...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело № 2-6205/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2014 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Лемякиной В.М.,
при секретаре Чистовской М.А.,
С участием помощника прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда - Ершовой А.С.,
представителе ответчика - администрации Волгограда Сивогривовой И.О., действующих на основании доверенности,
представителя третьего лица Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда – Сивогривовой И.О.., Кондраевой А.Л., действующей на основании доверенности,
представителей третьего лица – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области – Бородина А.В., Гончарова С.С., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности организовать работы по обеспечению доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения социальной защиты населения. В обоснование своего иска прокурор указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда совместно с ГКУ «Центр социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району Волгограда» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в подземном пешеходном переходе на остановке общественного транспорта «Больница Ильича» имеющийся уклон по соответствует требованиям СП, не оборудован поручнями, находится в разрушенном состоянии, поверхность пандуса не имеет противоскользящего покрытия, краевые ступени не выделены цветом, отсутствует пандус, поверхность ступеней не имеет анти скользящего покрытия, у входа в подземный переход отсутствуют тактильные средства. В подземном пешеходном переходе остановки общественного транспорта «39-Гвардейская» имеющийся уклон не соответствует требованиям СП, не оборудован поручнями, находится в разрушенном состоянии, поверхность пандуса не имеет противоскользящего покрытия, краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом, отсутствует пандус, поверхность ступеней не имеет антискользящего покрытия, у входа в подземный пешеходный переход отсутствует тактильные средства. Указанные подземные пешеходные переходы включены в перечень объектов социальной и транспортной инфраструктуры, средств транспорта в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Обязанность по оборудованию остановочных пунктов, в том числе подземных пешеходных переходов возложена на администрацию города Волгограда. В связи с этим прокурор просит возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к указанным объектам транспортной инфраструктуры.
Помощник прокурора ... - Ершова А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика - администрации Волгограда возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты переданы в безвозмездное пользование Министерству транспорта и дорожного хозяйства ... для проектирования и реконструкции автодорог. Следовательно, администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком. Подземный пешеходный переход не является остановкой общественного транспорта, следовательно, Правила, на которые ссылается прокурор, не подлежат применению. Кроме того, с учетом длительности процедуры финансирования ремонтных работ, в двух месячный срок указанные работы проведены быть не могут.
Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сиволобова И.О. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства ... полагали, что администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по иску. Министерству недвижимое имущество, в том числе указанные в иске объекты, переданы в безвозмездное пользование с целью подготовки автомобильных дорог к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Возможно, указанные объекты недвижимости войдут в проект реконструкции автомобильных дорог. Однако, на Министерство не возложена обязанность по текущему содержанию и ремонту указанны объектов транспортной инфраструктуры.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», - основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.п. 5 ст. 5 Устава города- героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 20/362, п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. ... от ДД.ММ.ГГГГ №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в ...», финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
В соответствии со ст. ... «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в ...» от ДД.ММ.ГГГГ № 757-0Д, - объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров: пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно п. 4.1.6., 4.1.12, 4.1.14., 4.1.15., 4.1.16., ДД.ММ.ГГГГ Своду правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011:
1) при наличии на участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для N4111 наземный переход;
2 Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой. Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками. Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.
3) лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
4) пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0.9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0.1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
5) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
6) тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
При этом в соответствии с п. 5.13 СП 35-105-2002 Свода правил по проектированию и строительству «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», утвержденного Приказом «ЦНИИ градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ №256-а (далее СП 35-105-2002), подземные пешеходные переходы через магистрали следует оборудовать пандусом и поручнями.
Проверкой, проведенной прокуратурой ... Волгограда совместно с ПСУ «Центр социальной защиты населения по ... Волгограда», установлено следующее:
в подземном пешеходном переходе на остановке общественного транспорта «Больница Ильича»
в нарушение п. 4.1.14, 4.1.15, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 имеющийся уклон не соответствует требованиям (фото №2,3): не оборудован поручнями, находится в разрушенном состоянии, поверхность пандуса не имеет противоскользящего покрытия;
в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012. краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом (фактурой) фото 3. 4, 6;
в нарушение п. 4.1.6 отсутствует пандус (фото №6);
в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ -поверхность ступеней не имеет антискользящего покрытия ( фото №3);
в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ у входа в подземные пешеходный переход отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, которые следует размещать на покрытии пешеходных путей на участке, не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п. (фото. 2).
В подземном пешеходном переходе остановки общественного транспорта «39-Гвардейская» выявлены следующие нарушения:
имеющийся уклон не соответствует п. 4.1.14, 4.1.15, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012 (фото №4.5) не оборудован поручнями, находится в разрушенном состоянии, поверхность пандуса не имеет противоскользящего покрытия;
краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом (фактурой) фото 5,6,7;
отсутствует пандус (фото №6);
поверхность ступеней не имеет антискользящего покрытия п.ДД.ММ.ГГГГ (фото №6,7);
у входа в подземные пешеходный переход отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, которые следует размещать на покрытии пешеходных путей на участке, не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.( фото. 2.4).
Указанные недостатки зафиксированы в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ года.
Наличие недостатков не оспаривалось представителями ответчика и третьих лиц.
Согласно информации Департамента городского хозяйства подземные пешеходные переходы по проспекту Ленина в районе остановки общественного транспорта «Больница Ильича» и «39-ая Гвардейская» включены в перечень объектов социальной и транспортной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информации в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 15/446, департамент городского хозяйства администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет следующие полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части решения вопросов местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования город-герой Волгоград; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город-герой Волгоград.
Обязанности по оборудованию подземных пешеходных переходов расположенных на территории муниципального образования в силу закона возложены на администрацию муниципального образования, соответственно, отнесение каких-либо полномочий к отраслевым подразделениям исполнительно-распорядительного органа не освобождает от обязанности администрацию Волгограда.
Органы местного самоуправления, в том числе через структурные подразделения, как самостоятельно, так и с привлечением иных лиц на контрактной основе, должны исполнять возложенные на них законом обязанности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... ФЗ «О безопасности дорожного движения», - обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В данном случае, судом установлено, что собственником указанной дороги является администрация Волгограда.
Как следует из положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что недостатки содержания подземных пешеходных переходов были выявлены должностными лицами прокуратуры и ГКУ ЦСЗН по ....
Суд расценивает приведенные прокурором указанные выше доказательства, как объективные, убедительные и достоверные.
С учетом данного обстоятельства суд считает, что исковые требования являются обоснованными. Непринятие администрацией Волгограда надлежащих мер в указанной сфере не только является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения и социальной защиты населения, но и влечет повышение опасности при передвижении инвалидов и других маломобильных групп населения.
Следовательно, администрацией Волгограда не исполнена в полной мере обязанность по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Доводы ответчика о том, что администрация Волгограда является не надлежащим ответчиком в связи с передачей указанных объектов в безвозмездное пользование Министерству транспорта и дорожного хозяйства ... суд находит не состоятельными.
Согласно Распоряжению департамента муниципального имущества администрации Волгограда №... р от ДД.ММ.ГГГГ в безвозмездное пользование Министерству транспорта и дорожного хозяйства ... передано сооружение – автомобильная дорога пр-кт им. Ленина (от границ ... до границ ...), то есть участок дороги, на котором расположены указанные в иске прокурора подземные пешеходные переходы. Согласно договору №... от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и Министерством транспорта и дорожного хозяйства ... автомобильные дороги согласно Приложению 1 переданы Министерству в безвозмездное пользование для проектирования и реконструкции автодорог при подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
В связи с заключением данного договора у Министерства не возникло обязанности по текущему содержании и ремонту переданных объектов.
Следовательно, факт передачи объектов недвижимости в безвозмездное пользование не освобождает администрацию Волгограда как собственника от осуществления текущего содержания, ремонта и реконструкции объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
При таких данных, суд считает требования прокурора ... о возложении обязанности на администрацию Волгограда подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 206 ГПК РФ, с учетом характера спорных правоотношений, а также требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, суд считает необходимым установить администрации Волгограда срок для исполнения настоящего решения суда в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности организовать работы по обеспечению доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры – удовлетворить.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры, а именно в подземных пешеходных переходах на остановках общественного транспорта «Больница Ильича» и «39-Гвардейская»:
лестничные марши, ведущие внутрь подземного перехода оборудовать пандусом и поручнями;
не менее чем за 80 см перед началом лестничных маршей, ведущих в подземные пешеходные переходы оборудовать тактильными предупредительными полосами о начале опасного участка пути, изменении направления движения;
краевые ступени лестничных маршей подземных переходов выделить цветом (фактурой);
оборудовать ступени антискользящим покрытием.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд ... в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
Судья подпись В.М.Лемякина