Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-136/2018 (2-6079/2017;) ~ М-4376/2017 от 16.08.2017

Дело № 2-136/2018, 2-137/2018, 2-128/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2018 года город Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи     Габдрахманова А.Р.,

при секретаре              Смирновой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Петухова А.В. к Закрытому акционерному обществу «Биоресурс», Обществу с ограниченной ответственностью «Леспромхоз Лынгинский», Закрытому акционерному обществу «Майский лес», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании недействительными ничтожных договоров аренды лесных участков, договоров перенайма лесных участков,

у с т а н о в и л:

Петухов А.В. обратился в суд со следующими самостоятельными исками:

- к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее по тексту – ответчик, Минлесхоз УР), Закрытому акционерному обществу «Биоресурс» (далее по тексту - ЗАО «Биоресурс») о признании договора аренды лесного участка от 31.03.2008 года № 01/2-15/23 недействительным, к ЗАО «Биоресурс», Обществу с ограниченной ответственностью «Леспромхоз Лынгинский» (далее по тексту - ООО «Леспромхоз Лынгинский») о признании договора перенайма лесного участка от 21.08.2015 года недействительным;

- к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики, ООО «Леспромхоз Лынгинский» о признании договора аренды лесного участка от 29.04.2008 года № 01/2-15/87 недействительным, к ООО «Леспромхоз Лынгинский» о признании договора перенайма лесного участка от 09.02.2012 года недействительным;

- Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики, ЗАО «Биоресурс» о признании договора аренды лесного участка от 31.03.2008 года № 01/2-15/24 недействительным, к ЗАО «Биоресурс», Обществу с ограниченной ответственностью «Майский лес» (далее по тексту - ООО «Майский лес») о признании договора перенайма лесного участка от 15.12.2015 года недействительным, ссылаясь на недействительность заключенных договоров аренды лесных участков о передаче в аренду для заготовки древесины лесных участков, ввиду расположения на арендуемых участках являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального и республиканского значения территорий Салинского государственного охотничьего комплексного заказника, Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника, Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника, Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, Государственного охотничьего заказника «Потерянный ключ»; признание решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2015 года недействительным лесохозяйственных регламентов в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей в границах указанных охотничьих заказников; нарушение вырубкой лесных насаждений в данных охотничьих заказниках установленного ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» запрета и посяганием на публичные интересы граждан в сфере окружающей среды, нанесением вреда окружающей природной среде и экологической обстановке.

Определением от 16 ноября 2017 года производства по исковым заявлениям Петухова А.В. к ЗАО «Биоресурс», ЗАО «Майский лес», ООО «Леспромхоз Лынгинский», Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о признании недействительными ничтожных договоров аренды лесных участков, договоров перенайма лесных участков, объединены в одно производство.

Определением от 13 февраля 2018 года произведена замена ответчика: Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики - на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Истец Петухов А.В., представитель ЗАО «Биоресурс», извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель Петухова А.В. – Веретенникова А.А., действующая на основании доверенности, поддержал исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске и в письменных объяснениях, просила признать недействительными ничтожные договоры аренды лесных участков, ничтожными договоры перенайма лесных участков.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Скачков А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поддержал письменный отзыв на иск, при этом пояснил, что в настоящее время права истца не нарушены, поскольку внесены изменения в лесохозяйственные регламенты, утверждены мировые соглашения, которыми внесены изменения в оспариваемые сделки.

В судебном заседании представитель ООО «Майский лес», ООО «Леспромхоз Лынгинский» - Бажайкин А.Л., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, поддержал письменный отзыв на иск, заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.

Выслушав явившихся участников, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства.

31 марта 2008 года Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики и ЗАО «Биоресурс» заключили договор № 01/2-15/23 аренды лесного участка для заготовки древесины, в соответствии с которым арендатору передан в аренду лесной участок площадью 35801 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет местоположение: Удмуртская Республика, ГУ «Красногорское лесничество»: Архангельское участковое лесничество – кварталы: 15; 25- 27; 29; 31-33; 38; 41;43; 46; 48; 50-52; 59; 62-68 – площадь 5 464 га; Валамазское участковое лесничество – кварталы: 3-6; 8; 10-15; 17-18; 20-31; 33-35; 38; 39; 43-50; 60-62; 65-67; 69; 71; 72; 77; 81-85; 91; 92 - площадь 11 827 га; Кокманское участковое лесничество – кварталы: 1; 3; 5; 23; 26-27; 35; 40- 41; 44; 47; 49; 50; 59; 60; 65-66; 68; 73-76; 79-82; 84; 89; 90; 104; 106; 110 - площадь 6 962 га; Святогорское участковое лесничество – кварталы: 49; 55-56; 61; 72-74; 77-78; 82-83; 84; 89-94; 96-98; 103-105; 108 - площадь 5 851 га; Курьинское участковое лесничество, кварталы: 23; 25; 26; 29-31; 33; 35; 40; 42; 45-48; 51-54; 57; 59; 62-64; 69; 71; 73; 74 – площадь 5 697 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре – 50-2008-07. Зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 08.10.2008 года.

Исходя из условий договора, проекта освоения лесов, договор заключен, в том числе и на использование особо охраняемых природных территорий Красногорского лесничества Салинского государственного охотничьего комплексного заказника в кварталах 49, 55, 56, 61, 72-74, 77, 78, 82, 83, 89-94, 96-98, 108, Святогорского участкового лесничества, в кварталах 41, 65-68, части кварталов 31, 32, 43, 46, 59, 62-64, Архангельского участкового лесничества, Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника в кварталах 1, 3, 5, 35, 49, 50, 65, 66, 68, 79-82, 84, 110, части кварталов 47, 104, 106 Кокманского участкового лесничества, Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника в кварталах 60-62, 65-67, 81-85, части кварталов 21, 39, 43,44, 69, 71, 72, 91, 92 Валамазского участкового лесничества.

21 августа 2015 года ЗАО «Биоресурс» и ООО «Леспромхоз Лынгинский» заключили договор перенайма лесного участка, по условиям которого Арендатор (ЗАО «Биоресурс») передало Новому арендатору (ООО «Леспромхоз Лынгинский») права аренды по договору аренды лесного участка от 31.03.2008 года № 01/2-15/23, а именно права аренды на лесной участок площадью 35801 га для заготовки древесины, имеющий местоположение: Удмуртская Республика, Красногорское лесничество: Архангельское участковое лесничество – кварталы: 15; 25- 27; 29; 31-33; 38; 41;43; 46; 48; 50-52; 59; 62-68 – площадь 5 464 га; Валамазское участковое лесничество – кварталы: 3-6; 8; 10-15; 17-18; 20-31; 33-35; 38; 39; 43-50; 60-62; 65-67; 69; 71; 72; 77; 81-85; 91; 92 - площадь 11 827 га; Кокманское участковое лесничество – кварталы: 1; 3; 5; 23; 26-27; 35; 40- 41; 44; 47; 49; 50; 59; 60; 65-66; 68; 73-76; 79-82; 84; 89; 90; 104; 106; 110 - площадь 6 962 га; Святогорское участковое лесничество – кварталы: 49; 55-56; 61; 72-74; 77-78; 82-83; 84; 89-94; 96-98; 103-105; 108 - площадь 5 851 га; Курьинское участковое лесничество, кварталы: 23; 25; 26; 29-31; 33; 35; 40; 42; 45-48; 51-54; 57; 59; 62-64; 69; 71; 73; 74 – площадь 5 697 га.

29 апреля 2008 года Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики и ОАО «Ижмебель» заключили договор № 01/2-15/87 аренды лесного участка, в соответствии с которым арендатору передан в аренду лесной участок площадью 21 072 га для заготовки древесины, имеет местоположение: Удмуртская Республика, ГУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество»: Кекоранское участковое лесничество, кварталы: 4; 8; 10; 11; 13; 28; 29; 30; 55; 72; 73; 74; 78; 79; 100; 103; 104; 105; 110; 112; 113; 114; 123; 124; 128; 135; 136; 151; 153; 157; 160; 172; 177; 183; 184; 195; 196; 202; 203; 213; 214; 215; 216; 221 – площадь 9 604 га; Мукшинское участковое лесничество – кварталы: 25; 52; 61; 62; 88; 91; 145; 149; 154; 156; 158 - площадь 2 393 га; Чуровское участковое лесничество – кварталы: 8; 13; 19; 20; 27; 28; 34; 35; 36; 45; 46; 53; 59; 60; 63; 71; 72; 78; 81; 86; 87; 91; 92; 100 – площадь 5319 га; Селыченское участковое лесничество – кварталы: 47; 63; 68; 76; 80; 82; 84; 95; 100; 102; 104; 116; 117; 118; 120; 165 - площадь 3 756 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 103-2008-07. Зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 22.12.2008 года.

Исходя из условий договора, проекта освоения лесов, договор заключен, в том числе и на использование особо охраняемых природных территорий Якшур-Бодьинского лесничества Государственного охотничьего заказника «Потерянный ключ» в кварталах 100, 103-105, 123, 124, 128, 151, 153,157, 172, 177 Кекоранского участкового лесничества, Государственного природного заказника «Чекеровский» в кварталах 145, 154, 156 части квартала 158 Мукшинского участкового лесничества.

09 февраля 2012 года ОАО «Ижмебель» и ООО «Леспромхоз Лынгинский» заключили договор перенайма лесного участка, по условиям которого Арендатор (ОАО «Ижмебель») передало Новому арендатору (ООО «Леспромхоз Лынгинский») права аренды по договору аренды лесного участка от 29.04.2008 года № 01/2-15/87, а именно права аренды на лесной участок площадью 21072 га для заготовки древесины, имеющий местоположение: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район, Якшур-Бодьинское лесничеств: Кекоранское участковое лесничество, кварталы: 4; 8; 10; 11; 13; 28; 29; 30; 55; 72; 73; 74; 78; 79; 100; 103; 104; 105; 110; 112; 113; 114; 123; 124; 128; 135; 136; 151; 153; 157; 160; 172; 177; 183; 184; 195; 196; 202; 203; 213; 214; 215; 216; 221 – площадь 9 604 га; Мукшинское участковое лесничество – кварталы: 25; 52; 61; 62; 88; 91; 145; 149; 154; 156; 158 - площадь 2 393 га; Чуровское участковое лесничество – кварталы: 8; 13; 19; 20; 27; 28; 34; 35; 36; 45; 46; 53; 59; 60; 63; 71; 72; 78; 81; 86; 87; 91; 92; 100 – площадь 5319 га; Селыченское участковое лесничество – кварталы: 47; 63; 68; 76; 80; 82; 84; 95; 100; 102; 104; 116; 117; 118; 120; 165 - площадь 3 756 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 103-2008-07.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 04.07.2012 года деятельность ОАО «Ижмебель» прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

31 марта 2008 года Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики и ЗАО «Биоресурс» заключили договор № 01/2-15/24 аренды лесного участка, в соответствии с которым арендатору передан в аренду лесной участок площадью 33417 га для заготовки древесины, имеет местоположение: Удмуртская Республика, ГУ УР «Игринское лесничество»: Ново-Зятцинское участковое лесничество, кварталы: 4-6, 9-18, 21—33, 35-39, 41, 43,47-50,53-59,62,69-81,87-100, 102, 103, 106-108, 111-115, 120-126, 137—139, 141, 144-152,154, 159-164, 167- 171, 173-176, 178-184, 186- 187—площадью 26745 Га; Чутырское участковое лесничество, кварталы: 36, 72, 98, 100, 102,, 103, 128, 129, 131, 132, 136—площадью 2482 Га; Пионерское участковое лесничество, кварталы: 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141-148—площадью 4 190 Га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре – 49-2008-07.

Вышеуказанный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике 09.12.2008 года.

Исходя из условий договора, проекта освоения лесов, договор заключен, в том числе и на использование особо охраняемых природных территорий Игринского лесничества Салинского государственного охотничьего комплексного заказника в части кварталов 4-6, 9-16 Ново-Зятцинского участкового лесничества, Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника в кварталах 18, 35, 36, части кварталов 37, 55, 56, 73-77 Ново-Зятцинского участкового лесничества.

15 декабря 2015 года ЗАО «Биоресурс» и ООО «Майский лес» заключили договор перенайма лесного участка, по условиям которого Арендатор (ЗАО «Биоресурс») передало Новому арендатору (ООО «Майский лес») права аренды по договору аренды лесного участка от 31.03.2008 года № 01/2-15/24, а именно права аренды на лесной участок площадью 33229,3 га для заготовки древесины, имеющий местоположение: Удмуртская Республика, Игринский район, Игринское лесничество: Ново-Зятцинское участковое лесничество, кварталы: 4-6, 9-18, 21—33, 35-39, 41, 43,47-50,53-59,62,69 (выд.1-41), 70 (выд. 1-20, 22-24), 71-81, 87 (выд. 1-29, 31-45), 88 (выд. 1-6, 8-27), 89 (выд. 2-39), 90-93, 94 (выд. 1-15, 17-34), 95 (выд. 1-8, 10-42), 96 (выд. 1-24, 29-78), 97 (выд. 1-3, 5-25), 98-100, 102, 103, 106-108, 111-115, 120-126, 137—139, 141, 144-150, 151 (выд. 1-34, 36-58), 152 (выд. 1-3, 5-33), 154, 159-164, 167- 170, 171 (выд. 1-31, 34-373), 173 (выд. 1-38, 41-49), 174 (выд. 1-18, 21-36), 175-176, 178, 179 (выд. 1-26, 28-33, 35-39), 180 (выд. 1-16, 18-51), 181 (выд. 1-9, 11-37, 39-73), 182 (выд. 2,3,5-83), 183, 184, 186 (выд. 1-28, 30-45), 187 (выд. 1-4, 6-12, 14-30); Пионерское участковое лесничество, кварталы: 68, 74-79, 105, 114, 125-127, 129, 131, 135, 141 (выд. 2-20), 142 (выд.2-23), 143 (выд. 2-43), 144 (выд. 1-9, 13-53), 145 (выд. 1-8, 10-34), 146-148; Чутырское участковое лесничество, кварталы: 36, 72, 98, 100, 102, 103, 128, 129, 131, 132, 136.

    Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании представленными и исследованными в суде доказательствами и сторонами не оспаривались.

Исковые требования Петухова А.В. необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Статья 22 Закона N 33-ФЗ устанавливает, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Управление государственными природными заказниками федерального значения осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 33-ФЗ государственные природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч. 1 ст. 24 Закона N 33-ФЗ).

Как установлено статьей 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с положениями статьи 102 ЛК РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях относятся к категории защитных лесов. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно части 3 статьи 103 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Частью 6 статьи 103 ЛК РФ установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181, лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с ч. 9 ст. 29 ЛК РФ - Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 настоящего Кодекса, в том числе расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 337 от 01.08.2011 г. утверждены Правила заготовки древесины:

п. 2 Правил - заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ);

- п. 3 Правил - граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ);

- п. 5 Правил - заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений);

- п. 33 Правил - рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках (ч. 5 ст. 17 Лесного кодекса РФ);

- п. 34 Правил - применение видов рубок при заготовке древесины осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.

Постановлением Правительства УР от 06.12.2010 N 376 (ред. от 14.06.2016) "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" установлено, что на территории заказников запрещаются сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования согласно приложению.

В силу положений пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Из разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

При этом суд принимает во внимание, что наличие заинтересованности в оспаривании указанных сделок истец обосновывает формальным отсутствием в условиях договоров аренды лесных участков сведений о нахождении в составе переданных в аренду эксплуатационных лесов особо охраняемых природных территорий, в которых запрещается либо ограничивается любая хозяйственная деятельность, что было вызвано отсутствием соответствующего нормативного акта Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, содержащего поквартальную карту схему с нанесением местоположения особо охраняемых природных территорий и видов разрешенного использования лесов на территории указанного лесничества с распределением по кварталам.

Таким образом, отсутствие в оспариваемых договорах указанных положений было вызвано отсутствием соответствующего нормативного акта Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, содержащего поквартальную карту схему с нанесением местоположения особо охраняемых природных территорий и видов разрешенного использования лесов на территории указанного лесничества с распределением по кварталам.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 790 от 28 декабря 2017 года к категории защитных лесов отнесены «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» и установлены их границы согласно приложениям 1-13, внесены изменения в приложение 2 к приказу Рослесхоза от 10.02.2017 N 45 "Об отнесении лесов на территории Камбарского и Красногорского лесничеств Удмуртской Республики к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.10.2010 N 402 "Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ", изложив его в редакции согласно приложению 14, в приложение 1 к приказу Рослесхоза от 18.07.2016 N 276 "Об отнесении лесов на территории Игринского и Шарканского лесничеств Удмуртской Республики к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.10.2010 N 402 "Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ", изложив его в редакции согласно приложению 15, в ранее принятые нормативные акты об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к защитным, ценным, эксплуатационным лесам и установлении их границ; в том числе к защитным лесам отнесены леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях:

- Красногорского лесничества Удмуртской Республики: Кокманское участковое лесничество (Красногорский лесхоз, Кокманское лесничество, кварталы 4, 31, 49 - 51, 55, 56, 64, 71, 72, 87, 88, 102, 103, 107, 111, 112, 116 - 121, части кварталов 1 - 3, 5 - 7, 13 - 20, 30, 32 - 38, 46 - 48, 52 - 54, 61, 63, 65 - 70, 79 - 86, 95 - 101, 104, 106, 108 - 110, 113 – 115, Красногорский сельский лесхоз, колхоз им. 21 съезда КПСС, часть квартала 19, Красногорский сельский лесхоз, совхоз "Красногорский", часть квартала 122); Святогорское участковое лесничество (Красногорский лесхоз, Красногорское лесничество, кварталы 21, 26, 33, 34, 37 - 39, 44, 65, 73, 76 - 78, 81, 82, 92, 93, 95, 97, 101, 102, части кварталов 7, 15 - 20, 22 - 25, 27, 28, 35, 36, 40 - 43, 45 - 50, 54 - 64, 66 - 69, 71, 72, 74, 75, 79, 80, 83, 88 - 91, 94, 96, 98 - 100, 107 – 120, Красногорский сельский лесхоз, совхоз "Красногорский", части кварталов 157, 158, Красногорский сельский лесхоз, колхоз им. 21 съезда КПСС, части кварталов 135, 141, 150 - 152, 159 - 164, 166, 167); Курьинское участковое лесничество (Красногорский лесхоз, Курьинское лесничество, квартал 65, части кварталов 66, 75, 76, Красногорский сельский лесхоз, совхоз "Селеговский", часть квартала 119); Архангельское участковое лесничество (Красногорский лесхоз, Архангельское лесничество, кварталы 55, 68 - 70, части кварталов 30 - 32,41 - 46, 53, 54, 56 - 67); Валамазское участковое лесничество (Красногорский сельский лесхоз, совхоз "Селеговский", части кварталов 93, 94, Красногорский лесхоз, Валамазское лесничество, кварталы 59 - 63, 65 - 67, 80 - 84, 90, части кварталов 21, 39 - 44, 58, 64, 68 - 76, 78, 79, 85 - 89, 91, 92);

- Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской Республики: Кекоранское участковое лесничество (Якшур-Бодьинский лесхоз, Кекоранское лесничество, квартал 105, части кварталов 106, 129 - 132, 158, 159, 181, 182, Якшур-Бодьинский лесхоз, Старо-Зятцинское лесничество, кварталы 100, 103, 104, 150 - 152, 155 - 157, 172 - 174, 178, части кварталов 64, 95, 96, 101, 122 - 128, 149, 153, 154, 169 - 171, 175 - 177, 179, 180, Якшур-Бодьинский сельский лесхоз, СХТОО "Родина", квартал 99, часть квартала 65, Якшур-Бодьинский сельский лесхоз, ТОО "Старо-Зятцинский", части кварталов 66, 67, 85 - 87, 89, 90, 102), Мукшинское участковое лесничество (Якшур-Бодьинский лесхоз, Мукшинское лесничество, кварталы 128, 141, 142, 147, 148, части кварталов 105, 116 - 120, 126, 127, 129, 132 - 137, 143 - 146, 153 – 158, Якшур-Бодьинский сельский лесхоз, ТОО им. Кирова, части кварталов 109, 110, 113); Селычинское участковое лесничество (Якшур-Бодьинский сельский лесхоз, ТОО "Ошворцинское", часть квартала 36);

- Игринского лесничества Удмуртской Республики: Ново-Зятцинское участковое лесничество (Игринский лесхоз, Малягуртское лесничество, квартал 35, части кварталов 1 - 4, 7 - 16, 18, 19, 36, 37, 55, 56, 73 - 76); Пионерское участковое лесничество (Игринский лесхоз, Игринское лесничество, кварталы 18 - 22, 42, части кварталов 23, 24, 43 - 47).

Соответственно, приказами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 27 марта 2018 года № 288, 284, 286, 279, 278, от 28 марта 2018 года № 275, 272, 273, 274, в целях исполнения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2015 года и приведения лесохозяйственного регламента в соответствие с действующими нормативными правовыми актами были внесены изменения в лесохозяйственные регламенты Можгинского лесничества Удмуртской Республики, Сюмсинского лесничества Удмуртской Республики, Балезинского лесничества Удмуртской Республики, Кезского лесничества Удмуртской Республики, Завьяловского лесничества Удмуртской Республики, Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской Республики, Красногорского лесничества Удмуртской Республики, Игринского лесничества Удмуртской Республики, Воткинского лесничества Удмуртской Республики, утвержденные приказами Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 04 мая 2008 года № 140, от 30 апреля 2008 года № 138 с распределением лесов по целевому назначению и категориями защитных лесов и картой-схемой распределения лесов по целевому назначению Можгинского лесничества Удмуртской Республики, Сюмсинского лесничества Удмуртской Республики, Балезинского лесничества Удмуртской Республики, Кезского лесничества Удмуртской Республики, Завьяловского лесничества Удмуртской Республики, Якшур-Бодьинского лесничества Удмуртской Республики, Красногорского лесничества Удмуртской Республики, Игринского лесничества Удмуртской Республики, Воткинского лесничества Удмуртской Республики.

Согласно являющейся общедоступной информации с сайта Арбитражного Суда Удмуртской Республики определением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 26 апреля 2018 года по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Леспромхоз Лынгинский» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (Ответчику) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 31.03.2008 № 01/2-15/23, утверждено мировое соглашение, по условиям которого в связи с изменением целевого назначения лесов, расположенных на территории Красногорского лесничества Салинского государственного охотничьего комплексного заказника в кварталах 49, 55, 56, 61, 72-74, 77, 78, 82, 83, 89-94, 96-98, 108 Святогорского участкового лесничества, в кварталах 41, 65-68, части кварталов 31, 32, 43, 46, 59, 62-64 Архангельского участкового лесничества, Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника в кварталах 1, 3, 5, 35, 49, 50, 65, 66, 68, 79-82, 84, 110, части кварталов 47, 104, 106 Кокманского участкового лесничества, Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника в кварталах 60-62, 65-67, 81-85, части кварталов 21, 39, 43, 44, 69, 71, 72, 91, 92 Валамазского участкового лесничетсва (с эксплуатационных на защитные) и с целью приведения целевого назначения лесов, переданных в аренду по договору аренды лесного участка от 31.03.2008 № 01/2-15/23 в соответствие с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года № 376 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР» (с изменениями и дополнениями), а также в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка, Стороны пришли к соглашению внести следующие изменения в договор аренды лесного участка от 31.03.2008 № 01/2-15/23 (далее Договор):

1.2. Дополнить раздел «Арендатор обязан» главы 3 «Права и обязанности сторон» договора аренды лесного участка от 31.03.2008 № 01/2-15/23 пунктом 3.60. следующего содержания:

«3.60. Соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного лесного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Удмуртской Республики, а также места их обитания, осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и т.п.) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов».

Приложение № 2 к договору изложено в редакции, в которой отражены характеристики лесного участка и насаждений, с указанием целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные); Приложение № 5 к договору (акт приема-передачи лесного участка в аренду) изложено с учетом характеристик и насаждений лесного участка (защитные, эксплуатационные).

Согласно являющейся общедоступной информации с сайта Арбитражного Суда Удмуртской Республики определением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 26 апреля 2018 года по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Леспромхоз Лынгинский» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в переоформлении договора аренды лесного участка №01/2-15/87 от 29 апреля 2008 года и обязании подписать названный договор в предложенной редакции в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утверждено мировое соглашение, по условиям которого в связи с изменением целевого назначения лесов, расположенных на территории Якшур-Бодьинского лесничества Государственного охотничьего заказника «Потерянный ключ» в кварталах 100, 103-105, 123, 124, 128, 151, 153,157, 172, 177 Кекоранского участкового лесничества, Государственного природного заказника «Чекеровский» в кварталах 145, 154, 156 части квартала 158 Мукшинского участкового лесничества (с эксплуатационных на защитные) и с целью приведения целевого назначения лесов, переданных в аренду по договору аренды лесного участка от 29.04.2008 № 01/2-15/87 в соответствие с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года № 376 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР» (с изменениями и дополнениями), а также в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка, Стороны пришли к соглашению внести следующие изменения в договор аренды лесного участка от 29.04.2008 № 01/2-15/87 (далее Договор):

Дополнить раздел «Арендатор обязан» главы 3 «Права и обязанности сторон» договора аренды лесного участка от 29.04.2008 № 01/2-15/87 пунктом 3.60. следующего содержания:

«3.60. Соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного лесного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Удмуртской Республики, а также места их обитания, осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и т.п.) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов».

Приложение № 2 к договору изложено в редакции, в которой отражены характеристики лесного участка и насаждений, с указанием целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные); Приложение № 5 к договору (акт приема-передачи лесного участка в аренду) изложено с учетом характеристик и насаждений лесного участка (защитные, эксплуатационные).

Согласно являющейся общедоступной информации с сайта Арбитражного Суда Удмуртской Республики определением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 05 апреля 2018 года по делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Майский лес» к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в переоформлении договора аренды лесного участка №01/2-15/24 от 31 марта 2008 года и обязании переоформить названный договор в предложенной редакции в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утверждено мировое соглашение, по условиям которого в связи с изменением целевого назначения лесов, расположенных на территории Игринского лесничества Салинского государственного охотничьего комплексного заказника в части кварталов 4-6, 9-16 Ново-Зятцинского участкового лесничества, Пестеринского государственного охотничьего бобрового заказника в кварталах 18, 35, 36, части кварталов 37, 55, 56, 73-77 Ново-Зятцинского участкового лесничества (с эксплуатационных на защитные) и с целью приведения целевого назначения лесов, переданных в аренду по договору аренды лесного участка от 31.03.2008 № 02/1-15/24 в соответствие с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года №376 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР» (с изменениями и дополнениями), а также в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка, Стороны пришли к соглашению внести следующие изменения в договор аренды лесного участка от 31.03.2008 № 02/1-15/24 (далее Договор):

1.2. Дополнить раздел «Арендатор обязан» главы 3 «Права и обязанности сторон» договора аренды лесного участка от 31.03.2008 № 02/1-15/24 пунктом 3.60. следующего содержания:

«3.60. Соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного лесного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Удмуртской Республики, а также места их обитания, осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и т.п.) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов».

Приложение № 2 к договору изложено в редакции, в которой отражены характеристики лесного участка и насаждений, с указанием целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные); Приложение № 5 к договору (акт приема-передачи лесного участка в аренду) изложено с учетом характеристик и насаждений лесного участка (защитные, эксплуатационные).

Данные обстоятельства указывают на отсутствие у истца заинтересованности в защите имевших место по причине отсутствия соответствующего нормативного акта Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики нарушениях.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований и для признания недействительными ничтожных договоров аренды лесных участков.

Кроме того согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 101 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, течение которого лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения; при этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки (пункт 1 ст. 181 ГК РФ в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При этом в силу пункта 9 ст. 3 Федерального закона от 7 мая 2013 № 100-ФЗ установленные положениями ГК РФ (в редакции данного Федерального закона) правила исчисления сроков исковой давности применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.

Согласно пункту 1 ст. 181 ГК РФ в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 № 109-ФЗ срок исковой давности по указанному требованию составлял три года и его течение для лица, не являющегося стороной сделки, как и для ее сторон начиналось со дня начала исполнения этой сделки, то есть в соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 893-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки <данные изъяты> на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации», от 19 июля 2016 № 1579-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки <данные изъяты> на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации» начало течения срока определялось не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки, что само по себе, учитывая предусмотренную законом возможность восстановления пропущенного срока исковой давности при наличии уважительных причин (ст. 205 ГК РФ), не могло рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

По заявленным требованиям в отношении договоров аренды лесных участков от 31.03.2008 года № 01/2-15/23, от 29.04.2008 года № 01/2-15/87, от 31.03.2008 года № 01/2-15/24 установленный пунктом 1 ст. 181 ГК РФ в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 № 109-ФЗ срок исковой давности начал течь с момента начала исполнения сторонами сделок при их государственной регистрации 08 октября 2008 года, 22 декабря 2008 года, 09 октября 2008 года и до 1 сентября 2013 года истек.

Согласно ст. 205 ГПК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Судом истцу указанные положения закона были разъяснены путем направления в его адрес письменного определения, которое истцом было получено, однако доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности, истцом представлено не было.

Установленных ст. 202, 203, 204 ГК РФ обстоятельств для приостановления и перерыва течения срока исковой давности, а также исключения из него периода в случае обращения истца в установленном порядке в суд за защитой нарушенного права на протяжении времени судебной защиты нарушенного права, о необходимости доказать наличие которых судом истцу в указанном определении было также разъяснено, в материалах дела не имеется.

Согласно пункту 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения; истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске; если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Поскольку оснований для вывода об уважительности причин пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, не имеется, в удовлетворении требования о признании недействительными ничтожных договоров аренды лесных участков должно быть отказано.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Петухова А.В. к Обществу с ограниченной ответственностью ТПК «Восток-ресурс», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании недействительными ничтожных договоров аренды лесных участков.

В силу пункта 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).

Сами по себе договоры перенайма, предметом которого является передача арендатором с согласия арендодателя своих прав и обязанностей по договорам аренды другому лицу, прав истца не нарушает, и основания для вывода об их ничтожности по приведенным истцом основаниям не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Петухова А.В. к Закрытому акционерному обществу «Биоресурс», Обществу с ограниченной ответственностью «Леспромхоз Лынгинский», Закрытому акционерному обществу «Майский лес», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании недействительными ничтожных договоров аренды лесных участков от 31.03.2008 года № 01/2-15/23, от 29.04.2008 года № 01/2-15/87, от 31.03.2008 года № 01/2-15/24, договоров перенайма лесных участков от 21.08.2015 года, от 09.02.2012 года, от 15.12.2015 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.

Решение в окончательной форме принято 04 июня 2018 года.

Председательствующий судья А.Р. Габдрахманов

2-136/2018 (2-6079/2017;) ~ М-4376/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петухов Александр Владимирович
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР
ООО "Леспромхоз Лынгинский"
ЗАО "Биоресурс"
Другие
Бажайкин А.Л.
Трошкова Е.В.
Ишмуратов Р.Ф.
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
_Габдрахманов Айрат Рафаилович
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
16.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2017Передача материалов судье
21.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2017Предварительное судебное заседание
16.11.2017Предварительное судебное заседание
06.12.2017Предварительное судебное заседание
18.01.2018Предварительное судебное заседание
13.02.2018Предварительное судебное заседание
21.03.2018Судебное заседание
30.03.2018Судебное заседание
18.05.2018Судебное заседание
04.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2018Дело оформлено
06.07.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее