Судебный акт #1 () по делу № 33а-1260/2022 от 22.02.2022

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-01-2021-000841-80

Судья Берхеева Г.И.                                                                 Дело № 33а-1260/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   5 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области  на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от        22 декабря 2021 года по делу № 2а-327/2021, по которому постановлено:

административный иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области по непринятию мер к постановке газопровода низкого давления, протяженностью 158 метров, расположенного в ж/д д.Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области поставить газопровод низкого давления, протяженностью 158 метров, расположенный в ж/д д.Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области, на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости в Управление Росреестра по Ульяновской области, в течении девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора               Федечко Ф.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства», к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании бездействия по неприятию мер к постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости незаконным, и обязании постановки на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта в регистрирующий орган.

В обоснование требований указал, что в связи с поступившим обращением ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлено, что на территории Новоспасского района Ульяновской области имеется газопровод низкого давления, протяженностью 158 метров, расположенный у ж/д д.Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области. Указанный газопровод является бесхозяйным объектом недвижимости, поскольку в реестре муниципальной собственности не числится, на балансе ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» также не стоит, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник указанного объекта не определен. Вместе с тем, администрация МО «Новоспасский район» меры, направленные на постановку вышеуказанного объекта на учет в качестве бесхозяйного, не принимает, что свидетельствует о ненадлежащей организации газоснабжения населения, бесконтрольного использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, нарушения требований промышленной безопасности, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «Новоспасский район».

Прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области по непринятию мер к постановке газопровода низкого давления, протяженностью 158 метров, расположенного у ж/д д.Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, незаконным; обязать администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области поставить газопровод низкого давления, протяженностью 158 метров, расположенный у ж/д д.Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области, на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости в Управление Росреестра по Ульяновской области, в течении девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с решением  суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает, что у прокурора района отсутствовали правовые основания для подачи данного административного иска в защиту неопределенного круга лиц  в связи с тем, что непринятие мер по постановке газопровода на учет может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, причинение вреда жизни и здоровью населения, поскольку указанный газопровод опасности для населения не представляет ввиду отсутствия в нем газа, не используется для газоснабжения жилых домов, отключен под заглушку от групповой установки сжиженного газа. 

Указывает, что расходование бюджетных средств на оформление недействующего газопровода, который не будет использоваться, не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств. Не соглашается с выводом суда, что спорный газопровод предназначен для передачи природного газа, поскольку данный вывод опровергается представленными в материалы дела документами общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск». Полагает, что решение суда противоречит ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Также полагает безосновательной ссылку суда на ч.4 ст.14, ст.ст.15, 16 указанного закона и на нормы Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Судом не учтено, что газопровод в д.Малая Андреевка не является опасным производственным объектом, в настоящее время не предназначен для газоснабжения, в связи с чем права неопределенного круга лиц администрацией не нарушены. Обращает внимание на то, что суд постановил поставить газопровод на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта, однако постановка на кадастровый учет и постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества – это разные действия. Также судом использовано некорректное сокращение «ж/д» и не конкретизировано месторасположение газопровода в д. Малая Андреевка.

В судебное заседание,  все лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

В силу положений ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст.225 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании обращения ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проведена проверка в сфере безопасности газового оборудования на территории Новоспасского района.

В ходе данной проверки установлено, что на территории Новоспасского района Ульяновской области имеется газопровод низкого давления, протяженностью 158 метров, расположенный у ж/д д.Малая Андреевка Новоспасского района Ульяновской области, не находящийся в чьей-либо собственности.

Газопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям, которые являются объектами капитального строительства, прочно связан с землей, его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.

Данный газопровод был построен в 1979 году на средства колхоза «Заря коммунизма» и использовался для газоснабжения многоквартирных жилых домов №№34,36,38 по ул. 1 Мая в д.Малая Андреевка. Газоснабжение осуществлялось от групповой установки сниженного газа. В настоящее время данные жилые дома газифицированы природным газом, а указанный газопровод является тупиковым участком сети газораспределения природного газа, неиспользуемым для газоснабжения этих домов, отключен под заглушку от групповой установки сжиженного газа. В случае дальнейшего использования газопровода необходимо сделать техническое диагностирование.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок газопровода является бесхозяйным недвижимым объектом, поскольку сведений о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества не имеется, собственник указанного объекта не определен, а административный ответчик – администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области, как орган местного самоуправления, бездействует, не принимая мер по постановке данного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как указано выше, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом бесспорно установлено, что сведения о спорном газопроводе в ЕГРП не внесены, вопрос о его принадлежности, признании бесхозяйным или принятии в муниципальную собственность не решен, при этом технические характеристики и назначение объекта свидетельствуют о его принадлежности его к опасным объектам. В этой связи бездействие административного ответчика влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных на него полномочий в сфере организации газоснабжения населения.

В силу п.п. 3, 4  ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального образования «Новоспасское городское поселение», ст.11 Закона Ульяновской области от 13.07.2004 №043-ЗО «О муниципальных образованиях Ульяновской области» муниципальное образование «Новоспасский район» наделено статусом муниципального района, в состав которого входят Новоспасское городское поселение, деревня Малая Андреевка.

Учитывая вышеуказанные нормы права и представленные доказательства, исходя из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления на постановку на учет объекта в качестве бесхозяйного, спорный участок газопровода находится в границах Новоспасского городского поселения Новоспасского района Ульяновской области,  вывод суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска прокурора является правильным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы прокурор, в силу ч.4 ст. 218 КАС РФ, был вправе обратиться с настоящим административным иском в суд.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно сослался на ст.ст. 15,16 Федерального закона № 131-ФЗ, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку аналогичные вопросы местного значения городского поселения предусмотрены ст.14 названного Федерального закона.

Тот факт, что в настоящее время спорный газопровода отключен под заглушку от групповой установки сжиженного газа, не свидетельствует об утрате им работоспособности и не освобождает административного ответчика – орган местного самоуправления поставить данный бесхозяйный объект на учет. Данный газопровод является линейным объектом недвижимости, а также относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами, поскольку имеется вероятность нахождения в газопроводе остаточных взрывчатых газовых веществ.

Более того, согласно письму Главы администрации Новоспасского района – Горбунова А.М. от 29.12.2020 №73-01-28/2710 (л.д.12), в бюджете МО «Новоспасское городское поселение» на 2021 год запланировано финансирование по изготовлению технической документации на оформление бесхозяйного объекта – газопровода низкого давления к ж/д д.Малая Андреевка протяженностью 158 м, в сумме 45,6 тыс.руб. После изготовления технического плана объекта и постановки его на кадастровый учет будет проведена работа по постановке объекта на бесхозяйный учет (ориентировочно 2 квартал 2021 года).

Доводы заявителя о том, что постановка на кадастровый учет отличается от  постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, судебной коллегией отклоняются как не основанные на нормах права. Так,  в соответствии с п.п. 5, 6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, для постановки на учет бесхозяйной недвижимости органа местного самоуправления должен подать: заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей; иные необходимые документы. Заявление и документы для постановки бесхозяйного объекта на учет подаются в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия (ч.10 ст.32 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ). Если сведений об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, нет в ЕГРН, то его принятие на учет будет проводиться одновременно с кадастровым учетом (п. 3 названного Порядка).

Что касается довода жалобы о том, что судом не конкретизировано месторасположение газопровода в д.Малая Андреевка, то он не может служить основанием для отмены по сути правильного решения. В случае неясности решения по заявлению лица, участвующего в деле, суд, принявший решение, вправе разъяснить его, не изменяя его содержания (ст.185 КАС РФ).

Кроме того, в материалах дела имеется письмо ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» от 16.12.2021 №3982/78-07 (л.д.53), из которого следует, что спорный газопровод низкого давления к ж/д д.Малая Андреевка  протяженностью 158 м был построен в 1979 году и использовался для газоснабжения многоквартирных жилых домов №№34, 36, 38 по ул.1 Мая в д.Малая Андреевка, что указывает на то, что сокращение «ж/д» использовано не для обозначения железной дороги, а жилых домов.  Указанное разъяснение следует, в том числе, из пояснений прокурора Федечко Ф.И., данных в настоящем судебном заседании.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Употребление судом предлога «в» вместо правильного «у» при указании местоположения спорного газопровода в резолютивной части решения является опиской и подлежит исправлению судом первой инстанции в порядке ст.184            КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

 

33а-1260/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
И.о. прокурора Новоспасского района
Ответчики
Администарция МО Новоспасский район
Другие
ООО Газпром газораспределение Ульяновск
Межрегиональное территориальное управление Росимущества в республике Татарстан и Ульяновской области
Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области
УФРС
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
22.02.2022Передача дела судье
05.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее