Дело № 2-888/2015 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2015 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филиппова О.П.,
при секретаре Дорофеевой Н.А.,
с участием прокурора Ланг К.В.,
ответчика Ничкова П.В.,
представителя ответчика Колягиной А.А.,
представителя третьего лица Дэка Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Каратузского сельсовета и Ничкову П. В. о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Каратузского сельсовета и Ничкову П. В. о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, указав, что постановлением администрации Каратузского сельсовета от <> № <> Ничкову П. В. предоставлен на правах аренды земельный участок из земель поселений, для индивидуального жилищного строительства, площадью <> кв.м. в <> с кадастровым номером <>, сроком на <> лет. <> между ответчиками заключен договор аренды указанного земельного участка. Предоставленный Ничкову П.В. земельный участок находится в санитарно-защитной зоне действующей АЗС, расположенной на придорожной полосе территориальной автодороги <>, что является недопустимым. В этой связи, по уточненным требованиям прокурор просит суд признать незаконным постановление администрации Каратузского сельсовета от 23.04.2015 № 178-П «О предоставлении земельного участка на правах аренды для индивидуального жилищного строительства», признать недействительным договор аренды <> находящегося в государственной собственности земельного участка от <>, заключенный между администрацией Каратузского сельсовета и Ничковым П.В., а также исключить спорный земельный участок из государственного кадастра недвижимости.
В судебном заседании прокурор Ланг К. В. уточненный иск поддержала и пояснила, что на придорожной полосе территориальной автодороги Каратузское-Ширыштык 0,4 км расположена действующая автозаправочная станция, принадлежащая на праве собственности Пурман А.И.
Согласно ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии с п.2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования – санитарно-защитная зона (СЗЗ). АЗС отнесена к объектам 4 класса опасности с установлением СЗЗ 100 метров. На территории СЗЗ запрещено жилищное строительство, эта зона не может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства. В ходе прокурорской проверки установлено, что спорный земельный участок, предоставленный Ничкову П.В. для индивидуального жилищного строительства, полностью находится в санитарно-защитной зоне действующей АЗС, что недопустимо. В этой связи, уточненный иск просила удовлетворить.
Третье лицо на стороне истца Пурман А. И. письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав при этом иск прокурора.
Представитель ответчика – администрации Каратузского сельсовета Колягина А. АлексА.на в суде иск не признала и пояснила, что земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставлен Ничкову П.В. в соответствии с утвержденным генпланом с.Каратузское. В этой зоне предусмотрено предоставление участков под ИЖС. Иск считает необоснованным и просила отказать в его удовлетворении.
Ответчик Ничков П. В. в судебном заседании иск также не признал и пояснил, что после границы АЗС проходит минерализованная полоса, дорога, и лишь затем начинается его участок. По правилам пожарной безопасности расстояние между АЗС и его участком выдержано. О нормах СанПин он не знал. Санитарно-защитная зона устанавливается индивидуально, в связи с чем, учитывая фактическое местоположение участка, в удовлетворении иска просил отказать.
Представитель третьего лица – администрации Каратузского района Дэка Э. В. в суде возражал против удовлетворения иска, пояснив, что земельный участок под АЗС сформирован, состоит на государственном кадастровом учете, земельный участок ответчика не пересекается с ним и предоставлен в соответствии с нормами градостроительства.
Заслушав объяснения прокурора, ответчика, представителей ответчика и третьего лица, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Как установлено в суде, на земельном участке из земель населенных пунктов, расположенном в <>, на придорожной полосе территориальной автодороги <>, <> м, с разрешенным использованием – эксплуатация автозаправочной станции, площадью 2800 кв.м., с кадастровым номером <> расположена действующая автозаправочная станция (далее по тексту АЗС).
Указанный земельный участок и АЗС принадлежат на праве собственности индивидуальному предпринимателю Пурман А. И., что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
На территории АЗС осуществляется эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Названная деятельность осуществляется Пурман А.И. на основании лицензии № ВХ-65-001975 от 21.01.2015 выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Постановлением администрации Каратузского сельсовета от 23 апреля 2015 года № 178-П «О предоставлении земельного участка на правах аренды для индивидуального жилищного строительства», без проведения торгов Ничкову П. В. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, площадью <> кв.м. с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером <> на правах аренды сроком на <> лет.
<> между Ничковым П.В. и администрацией Каратузского сельсовета заключен договор аренды названного земельного участка № <>.
Из материалов прокурорской проверки видно, что на АЗС производится заправка транспортных средств жидким и газовым моторным топливом, расстояние между южной границей земельного участка ответчика и северной границей участка, на котором расположена АЗС, составляет 85 метров.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Положениями ст.2 Закона определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.
В силу норм статей 10 и 11 Закона, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Пунктом 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Проектирование санитарно-защитных зон согласно п.3.1, осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
В соответствии с п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно п.7.1.12 названных СанПин, автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом отнесены к промышленным объектам и производствам IV класса с установлением СЗЗ в 100 метров.
Согласованным рабочим проектом АЗС размер СЗЗ также установлен в 100 метров по критерию физического воздействия на прилегающую территорию.
Из представленного ситуационного плана видно, что спорный земельный участок целиком находится в санитарно-защитной зоне АЗС, что является недопустимым.
При таком положении, требования прокурора, по мнению суда, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика и ответчика со ссылкой на утвержденный генплан поселения и соблюдение требований пожарной безопасности, судом отвергаются, как не имеющие правового значения при разрешении данного спора.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Постановление администрации Каратузского сельсовета от 23 апреля 2015 года № 178-П «О предоставлении земельного участка на правах аренды для индивидуального жилищного строительства», которым без проведения торгов Ничкову П. В. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, площадью <> кв.м. с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером <>, в <>, на правах аренды сроком на <> лет.
Признать недействительным договор аренды <> находящегося в государственной собственности земельного участка от <>, заключенный между администрацией Каратузского сельсовета и Ничковым П. В., по которому администрацией Каратузского сельсовета Ничкову П. В. в аренду сроком на 10 лет передан земельный участок из земель населенных пунктов, площадью <> кв.м. с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером <> в <>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок из земель населенных пунктов, площадью <> кв.м. с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером <>, местоположением: <>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.
Председательствующий