Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2015 (2-4063/2014;) ~ М-3250/2014 от 14.08.2014

                                                                Дело № 2- 87 /15

                                         РЕШЕНИЕ

                          Именем Российской Федерации

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Жуковой Л.Н.

При секретаре Разуваевой С.Н.

С участием представителя военного прокурора - Триполева Е.В.,, действующего по доверенности,

Ответчика Татаринцевой Н.А., представителя ответчика Татаринцева С.В. – Учава Т.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга военнослужащих, (Госорган1) к Татаринцеву С. В., Татаринцевой Н. А., Татаринцеву Д. С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого помещения,–

                                             установил:

           Военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга военнослужащих, (Госорган1) обратился в суд с иском к Татаринцеву С.В., Татаринцевой Н.А., Татаринцеву Д.С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска указано, что между (Госорган2) и Татаринцевым С.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№), из содержания которого следует, что (Госорган2), действующая в интересах собственника жилого помещения (Госорган4), передала Татаринцеву С.В. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение - квартиру <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для временного проживания в нем. Служебное жилое помещение предоставлено связи с работой ответчика Татаринцева С.В. в (Госорган2).

Согласно выписки из ЕГРПН право оперативного управления на указанную квартиру закреплено за (Госорган2)

Приказом начальника (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) Татаринцев С.В. был принят на работу на должность <данные изъяты>, с (ДД.ММ.ГГГГ) года был уволен с работы по п.2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата (приказ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)).

(ДД.ММ.ГГГГ) года 3 отдел (<адрес>) (Госорган3) направил Татаринцеву С.В. уведомление об освобождении до (ДД.ММ.ГГГГ) удерживаемого им и членами его семьи служебное помещение, располагающегося по адресу: <адрес>. До настоящего времени жилое помещение ответчиками не освобождено.

В ходе судебного разбирательства военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в защиту прав и законных интересов РФ, неопределенного круга военнослужащих, (Госорган1) требования к Татаринцеву С.В., Татаринцевой Н.А., Татаринцеву Д.С. уточнил. Просит признать договор найма служебного жилого помещения от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№), заключенный между (Госорган2) и Татаринцевым С.В., с (ДД.ММ.ГГГГ) года недействительным и прекратившим свое действие в связи с истечением срока трудового договора. Также просят признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (л.д. 75-79).

В судебном заседании представитель военного прокурора иск уточнил, суду пояснил, что иск заявлен в интересах РФ, как собственника спорного жилого помещения, о чем указано в тексте искового заявления. Ответчику Татаринцеву С.В. и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение на время работы в (Госорган2) по договору найма служебного жилого помещения во временное пользование, он не являлся военнослужащим, работал по трудовому договору. Жилищный фонд, закрепленный за (Госорган2), использовался как служебное жилье, какого – либо акта, устанавливающего, что это жилое помещение является служебным, у прокурора не имеется, но оно было принято. Все документы по жилищному фонду при ликвидации (Госорган2) были переданы в <адрес>. Основанием для предоставления спорного жилого помещения во временное пользование ответчикам явился договор найма служебного жилья на время работы. Трудовые отношения прекращены, следовательно, прекратил свое действие и договор найма жилого помещения, в этой части требования уточняют, просят прекратить право пользования ответчиками жилого помещения в связи с прекращением действия договора найма служебного жилого помещения. В виду отсутствия оснований для дальнейшего пользования спорным жилым помещением, ответчики подлежат выселению из него без предоставления другого жилого помещения. Использование спорного жилого помещения ответчиками без законных на то оснований, препятствует собственнику в осуществлении правомочий по распоряжению таким жилым помещением в целях обеспечения жильем военнослужащих.

Ответчики Татаринцев С.В. и Татаринцев Д.С. в судебное заседание не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие

Представитель ответчика Татаринцева С.В. - Учава Т.А. против иска возражала, суду пояснила, что истец не представил доказательств, что спорному жилому помещению присвоен статус служебного жилья. Следовательно, к данным правоотношениям следует применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма жилого помещения без учета статуса служебное. Договор найма служебного жилого помещения следует рассматривать как договор социального найма, спорное жилое помещение предоставлялось в порядке улучшения жилищных условий, семья Татаринцева С.В. состояла на очереди, документы не сохранились. Кроме того истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о выселении. ПО делу представлены письменные возражения ( л.д.95)

Ответчик Татаринцева Н.А. против иска возражала, суду пояснила, что супруг поступил на работу в (Госорган2) на должность <данные изъяты>, военнослужащим не являлся. По договору найма служебного жилого помещения, супругу предоставили служебное жилье, на время работы, она договор видела, договор не оспаривали. Им сказали, что если супруг отработает 10 лет, то квартира может быть передана им в собственность. Супруг не являлся военнослужащим, работал в КЭЧ по трудовому договору. Супруг уволился не по собственному желанию, а по сокращению штата.

           Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Татаринцев С.В. в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) работал в должности водителя гаража в (Госорган2), уволен (ДД.ММ.ГГГГ) по сокращению штата ( л.д. 57-58)

В период трудовых отношений Татаринцеву С.В. на основании договора найма служебного жилого помещения (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), заключенного с (Госорган2), на время работы у последнего было предоставлено служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры по адресу <адрес> для временного проживания на состав семьи : Татаринцев С.В., <данные изъяты> (ФИО2) и <данные изъяты> (ФИО1) ( л.д. 51-53)

С (ДД.ММ.ГГГГ) Татаринцев С.В. и члены его семьи зарегистрированы в предоставленном ему жилом помещении по месту жительства до настоящего времени ( л.д.54-56)

Согласно выписке из ЕГРПН спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, передано на праве оперативного управления (Госорган2) (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 26)

Правопреемником (Госорган2) в результате реорганизации в форме присоединения является (Госорган1), которому передано по передаточному акту от (ДД.ММ.ГГГГ) находящееся в распоряжении (Госорган2) движимое и недвижимое имущество ( л.д. 47-50, 99- 101)

Военным прокурором ставится вопрос о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения, прекращении у Татаринцева С.В. и членов его семьи права пользования служебным жилым помещением и выселении, поскольку отсутствуют основания для сохранения права пользования ответчиками спорным жилым помещением.

В силу ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из оснований заявленного иска, военный прокурор Воронежского гарнизона обращается в суд с иском в защиту интересов РФ, как собственника спорного жилого помещения об устранении препятствий в распоряжении жилищным фондом, принадлежащим на праве собственности РФ, и переданном в оперативное управление учреждению Министерства обороны РФ в целях обеспечения такими жилыми помещениями военнослужащих.

        В силу ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

          Согласно ст. 93 ЖК РФ Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

            В соответствии со ст. 99 ЖК РФ Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

            На основании ст. 100 ЖК РФ По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Частью 3 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

         Как установлено судом при рассмотрении дела, ответчики к категории лиц, перечисленных в части 2 ст. 103 ЖК РФ, не относятся, на учете как нуждающиеся в жилых помещениях по договору социального найма в органе местного самоуправления не состоят, не представлено ответчиками и доказательств наличия права состоять на таком учете.

Ссылку ответчиков на то, что к данным правоотношениям не подлежат применению нормы ЖК РФ, регулирующие договор найма служебного жилого помещения, поскольку не подтвержден статус спорного жилого помещения в качестве служебного, суд находит несостоятельной.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (в том числе жилые помещения), других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или им предоставлено) во владения, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

         В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности

Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения, в том числе о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. "м" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053).

Спорная квартира принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за органом, распоряжающимся специализированным жилищным фондом Министерства обороны РФ.

Отсутствие в данном случае,    решения уполномоченного органа о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения его к числу служебных жилых помещений в порядке, установленном п. п. 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п.п. "м" п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» не влияет на права собственника и законного владельца этим имуществом, и не свидетельствует о наличии у ответчиков права по пользованию спорным жилым помещением на иных основаниях, поскольку ответчики не относятся к той категории лиц, которым может быть предоставлено жилое помещение, относящееся к жилищному фонду Министерства обороны РФ, по договору социального найма.

           При этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ) Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ)

Довод ответчиков о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ЖК РФ, регулирующие договор социального найма жилого помещения, являлся предметом рассмотрения и оценки в рамках ранее рассмотренного судом гражданского дела по иску Татаринцева С.В. к (Госорган1), (Госорган5) о признании права собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, то есть спорного жилого помещения.

Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении иска Татаринцева С.В. отказано.

Решением суда установлено, что договор найма служебного жилого помещения от (ДД.ММ.ГГГГ) не может быть отнесен к договору социального найма, и у Татаринцева С.В. отсутствует право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма ( л.д. 10-11,

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчики не относятся ни к одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилья из жилищного фонда РФ, а у (Госорган4) и его подведомственных учреждений обязательств по предоставлению им жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Довод ответчиков о пропуске истцом срока на обращение с настоящим иском в суд, суд находит несостоятельным.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Положения ЖК РФ не содержат специальных сроков для обращения в суд с исками о выселении из специализированных жилых помещений.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" если ЖК РФ не устанавливает сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав и одним из оснований для возникновения спорных жилищных отношений является договор найма специализированного жилого помещения, применяется общий трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ.

В силу положений ст. 208 ГК РФ Исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Собственником спорного жилого помещения является РФ, законным владельцем- учреждение (Госорган4), которому предоставлено право распоряжения жилищным фондом переданным в оперативное управление для обеспечения такими жилыми помещениями военнослужащих, использование жилого помещения ответчиками нарушает права собственника и законного владельца по распоряжению таким жилым помещением.

Настоящий иск направлен на устранение препятствий в осуществлении правомочий собственника и иного законного владельца в отношении спорного жилого помещения, в связи с чем, не имеется оснований для применения заявления ответчиков о сроке давности к заявленным требованиям.

         Пунктом 5 ст. 100 ЖК РФ установлено, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, частями 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и ч. 3 и 4 ст. 67 настоящего Кодекса.

Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено Татаринцеву С.В. на период трудовых отношений с (Госорган2), входящим в состав (Госорган4), откуда ответчик был уволен по сокращению штата, к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ответчики не относятся,    то отсутствуют основания для продолжения действия договора найма служебного жилого помещения и его действие прекращается, и они подлежат выселению из спорного жилого помещения, без предоставления другого жилья.

Спорное жилое помещение является служебным в силу прямого указания на это в законе и относится к специализированному жилищному фонду, что исключает возможность его предоставления по договору социального найма.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик до заключения договора найма служебного жилого помещения занимал спорную квартиру на условиях договора социального найма либо на ином законном основании, и что такое предоставление носило бессрочный, а не временный характер, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

                      Р е ш и л :

Иск Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворить.

Прекратить право пользования Татаринцева С. В., Татаринцевой Н. А. и Татаринцева Д. С. жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.

Выселить Татаринцева С. В., Татаринцеву Н. А. и Татаринцева Д. С. из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.

Судья                                                                    Жукова Л.Н.

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)

                                                                Дело № 2- 87 /15

                                         РЕШЕНИЕ

                          Именем Российской Федерации

(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи Жуковой Л.Н.

При секретаре Разуваевой С.Н.

С участием представителя военного прокурора - Триполева Е.В.,, действующего по доверенности,

Ответчика Татаринцевой Н.А., представителя ответчика Татаринцева С.В. – Учава Т.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга военнослужащих, (Госорган1) к Татаринцеву С. В., Татаринцевой Н. А., Татаринцеву Д. С. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого помещения,–

                                             установил:

           Военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга военнослужащих, (Госорган1) обратился в суд с иском к Татаринцеву С.В., Татаринцевой Н.А., Татаринцеву Д.С. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. В обоснование иска указано, что между (Госорган2) и Татаринцевым С.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№), из содержания которого следует, что (Госорган2), действующая в интересах собственника жилого помещения (Госорган4), передала Татаринцеву С.В. и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение - квартиру <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для временного проживания в нем. Служебное жилое помещение предоставлено связи с работой ответчика Татаринцева С.В. в (Госорган2).

Согласно выписки из ЕГРПН право оперативного управления на указанную квартиру закреплено за (Госорган2)

Приказом начальника (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) Татаринцев С.В. был принят на работу на должность <данные изъяты>, с (ДД.ММ.ГГГГ) года был уволен с работы по п.2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата (приказ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)).

(ДД.ММ.ГГГГ) года 3 отдел (<адрес>) (Госорган3) направил Татаринцеву С.В. уведомление об освобождении до (ДД.ММ.ГГГГ) удерживаемого им и членами его семьи служебное помещение, располагающегося по адресу: <адрес>. До настоящего времени жилое помещение ответчиками не освобождено.

В ходе судебного разбирательства военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в защиту прав и законных интересов РФ, неопределенного круга военнослужащих, (Госорган1) требования к Татаринцеву С.В., Татаринцевой Н.А., Татаринцеву Д.С. уточнил. Просит признать договор найма служебного жилого помещения от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№), заключенный между (Госорган2) и Татаринцевым С.В., с (ДД.ММ.ГГГГ) года недействительным и прекратившим свое действие в связи с истечением срока трудового договора. Также просят признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения (л.д. 75-79).

В судебном заседании представитель военного прокурора иск уточнил, суду пояснил, что иск заявлен в интересах РФ, как собственника спорного жилого помещения, о чем указано в тексте искового заявления. Ответчику Татаринцеву С.В. и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение на время работы в (Госорган2) по договору найма служебного жилого помещения во временное пользование, он не являлся военнослужащим, работал по трудовому договору. Жилищный фонд, закрепленный за (Госорган2), использовался как служебное жилье, какого – либо акта, устанавливающего, что это жилое помещение является служебным, у прокурора не имеется, но оно было принято. Все документы по жилищному фонду при ликвидации (Госорган2) были переданы в <адрес>. Основанием для предоставления спорного жилого помещения во временное пользование ответчикам явился договор найма служебного жилья на время работы. Трудовые отношения прекращены, следовательно, прекратил свое действие и договор найма жилого помещения, в этой части требования уточняют, просят прекратить право пользования ответчиками жилого помещения в связи с прекращением действия договора найма служебного жилого помещения. В виду отсутствия оснований для дальнейшего пользования спорным жилым помещением, ответчики подлежат выселению из него без предоставления другого жилого помещения. Использование спорного жилого помещения ответчиками без законных на то оснований, препятствует собственнику в осуществлении правомочий по распоряжению таким жилым помещением в целях обеспечения жильем военнослужащих.

Ответчики Татаринцев С.В. и Татаринцев Д.С. в судебное заседание не явились, просят дело рассмотреть в их отсутствие

Представитель ответчика Татаринцева С.В. - Учава Т.А. против иска возражала, суду пояснила, что истец не представил доказательств, что спорному жилому помещению присвоен статус служебного жилья. Следовательно, к данным правоотношениям следует применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма жилого помещения без учета статуса служебное. Договор найма служебного жилого помещения следует рассматривать как договор социального найма, спорное жилое помещение предоставлялось в порядке улучшения жилищных условий, семья Татаринцева С.В. состояла на очереди, документы не сохранились. Кроме того истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о выселении. ПО делу представлены письменные возражения ( л.д.95)

Ответчик Татаринцева Н.А. против иска возражала, суду пояснила, что супруг поступил на работу в (Госорган2) на должность <данные изъяты>, военнослужащим не являлся. По договору найма служебного жилого помещения, супругу предоставили служебное жилье, на время работы, она договор видела, договор не оспаривали. Им сказали, что если супруг отработает 10 лет, то квартира может быть передана им в собственность. Супруг не являлся военнослужащим, работал в КЭЧ по трудовому договору. Супруг уволился не по собственному желанию, а по сокращению штата.

           Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Татаринцев С.В. в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) работал в должности водителя гаража в (Госорган2), уволен (ДД.ММ.ГГГГ) по сокращению штата ( л.д. 57-58)

В период трудовых отношений Татаринцеву С.В. на основании договора найма служебного жилого помещения (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), заключенного с (Госорган2), на время работы у последнего было предоставлено служебное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры по адресу <адрес> для временного проживания на состав семьи : Татаринцев С.В., <данные изъяты> (ФИО2) и <данные изъяты> (ФИО1) ( л.д. 51-53)

С (ДД.ММ.ГГГГ) Татаринцев С.В. и члены его семьи зарегистрированы в предоставленном ему жилом помещении по месту жительства до настоящего времени ( л.д.54-56)

Согласно выписке из ЕГРПН спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, передано на праве оперативного управления (Госорган2) (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 26)

Правопреемником (Госорган2) в результате реорганизации в форме присоединения является (Госорган1), которому передано по передаточному акту от (ДД.ММ.ГГГГ) находящееся в распоряжении (Госорган2) движимое и недвижимое имущество ( л.д. 47-50, 99- 101)

Военным прокурором ставится вопрос о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения, прекращении у Татаринцева С.В. и членов его семьи права пользования служебным жилым помещением и выселении, поскольку отсутствуют основания для сохранения права пользования ответчиками спорным жилым помещением.

В силу ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из оснований заявленного иска, военный прокурор Воронежского гарнизона обращается в суд с иском в защиту интересов РФ, как собственника спорного жилого помещения об устранении препятствий в распоряжении жилищным фондом, принадлежащим на праве собственности РФ, и переданном в оперативное управление учреждению Министерства обороны РФ в целях обеспечения такими жилыми помещениями военнослужащих.

        В силу ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

          Согласно ст. 93 ЖК РФ Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

            В соответствии со ст. 99 ЖК РФ Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

            На основании ст. 100 ЖК РФ По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Частью 3 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

         Как установлено судом при рассмотрении дела, ответчики к категории лиц, перечисленных в части 2 ст. 103 ЖК РФ, не относятся, на учете как нуждающиеся в жилых помещениях по договору социального найма в органе местного самоуправления не состоят, не представлено ответчиками и доказательств наличия права состоять на таком учете.

Ссылку ответчиков на то, что к данным правоотношениям не подлежат применению нормы ЖК РФ, регулирующие договор найма служебного жилого помещения, поскольку не подтвержден статус спорного жилого помещения в качестве служебного, суд находит несостоятельной.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации (в том числе жилые помещения), других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право федеральной собственности на имущество Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (или им предоставлено) во владения, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

         В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности

Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения, в том числе о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. "м" п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053).

Спорная квартира принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за органом, распоряжающимся специализированным жилищным фондом Министерства обороны РФ.

Отсутствие в данном случае,    решения уполномоченного органа о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения его к числу служебных жилых помещений в порядке, установленном п. п. 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п.п. "м" п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» не влияет на права собственника и законного владельца этим имуществом, и не свидетельствует о наличии у ответчиков права по пользованию спорным жилым помещением на иных основаниях, поскольку ответчики не относятся к той категории лиц, которым может быть предоставлено жилое помещение, относящееся к жилищному фонду Министерства обороны РФ, по договору социального найма.

           При этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ) Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ)

Довод ответчиков о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ЖК РФ, регулирующие договор социального найма жилого помещения, являлся предметом рассмотрения и оценки в рамках ранее рассмотренного судом гражданского дела по иску Татаринцева С.В. к (Госорган1), (Госорган5) о признании права собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, то есть спорного жилого помещения.

Вступившим в законную силу решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в удовлетворении иска Татаринцева С.В. отказано.

Решением суда установлено, что договор найма служебного жилого помещения от (ДД.ММ.ГГГГ) не может быть отнесен к договору социального найма, и у Татаринцева С.В. отсутствует право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма ( л.д. 10-11,

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчики не относятся ни к одной из категорий граждан, имеющих право на получение жилья из жилищного фонда РФ, а у (Госорган4) и его подведомственных учреждений обязательств по предоставлению им жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Довод ответчиков о пропуске истцом срока на обращение с настоящим иском в суд, суд находит несостоятельным.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Положения ЖК РФ не содержат специальных сроков для обращения в суд с исками о выселении из специализированных жилых помещений.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" если ЖК РФ не устанавливает сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав и одним из оснований для возникновения спорных жилищных отношений является договор найма специализированного жилого помещения, применяется общий трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ.

В силу положений ст. 208 ГК РФ Исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Собственником спорного жилого помещения является РФ, законным владельцем- учреждение (Госорган4), которому предоставлено право распоряжения жилищным фондом переданным в оперативное управление для обеспечения такими жилыми помещениями военнослужащих, использование жилого помещения ответчиками нарушает права собственника и законного владельца по распоряжению таким жилым помещением.

Настоящий иск направлен на устранение препятствий в осуществлении правомочий собственника и иного законного владельца в отношении спорного жилого помещения, в связи с чем, не имеется оснований для применения заявления ответчиков о сроке давности к заявленным требованиям.

         Пунктом 5 ст. 100 ЖК РФ установлено, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, частями 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и ч. 3 и 4 ст. 67 настоящего Кодекса.

Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено Татаринцеву С.В. на период трудовых отношений с (Госорган2), входящим в состав (Госорган4), откуда ответчик был уволен по сокращению штата, к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ответчики не относятся,    то отсутствуют основания для продолжения действия договора найма служебного жилого помещения и его действие прекращается, и они подлежат выселению из спорного жилого помещения, без предоставления другого жилья.

Спорное жилое помещение является служебным в силу прямого указания на это в законе и относится к специализированному жилищному фонду, что исключает возможность его предоставления по договору социального найма.

Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик до заключения договора найма служебного жилого помещения занимал спорную квартиру на условиях договора социального найма либо на ином законном основании, и что такое предоставление носило бессрочный, а не временный характер, в материалах дела отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

                      Р е ш и л :

Иск Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворить.

Прекратить право пользования Татаринцева С. В., Татаринцевой Н. А. и Татаринцева Д. С. жилым помещением, расположенным по адресу <адрес>.

Выселить Татаринцева С. В., Татаринцеву Н. А. и Татаринцева Д. С. из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.

Судья                                                                    Жукова Л.Н.

Мотивированное решение

изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)

1версия для печати

2-87/2015 (2-4063/2014;) ~ М-3250/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Воронежского гарнизона
ФГКУ "Центральное ТУИО" МО
Прокурор Коминтерновского района г. Воронежа
Ответчики
Татаринцев Сергей Васильевич
Татаринцева Наталья Александровна
Татаринцев Денис Сергеевич
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Жукова Л.Н.
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
14.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2014Передача материалов судье
19.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2014Подготовка дела (собеседование)
24.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.10.2014Предварительное судебное заседание
21.11.2014Предварительное судебное заседание
14.01.2015Предварительное судебное заседание
16.01.2015Предварительное судебное заседание
16.01.2015Судебное заседание
21.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2016Дело оформлено
07.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее