта водопровода до 300 мм по <адрес>, с учетом требований по обеспечению расходов по пожаротушению для объекта - 10л/с.
По результатам выполненного гидравлического расчета от 2019г. установлено, что мощности системы водоснабжения для присоединения объекта с водопотреблением 2,304 м3/сут. с расходом на наружное пожаротушение - 10 л/с от сети водопровода д-300 мм по <адрес> не достаточно.
Для обеспечения технической возможности необходимо в соответствии с п.п.5.11 -5.13 СП 31.13330.2012, п.4.4 СП 8.13130.2009 строительство бустерной станции в районе здания по <адрес>. В случае пожаротушения (10л/с) при реализации мероприятий свободные наборы в сети водопровода до 300мм по <адрес> находятся ниже диапазона нормативных значении, но являются достаточными для нужд пожаротушения.
Вместе с тем, согласно заявлению истца от 01.11.2019г. объект является блокированным домом, имеет класс пожарной функциональности Ф1.4, расположен по адресу: <адрес>.
Место расположения объекта - <адрес>, который не является отдельной структурной единицей - поселением или городским округом. Население Пермского городского округа, города Перми, составляет более 5000 человек.
Таким образом, строящийся объект капитального строительства не отвечает требованиям законодательства и в отношении объекта не может устанавливаться в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения - пожарный резервуар.
Из гидравлического расчета следует, что в случае аварии на сети водопровода д-300мм по <адрес>, при приложении пожарного расхода значения свободных напоров в сети водопровода до 300 мм по <адрес> снижаются в среднем на 14,55 м.вод.ст. находятся в диапазоне 8-30 м.вод.ст., ниже диапазона нормативных значений, и не являются достаточными для пожаротушения.
В соответствии с требованиями СП 8.13130.2009 следует, что п.8.4. - водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м.
Кольцевые сети, которые присоединяются к разным водоводам в нескольких точках, гарантируют надежную и бесперебойную подачу воды, смягчают действие гидравлических ударов, обеспечивают интенсивную циркуляцию воды в трубопроводной системе, кольцевые сети направлены на улучшение способности сети обеспечивать нормальное водоснабжение за счет изменения маршрута воды в них, в частности при аварийной ситуации или пожаре. Устройство кольцевых сетей водопровода обеспечивает подачу воды потребителю при аварии па любом из участков водовода, либо кольцевой сети, а также гарантирует бесперебойное водоснабжение для нужд пожаротушения.
П. 8.2, п.8.10 - расходы на пожаротушение должны быть обеспечены на 100% в случае отключения любого участка водопровода и одновременно должен быть обеспечен диапазон по давлению в сети водопровода в соответствии с п. 4.4 СП 8.13130.2009 - не менее 10 м.вод.ст.
При проверке ответчиком вышеуказанных требований, расчетное давление в сети водопровода Д-300мм, в случае аварии на указанной сети водопровода, не соответствует требованиям п.4.4 СП 8.13130.2009, вследствие чего не будет обеспечен требуемый уровень к сети водопровода для обеспечения расхода на пожаротушение.
Подключение объекта без реализации мероприятия по строительству бустерной насосной станции позволит обеспечить требуемый уровень давления в сети водопровода, что приведет к невозможности пожаротушения объекта в соответствии с необходимой водоотдачей из сети водопровода.
В соответствии с п.13 Правил №83 отсутствие на момент запроса резерва мощности по производству соответствующего ресурса является основанием для отказа в выдаче технических условий за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Мероприятие по строительству бустерной насосной на момент получения запроса истца от 01.11.2019г. в Инвестиционной программе ответчика отсутствовало. Исходя из положений действующего законодательства РФ, регулирующего предоставление технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения следует, что организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, при наличии определенных обстоятельств, предоставлено право мотивированного отказа в выдаче технических условий.
Ответчик считает, что нарушений прав истца, как потребителя соответствующего ресурса, не имеется, поскольку истец потребителем ресурса (питьевой воды) не является, правоотношения между истцом и ответчиком по Закону № 2300-1 не возникли, в связи с чем правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 и штрафа на основании ст. 13 Закона № 2300-1 не имеется, что влечет за собой отказ в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда и штрафа.
Истец в порядке, предусмотренном Законом о водоснабжении, Правилами холодного водоснабжения, не обращался к ответчику с заявлением о заключении договора подключения, договор о подключении между истцом и ответчиком не заключался, соответственно, у ответчика не возникло обязанности ни по направлению проекта договора подключения, ни по выполнению каких-либо мероприятий по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению объекта истца.
Получение технических условий не является обязательным условием подключения объекта капитального строительства, поскольку договор о подключении может быть заключен и без них.
Поскольку в настоящем деле требование от стоимостного объема, которого подлежал бы взысканию штраф не определено: договор о подключении между истцом и ответчиком не заключен, размер платы за подключение не рассчитан, технические условия выдаются без платы, ввиду чего и основания для исчисления и взыскания заявленного штрафа отсутствуют.
Со стороны ответчика отсутствует нарушение прав истца как потребителя в рамках Закона №, полагает, что требование о взыскании компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.
Исходя их представленных истцом документов, в частности, заявлений от 10.10.2019г., от 01.11.2019г., определения расчетных нагрузок водоснабжения и водоотведения, истцом планируется к строительству объект «<данные изъяты>.<адрес>» с количеством квартир (блоков) 3х комнатные 3 шт., 4х комнатная 1 шт., всего 4 шт.
Расчет нагрузки объекта произведен исходя из единства объекта, при расчете используются общие данные объекта: общая площадь квартир - 345 м2, объем здания 1971 м3.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка <данные изъяты>, подготовленной ООО «<данные изъяты> 10.2019г, представленной истцом к заявлению от <данные изъяты> расположение объекта не предполагает выделение отдельных блоков, объект является единым. В силу указанного следует, что истец планирует осуществить строительство одного объекта - блокированного жилого дома с четырьмя квартирами, а не четыре отдельных объектов.
В п.1 просительной части искового заявления истец просит обязать ответчика выдать технические условия на подключение объекта к «сети холодного водоснабжения и канализационной сети».
Имущество, используемое в процессе осуществления производственной деятельности, передано ООО «НОВОГОР-Прикамье» на основании Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации, указанной в выписке из Технического паспорта «Сети водоотведения <адрес>», в районе строительства объекта истца отсутствуют сети водоотведения, эксплуатируемые ООО «НОВОГОР-Прикамье».
Ближайшей сетью к объекту является сеть водоотведения д-150-200мм, инв. №ч по <адрес>.
При этом, заявление от ДД.ММ.ГГГГ на выдачу технических условий было подано истцом на подключение объекта к сетям водоснабжения. В расчете нагрузки, приложенной к заявлению, указано на то, что будет применен альтернативный способ канализования объекта, без подключения к централизованной системе канализации <адрес> - отвод стоков осуществляться на локальные очистные сооружения; канализование жилого дома в выгребную яму с последующим вывозом стоков спецмашинами, который будет соответствовать всем нормативным требованиям РФ.
Поскольку истец не обращался к ответчику с заявлениями на выдачу технических условий и заключение договора о подключении объекта к сетям водоотведения, эксплуатируемым ответчиком, соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Тайсина Ф. Г., Патрушева Н. И., Петухова Л. Е., Заббарова Ф. З., Ситдикова Л. Г., Бадина А. Ф., Хузин Д. Ф., Касимова Н.Р., Вилесова Т. Д., Соколов С. В., Беляев А. В., Макаров А. Н., Кряжевских Т. А..
Третье лицо Тайсина Ф.Г. в судебном заседании с иском не согласна. Пояснила, что за свой счет жителями по <адрес> был построен водопровод, а именно приобретали материал, трубы, заказывали технику, нанимали рабочих. Ввиду самовольного подключения многоквартирного дома истца к водопроводу, напор воды в ее доме значительно снизился, просит в иске отказать.
Третье лицо Ситдикова Л.Г. в судебном заседании с иском не согласна. Пояснила, что напор воды в домах по <адрес> низкий. При подключении строящихся объектов истца использование водоотведения будет затруднительно.
Третьи лица Патрушева Н.И., Петухова Л.Е., Заббарова Ф.З., Бадина А.Ф., Хузин Д.Ф., Касимова Н.Р., Вилесова Т.Д., Соколов С.В., Беляев А.В., Макаров А.Н., Кряжевских Т.А. о рассмотрении дела извещены надлежаще, в суд не явились.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика, третьих лиц, допросив свидетеля <данные изъяты>., изучив материалы дела (2 тома), суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 9, 15 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении":
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
В соответствии с ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, или лиц, с которыми заключены договоры, предусматривающие осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка, лицо, обеспечивающее подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в течение одного года или лицо, с которым заключен договор, предусматривающий осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должны определить необходимую им для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных им технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка, лицу, обеспечивающему подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, или лицу, с которым заключен договор, предусматривающий осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, указанных технических условий они не определят необходимую им для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных им технических условий и не подадут заявку о таком подключении (технологическом присоединении).
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка (ч. 8 ст. 48 ГрК РФ).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ (ч. 10 ст. 48 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что Абазов М.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № категории земель –<данные изъяты> разрешенное использование – <данные изъяты>. Адрес места нахождения: <адрес>, что подтверждается выписками ЕГРН /л.д.17-28 том 1/.
Согласно договора строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Абазовым М.А. и ООО <данные изъяты>», подрядчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ. приняты на себя обязательства по строительству на указанном земельном участке блокированного жилого дома /л.д.44-45 т.1/.
Гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории г.Перми является Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья", согласно постановлению Администрации города Перми от 24.07.2013г., которым установлены зоны деятельности гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения в границах комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод, к которым присоединены объекты капитального строительства абонентов на территории <адрес>.
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения регламентирован ст. 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой такое подключение производится на основании заявления заинтересованного лица и заключенного с ним договора, являющегося публичным; отказ в заключении такого договора допускается только в случае одновременного отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения; отсутствия в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения); отказа уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) во включении в инвестиционную программу организации мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе холодного водоснабжения, по основаниям, приведенным в п. 11 этой статьи.
Конкретный перечень и последовательность совершения действий лицом, обратившимся с заявлением о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, и водоснабжающей организацией, приведен в разделе IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «НОВОГОР –Прикамье» с заявлением о выдаче технических условий подключения объекта капитального строительства –блокированный жилой дом к сетям водопровода и канализации с максимальным планируемым потреблением для хозяйственно-бытовых нужд 2,304 м3/сут. без учета расходов на внутреннее и наружное пожаротушение /л.д.13-14 том 1/.
Порядок выдачи технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируется Правилами предоставления технических условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. №83.
Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, лицами, обеспечивающими подготовку проектной документации в соответствии с частями 1(1) и 1(2) статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или лицами, с которыми заключены договоры, предусматривающие осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - правообладатель земельного участка), возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
П. 9 названных правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
В силу п. 13 Правил возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Таким образом, владелец сетей может отказать в подключении только при отсутствии резерва пропускной способности.
ДД.ММ.ГГГГ истцу дан ответ об отказе в выдаче технических условий на основании проведенного оценочного гидравлического расчета, установлено отсутствие технической возможности присоединения объекта к централизованным системам водоснабжения ввиду отсутствия резерва пропускной способности существующих сетей водоснабжения микрорайона «Южный» для обеспечения заявленных расходов на нужды наружного пожаротушения.
Абазову М.А. разъяснено, что подключение к централизованной системе водоснабжения возможно после совершения ООО "Новогор-Прикамье" мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию бустерной насосной станции в районе здания по <адрес> в рамках изменяемой схемы водоснабжения микрорайона <данные изъяты>» со строительством блочной модульной котельной по <адрес> севернее здания № не ранее ДД.ММ.ГГГГ
Истец не согласившись с отказом, обратился с иском в суд, в обоснование доводов о наличии технической возможности представил письменное заключение о наличии технической возможности присоединения жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: <данные изъяты> категория земель: земли <данные изъяты>, местонахождение: <адрес> сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье», составленное экспертом главным инженером ООО «<данные изъяты>» <данные изъяты> А.М., согласно выводам которого исходя из запаса расхода воды 47,5 л/с (171 м3/ч) и запаса скорости 1,5 м/с следует, что мощность сети водоснабжения <адрес> мм для присоединения блокированного жилого дома по <адрес> с водопотреблением -2,301 м3/сут. (0,927 м3/ч) с расходом на наружное пожаротушение-10 л/с –достаточна. Следовательно, присоединить жилые дома блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>, местонахождение: <адрес>, к сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье» возможно. Согласно пункту 13 Постановления Правительства № возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует: имеется разрыв пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, имеется разрыв мощности по производству соответствующего ресурса.
Допрошенный в судебном заседании специалист инженер ООО «<данные изъяты> дал пояснения по содержанию составленного им заключения, пояснил, что при составлении заключения производил расчет напора в точке присоединения подключаемого объекта, который в заключении не отражен. Кроме того, пояснил, что не производил оценку гидранта, расположенного на перекрестке <адрес> и <адрес> обеспечивающего наружное пожаротушение. Проверку пропускной способности фактического состояния сетевого хозяйства, замер давления не осуществлял. Аварийная ситуация при подготовке вышеуказанного экспертного заключения не учтена, таким образом вышеуказанное заключение не может быть принято судом как доказательство наличия технической возможности для подключения объекта.
Ходатайств о проведении экспертизы по делу истец не заявлял, а в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на истце лежит обязанность представления доказательств в обоснование своих требований.
Суд также учитывает, что действующее законодательство предусматривает наличие необходимости обеспечения нужд пожаротушения объекта посредством централизованной системы водоснабжения.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Так частью 1 статьи 62 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2 статьи 62).
В соответствии с частью 1 статьи 68 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно части 2 статьи 68 к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
В силу пункта 4 части 2 статьи 68 в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы, что также согласуется с положениями свода правил системы противопожарной защиты 8.13130.2009, поскольку объект расположен в <адрес>, население которого составляет более 5000 человек, установка в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения пожарного резервуара не возможна.
Согласно п 8.2. СП 8.13130.2009 при прокладке водоводов в две или более линии необходимость устройства переключений между водоводами определяется в зависимости от количества независимых водозаборных сооружений или линий водоводов, подающих воду потребителю, при этом в случае отключения одного водовода или его участка нужды пожаротушения должны обеспечиваться на 100%. В силу п. 8.4, водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные или на хозяйственно-противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение - при длине линий не свыше 200 м. Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий и сооружений не допускается. В поселениях с числом жителей до 5 тыс. чел. и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 л/с или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 м при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика, содержащих полный пожарный объем воды.
Согласно гидравлического расчета подключения к сети водопровода блокированного жилого дома по <адрес>, расчетное давление водопровода Д-300мм, в случае аварии на указанной сети водопровода, не соответствует требованиям п.4.4. СП 8.13130.2009, который должен составлять не менее 10м.вод.ст., что не позволит обеспечить необходимый уровень давления в сети водопровода для обеспечения возможности пожаротушения /л.д.137-140 том1/.
Как предусмотрено п. 17 Правил, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Согласно акта технической готовности по водопроводу от ДД.ММ.ГГГГ., технической съемкой /л.д.173,174 том 1/, строительство сети водоснабжения д-100 мм по <адрес> осуществлялось собственниками земельных участков для подключения частных жилых домов № по <адрес> актов разграничения эксплуатационной ответственности /л.д.187-197 том1/, содержание и эксплуатация сети водоснабжения Д-100 мм по <адрес> осуществляется собственниками вышеуказанных домов, откуда следует, что владельцами данной сети являются Тайсина Ф. Г., Патрушева Н. И., Петухова Л. Е., Заббарова Ф. З., Ситдикова Л. Г., Бадина А. Ф., Хузин Д. Ф., Касимова Н.Р., Вилесова Т. Д., Соколов С. В., Беляев А. В., Макаров А. Н., Кряжевских Т. А., которые также являются абонентами ООО «НОВОГОР-Прикамье», чье согласие на подключение объекта к сети истцом не представлено.
Кроме того, Тайсина Ф.З. обратилась с соответствующим заявлением в адрес ООО «НОВОГОР-Прикамье» указав, что водопровод не рассчитан на нужды многоквартирного дома, и при подключении объекта истца к сети водоснабжения д-100 мм, давление подаваемой воды будет значительно снижено /л.д.68 том2/.
Ввиду отсутствия резерва пропускной способности существующих сетей водоснабжения микрорайона «Южный» для обеспечения расходов объекта истца, также на нужды наружного пожаротушения, отказ ответчика в выдаче технических условий является законным и технически обоснованным.
С учетом изложенного требования истца о возложении на Общество с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» обязанность согласовать и выдать технические условия на присоединение жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты>, местонахождение: <адрес>, к сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье», назначить судебную неустойку (астрент) с даты вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения судебного акта из расчета по 5000 рублей в день за неподключение каждого из 4-х объектов, удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, истец не лишен права на обращение с заявлением о подключении к централизованной системе водоснабжения после завершения ООО «НОВОГОР-Прикамье» мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию бустерной насосной станции, которая обеспечит заявленные истцом нагрузки согласно гидравлического расчета.
Рассматривая требования о взыскании неустойки за несвоевременное начало работ по подключению объектов, морального вреда, штрафа согласно Федерального закона «О защите прав потребителей», суд считает необходимым указать следующее.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Между тем, как видно из материалов дела истец в каких-либо договорных отношениях с ООО «НОВОГОР-Прикамье» не состоит, потребителем ресурса (питьевой воды) не является, в связи с чем Закон "О защите прав потребителей" правоотношения между истцом и ООО «НОВОГОР-Прикамье» не регулирует, соответственно оснований для взыскания неустойки, морального вреда, штрафа у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Абазова М. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» о возложении обязанности согласовать и выдать технические условия на присоединение жилых домов блокированной застройки, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, категория земель: <данные изъяты>, местонахождение: <адрес>, к сети холодного водоснабжения и канализационной сети ООО «НОВОГОР-Прикамье», взыскании судебной неустойки с даты вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения из расчета по 5 000 рублей в день за неподключение каждого из 4-х объектов, неустойки за несвоевременное начало работ по подключению объектов, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 082 920,5 руб. и по 3% в день от суммы 116 073 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, морального вреда по 25 000 рублей за неподключение каждого из 4-х объектов в общей сумме 100 000 рублей, штрафа на ДД.ММ.ГГГГ в размере 591 460,25 руб., отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья – Э.Б.Домнина