Дело № 2-67/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2020 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи М.Е. Бубновой
при секретаре А.Г. Астаповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Видясова С.В. к администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», главе администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и понуждении к изданию постановления о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Видясов С.В. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» в принятии его самого и его дочери на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и понуждении администрации СГО повторно рассмотреть его заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обосновании исковых требований истец указал, что 17.04.2019 он обратился в администрацию Светлогорского городского округа с заявлением о принятии его самого и его несовершеннолетней дочери В.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В июне 2019 года он получил отказ в принятии на такой учет за подписью главы администрации Светлогорского городского округа, где в качестве обоснования отказа был указан п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец полагает данный отказ незаконным и нарушающим его права и права его несовершеннолетней дочери, по следующим основаниям.
Истец указывает, что к его заявлению от 17.04.2019 были приложены все документы, перечень которых установлен частью 4 ст. 52 ЖК РФ и Законом Калининградской области от 5 июля 2017 года № 90 « О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет а качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области». Эти документы содержали все сведения, необходимые для признания его и дочери малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец также указывает, что он сам и его дочь зарегистрированы по месту жительства в квартире <№> в доме <№> по <Адрес>, которая в установленном законом порядке была признана непригодной для проживания. Поскольку из-за непригодности этой квартиры для проживания они не имеют возможности в ней проживать, истец считает, что на него и на его дочь распространяются положения п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
Уточнив исковые требования, истец указал, что в судебном заседании ему стало известно о том, что его заявление было рассмотрено жилищной комиссией администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» и 17 мая 2019 года принято решение о признании его, Видясова С.В. и его дочери В.А.С. малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Учитывая то, что на территории Светлогорского городского округа коллегиальным органом, принимающим решение о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, является жилищная комиссия администрации Светлогорского городского округа, и в данном случае решение указанного органа не обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке, истец считает, что у администрации муниципального образования имеется обязанность издать постановление о постановке его самого и его несовершеннолетней дочери на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Просил, в дополнение к требованию о признании незаконным отказа администрации Светлогорского городского округа в принятии его самого и его дочери на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязать ответчика поставить их на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с решением жилищной комиссии от 17 мая 2019 года.
В последующем, уточнив и дополнив исковые требования, истец просил также обязать главу администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» издать соответствующее постановление о постановке его, Видясова С.В. и его дочери, В.А.С., на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с решением жилищной комиссии от 17 мая 2019 года (протокол <№>).
В судебное заседание истец Видясов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители истца - Соколов А.А. и Хлебова Л.В. в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным выше основаниям.
Представитель администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» Малуха А.А. с иском не согласен, пояснив, что истцом не доказано то, что он должен быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Также истцом не доказана обязанность главы администрации издать соответствующее постановление, поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования «Светлогорский городской округ» глава муниципального образования не издает акты такого характера. Согласно Уставу, именно администрация муниципального образования издает такого рода постановления. Решения жилищной комиссии, в силу закона, носят исключительно рекомендательный характер. В данном случае истцу отказано в постановке на учет ввиду не предоставления полного пакета документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Принимая решение об отказе в постановке на учет Видясова С.В. и его несовершеннолетней дочери, глава администрации не располагал пакетом документов, переданных на рассмотрении жилищной комиссии, поскольку ему был передан только протокол жилищной комиссии. Документы, находящиеся в жилищном деле Видясова С.В., остались у предыдущего председателя жилищной комиссии. Считает, что Видясов С.В. не лишен права повторно обратиться в администрацию муниципального образования, представив полный пакет документов. Кроме того, указывает, что истцом, в нарушение ст. 39 ГПК РФ, дважды были изменены предмет и основание иска, что противоречит положениям ст.ст. 131-132 ГПК РФ. Просит отказать истцу в иске.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Судом установлено, что 17 апреля 2019 года Видясов С.В. обратился в администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи: он сам и его несовершеннолетняя дочь В.А.С., <Дата> года рождения, в связи с тем, что занимаемое ими жилое помещение - квартира <№> в доме <№> по <Адрес> признана непригодной для проживания. Супругу - В.Е.С. - заявитель просил не включать в состав семьи, поскольку она не претендует на признание ее малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 110).
17 мая 2019 года жилищная комиссия администрации МО «Светлогорский городской округ», рассмотрев заявление Видясова С.В., приняла решение рекомендовать в соответствии со ст. 49, п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Законом Калининградской области от 05.07.2017 года № 90 «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области», решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 04.02.2019 № 92 «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений и нормы предоставления», решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 04.02.2019 № 93 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда Светлогорского городского округа», признать нуждающимся в жилом помещении Видясова С.В. и члена его семьи малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 38-39).
Решением главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», оформленным письмом от 05 июня 2019 года, Видясову С.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (л.д. 10).
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 данной статьи).
В соответствии со ст. 1 Закона Калининградской области от 05.07.2017 N 90 "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области", признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма осуществляются на территории Калининградской области органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов (в части сельских поселений, входящих в их состав), городских поселений муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления).
Статьей 3 названного закона предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного им в письменной форме либо в форме электронного документа по его выбору в орган местного самоуправления по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным им в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким уполномоченным органом в Светлогорском районе Калининградской области является жилищная комиссия, созданная при администрации МО «Светлогорский городской округ».
В соответствии с п. 2.1 Положения о жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ», комиссия в пределах своих полномочий осуществляет предварительное рассмотрение жилищных вопросов в целях выработки коллегиального мнения, и принимает решения (заключения), которые носят рекомендательный характер для последующего принятия решений главой администрации МО «Светлогорский городской округ» (л.д. 106).
В силу п. 2.2 Положения, в компетенцию Комиссии входит, в том числе рассмотрение заявлений граждан о признании их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решения комиссии носят рекомендательный характер и являются основанием для издания главой администрации МО «Светлогорский городской округ» соответствующего постановления (п. 2.4 Положения) (л.д. 107).
Решения Комиссии доводятся до главы администрации МО «Светлогорский городской округ» в виде: 1) проектов постановлений по рассмотренным Комиссией вопросам; 2) проектов ответов на заявления (ходатайства) граждан и организаций по рассмотренным комиссией вопросам (п. 5.1 Положения) (л.д. 108).
Согласно положениям ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, на орган местного самоуправления возлагается обязанность сообщить гражданину о решении об отказе в принятии на учет, которое должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.
При этом законодатель не устанавливает, в какой форме орган местного самоуправления должен сообщить гражданину о принятом решении об отказе в принятии на учет.
Из материалов дела следует, что глава администрации МО «Светлогорский городской округ» в своем письме от 05 июня 2019 года сообщил истцу о принятом им решении, сославшись на то. что заявление Видясова С.В. было рассмотрено, и в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ истцу отказано в принятии на учет на основании п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из толкования приведенных положений закона следует, что все основания, по которым заявитель не мог быть принят на учет нуждающихся, подлежали указанию в отказе.
Вместе с тем, ссылаясь на то, что представленными Видясовым С.В. документами не подтверждено право состоять на учете в качестве нуждающихся, ответчик не привел никакого обоснования принятого им решения, ограничившись лишь указанием на норму закона.
Как следует из пояснений представителя ответчиков, а также из сообщения главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 02 марта 2020 года, оценка представленным Видясовым С.В. документам была дана жилищной комиссией при принятии соответствующего решения от 17.05.2019. После заседания жилищной комиссии 17.05.2019 и оформления протокола заседания жилищной комиссии, документы Видясова С.В. вместе с протоколом заседания были переданы председателю жилищной комиссии для подписания, который вернул секретарю жилищной комиссии после подписания только протокол без приложенных документов. В связи с тем, что трудовые отношения председателя жилищной комиссии с администрацией МО «Светлогорский городской округ» прекращены с 04.06.2019, представить документы, находящиеся в жилищном деле Видясова С.В. не возможно.
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что, принимая решение об отказе Видясову С.В. в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, глава администрации МО «Светлогорский городской округ» не располагал документами, представленными истцом вместе с его заявлением от 17.04.2019 года.
Следовательно, решение от отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма принято главой органа местного самоуправления без изучения и оценки представленных Видясовым С.В. документов, то есть фактически необоснованно. Однако, сделать вывод о том, имеет ли право гражданин состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, либо такое право не подтверждено, можно лишь после изучения и оценки представленных им документов.
При таких обстоятельствах ссылка в оспариваемом решения на п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ неправомерна.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение администрации МО «Светлогорский городской округ» об отказе в принятии Видясова С.В. и его несовершеннолетней дочери В.А.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является незаконным, следовательно, исковые требования Видясова С.В. в этой части - обоснованными и подлежащими удовлетворению судом.
Доводы представителя ответчиков о том, что Видясовым С.В. был представлен неполный комплект документов, поэтому принятое главой администрации МО «Светлогорский городской округ» решение является законным, суд отклоняет, поскольку такое основание предусмотрено п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, однако, ссылки на данную норму в оспариваемом решении органа местного самоуправления не приведено.
Кроме того, проверить данное обстоятельство, а также обоснованность принятого главой администрации МО «Светлогорский городской округ» решения в настоящее время невозможно ввиду того, что документы, находящиеся в жилищном деле Видясова С.В., администрацией муниципального образования утеряны.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ» обязанность повторно рассмотреть заявление Видясова С.В. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и принять обоснованное решение.
Оснований для удовлетворения исковых требований Видясова С.В. о понуждении главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» к изданию постановления о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд не усматривает, поскольку решения межведомственной комиссии носят рекомендательный характер.
В силу положений жилищного законодательства, правом принимать решения по заявлениям граждан о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, наделен орган местного самоуправления, которым может быть принято иное решение, нежели то, которое принято жилищной комиссией.
Несостоятельными являются доводы представителя ответчиков об изменении истцом предмета и основания иска, поскольку исходя из первоначально заявленных требований и впоследствии уточненных и дополненных в порядке ст. 39 ГПК РФ не усматривается одновременное изменение предмета и основания иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Видясова С.В. - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, оформленный письмом от 5 июня 2019 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ» повторно рассмотреть заявление Видясова С.В. о принятии его на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части иска Видясову С.В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд Калининградской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда, то есть с 19 марта 2020 года.
Судья М.Е. Бубнова