Дело №2-1068/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2017 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Жуковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева С.В., Воробьевой М.В. к отделу по делам семьи и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, действующему в интересах несовершеннолетней Воробьевой А.В., Воробьеву А.В., о признании утратившими право пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьев С.В., Воробьева М.В. обратились в суд с иском к Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края в лице отдела по делам семьи и детства, действующего в интересах несовершеннолетней Воробьевой Алены Вячеславовны, Воробьеву Александру Вячеславовичу о признании утратившими право пользования жилым помещением.
Свои требования истцы мотивируют тем, что на основании свидетельства о праве на наследство, открывшегося после смерти их отца Воробьева В.В., умершего ДД.ММ.ГГГГг., являются собственниками по ? доли каждый в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес>. Истцы указывают, что при жизни их отец Воробьев В.В. в период с 29 апреля 1997г. по 05 мая 2004г. состоял в браке с Воробьевой О.Г., от которого они имели двоих детей: Воробьева А.В. 1999г. рождения и Воробьеву А.В. 2000г. рождения, указанные лица также были зарегистрированы в указанной квартире. Решением Железногорского городского суда от 23 декабря 2003г. Воробьев В.В. и Воробьева О.Г.были лишены родительских прав в отношении Воробьева А.В. и Воробьевой А.В.
Решением Красноярского краевого суда от 28 сентября 2004г. несовершеннолетние Воробьев А.В. и Воробьева А.В. были усыновлены иностранными гражданами, выехали за пределы РФ, право биологических родителей на отношения с детьми не сохранено. До настоящего времени истцам о судьбе и местонахождении их брата и сестры ничего неизвестно. Вместе с тем, Воробьев А.В. и Воробьева А.В. состоят на регистрационном учёте в указанной квартире, на них начисляется плата за жилье и коммунальные услуги.
Истцы просят признать несовершеннолетнюю Воробьеву А.В. и Воробьева А.В. утратившими право пользования жилым помещением по <адрес>.
Истцы Воробьев С.В., Воробьева М.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, сославшись на изложенные в заявлении доводы. Истец Воробьева М.В. пояснила также, что им известно лишь о том, что после лишения родительских прав их отца Воробьева В.В. и его супруги Воробьевой О.Г., их брат и сестра были удочерены иностранными гражданами в другую семью, вывезены за пределы РФ, сведениями о приемных родителях и адресе их проживания, ни она, ни истец Воробьев С.В. не располагают, связи с братом и сестрой нет. С 2004г. по настоящее время они не знают о местонахождении своих сестры и брата, каких-либо притязаний в отношении спорной квартиры со стороны законных представителей Воробьева А.В. и Воробьевой А.В. не поступало. Вместе с тем, регистрация сестры и брата нарушает их права как собственников, они вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с содержанием квартиры, в том числе уплачивают платежи за коммунальные услуги, начисляемые на ответчиков.
Представитель ответчика - Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице Отдела по делам семьи и детства, надлежащим образом и своевременно (судебной повесткой, полученной лично) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду отзыв, в котором исковые требования признаны в полном объеме, подтверждено, что, действительно, после лишения Воробьева В.В. и Воробьевой О.Г. родительских прав в отношении детей: Воробьевой А.В. и Воробьева А.В., последниев 2004г. решением Красноярского краевого суда былиусыновлены иностранными гражданами в другую семью, детям были изменены фамилия, имя, отчество, вывезены на постоянное место жительства за пределы РФ.За период с 04 июля 2003г. по настоящее время от законных представителей Воробьева А.В. и Воробьевой А.В. в адрес Отдела по делам семьи и детства не поступало заявлений об отмене закрепления права пользования Воробьевым А.В. и Воробьевой А.В. жилым помещением по адресу: г.Железногорск пр. Ленинградский, 33-71. О последствиях признания иска, предусмотренных ст. 173 ГПК РФ, то есть о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, представитель ответчик уведомлена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Воробьев А.В. в судебное заседание не явился. Направленное ответчику судом по указанному адресу органом почтовой связи судебное извещение с заказным уведомлением адресатом не получено. Из пояснений представителя ответчика Отдела по делам семьи и детства в лице Администрации ЗАТО г.Железногорск следует, что Воробьев А.В. в несовершеннолетнем возрасте был усыновлен иностранными гражданами и вывезен за пределы РФ.
Представитель третьего лица отдела по вопросам миграции МУ МВД России по ЗАТО г.Железногорск, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела Воробьев С.В., Воробьева М.В. и Воробьев А.В. 28.01.1999г. рождения, Воробьева А.В. 01.11.2000г. рождения являются родными братьями и сестрами по линии отца Воробьева В.В..
Решением Железногорского городского суда Красноярского края от 23.12.2003г. Воробьев В.В. и Воробьева О.Г. лишены родительских прав в отношении детей: Воробьева А.В., Воробьевой А.В., дети переданы на попечение органу опеки и попечительства Комитета по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства Администрации ЗАТО г. Железногорск. С Воробьева В.В., Воробьевой О.Г. взысканы алименты на содержание детей в размере 1/3 части всех видов заработка.
Согласно свидетельству о смерти, Воробьев В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ
С заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти Воробьева В.В., обратились его дети: Воробьев С.В., Воробьева М.В., которым нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону на ? долю за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес>.
Согласно справке-выписке из финансово-лицевого счета на регистрационном учёте в квартире по <адрес> 1999г. состоит Воробьев А.В., с 2000г. – Воробьева А.В.
Из информации, представленной органом опеки, усматривается, что решением Красноярского краевого суда от 28 сентября 2004г. Воробьев А.В., Воробьева А.В.признаны усыновленными гражданами США, несовершеннолетним изменены имя и фамилия, дата рождения оставлена без изменения, место рождения изменено на г. Красноярск, составлены и выданы новые актовые записи о рождении. Указанное решение суда вступило в законную силу 28 сентября 2004г.
Тайна усыновления ребенка охраняется законом (ст. 139 СК РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. В соответствии со ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 31 ч. 4 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно п. 7 ст. 31 ЖК РФ объем прав, обязанностей и ответственности лица, пользующегося жилым помещением по соглашению с собственником, определяется этим же соглашением и не всегда равен объему прав, обязанностей и ответственности членов семьи собственника.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ).Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, признается место жительства их родителей.
Согласно п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется совместно с проживающим родителем (усыновителем, опекуном) на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей) или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Судом установлено, что несовершеннолетняя Воробьева А.В., Воробьев А.В. зарегистрированы по месту жительства своих родителей по <адрес>, где по настоящее время состоят на регистрационном учете.
Воробьев В.В. и Воробьева О.Г. решением Железногорского городского суда была лишены родительских прав, в 2004г. Воробьева А.В., Воробьев А.В. былиусыновлены иностранными гражданами и вывезены за пределы РФ, сведений об отмене усыновления материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).
В силу указанной правовой нормы во взаимосвязи с положениями статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения усыновленные приобретают право пользования жилым помещением усыновителей, а решение суда об усыновлении прекращает личные неимущественные и имущественные права усыновленных детей по отношению к своим родственникам.
Моментом прекращения таких отношений является момент вступления в законную силу решения суда об усыновлении/удочерении.
При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Воробьева А.В. и Воробьев А.В. членами семьи истцов в настоящее время не являются, сведений о том, что за ними сохранены по решению суда отношения с родственниками по происхождению материалы дела не содержат, органами опеки не представлены, что подтверждает утрату родственных связей между Воробьевой А.В., Воробьевым А.В. и истцами, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что выезд Воробьева А.В. и Воробьевой А.В.из жилого помещения по <адрес> является установленным, носит постоянный характер, в связи с переездом для постоянного места жительства к приемным родителям. Помимо этого, у несовершеннолетних отсутствует реальная потребность в спорном жилом помещении, где они состояли лишь на регистрационном учете, поскольку как в период усыновления и удочерения, так и по истечении уже продолжительного времени приемные родители несовершеннолетней, равно как и сам Воробьев А.В., достигший на момент рассмотрения иска совершеннолетнего возраста, не проявляли интереса в отношении спорного жилого помещения. Кроме того, на момент усыновления Воробьевой А.В. и Воробьева А.В. вопрос о сохранении их личных имущественных и неимущественных прав в отношении родственников не ставился.
Вместе с тем, регистрация Воробьевой А.В. и Воробьева А.В. в спорном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности истцам, неосновательно нарушает их права, поскольку они ограничены в праве пользования, распоряжения принадлежащим им имуществом, истцы, кроме того, несут бремя расходов по оплате коммунальных услуг, начисляемых на Воробьеву А.В. и Воробьева А.В., что также ущемляет их имущественные права.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Воробьева С.В., Воробьевой М.В. удовлетворить.
Признать Воробьева А.В., Воробьеву А.В. ДД.ММ.ГГГГ рожденияутратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 10 июля 2017г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.