Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-13173/2018 от 18.04.2018

Судья Кузнецова Т.В. Дело № 33-13173/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Мариуца О.Г., Цуркан Л.С.,

при секретаре Томилове В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2018 года апелляционную жалобу Медоева О. В. на решение Лобненского городского суда Московской области от 6 декабря 2017 года по делу по иску Медоева О. В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным прекращения выплат и отказу в выплате денежной компенсации многодетной семье, обязании возобновить и назначить выплаты,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителя истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Медоев О.В. обратился в суд с иском к Лобненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, в котором просил признать незаконным приостановление Лобненским Управлением социальной защиты населения с 01.05.2017 года выплаты компенсации расходов по оплате за жилое помещение по категории «Ветеран боевых действий», а также по отказу в назначении компенсационных выплат по оплате за коммунальные услуги по категории «Многодетная семья», обязать ответчика возобновить и назначить соответствующие выплаты с 01.05.2017 года.

Свои требования мотивировал тем, что он является военнослужащим воинской части <данные изъяты>, место дислокации которой является: <данные изъяты>, имеет статус ветерана боевых действий и имеет право на меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 16 ФЗ «О ветеранах», включая право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений. В связи со службой ему и членам его семьи во временное пользование по договору найма служебного жилого помещения, без права регистрации по месту пребывания и по месту жительства, предоставлено жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, в которой он проживает вместе с семьей. Указанная квартира является для него и членов его семьи единственным местом жительства, где он производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Квартира является федеральной собственностью и закреплена за в/ч 7576 на праве оперативного управления. Он и члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства по месту дислокации воинской части <данные изъяты>, на территории которой отсутствуют жилые помещения, предназначенные для проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей.

До 01.05.2017 года ответчиком выплачивалась компенсация расходов на оплату указанного жилого помещения, по категории «Ветеран боевых действий», однако с 01.05.2017 года выплата указанной компенсации прекращена.

После рождения третьего ребенка, их семья приобрела статус «Многодетная семья». Он обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за коммунальные услуги в соответствии с указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 и Законом Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006 по категории «Многодетная семья». В чем ответчик ему отказал, поскольку истец и члены его семьи не имеют регистрации по месту жительства в вышеуказанной квартире. Полагает данные действия ответчика не соответствующими Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», поскольку регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилище.

В судебное заседание истец не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика просил в иске отказать.

Третье лицо Медоева И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Решением Лобненского городского суда Московской области от 6 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Указанным требованиям решение суда не соответствует.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 13 марта 2012 г. №277/8, Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью (далее - государственные органы Московской области).

В состав Министерства входят территориальные структурные подразделения, каковым является и Лобненское управление социальной защиты населения.

Согласно п. 20 названного Положения руководители территориальных структурных подразделений действуют на основании доверенности и утвержденных должностных регламентов в соответствии с Положением о территориальном структурном подразделении Министерства социального развития Московской области; несут ответственность за целевое использование бюджетных средств, переданных в их распоряжение.

Таким образом, Лобненское управление социальной защиты населения является структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, соответственно ненадлежащим ответчиком.

Однако, судом не был разрешен вопрос в порядке ст. 41 ГПК РФ о замене ненадлежащего ответчика.

Вместе с тем, суд в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принял решение о правах обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, к которым в данном случае относится Министерство социального развития Московской области.

Указанные обстоятельства являются безусловным основанием для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ судебной коллегией было вынесено определение о рассмотрении настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, после чего, было вынесено определение о замене ненадлежащего соответчика на надлежащего – Министерство социального развития Московской области.

Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходила из следующего.

Из материалов дела усматривается, что Медоев О.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным 23.12.2004 г. (л.д. 27). В связи с этим, истец имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», Законом Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», включая право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений в размере 50%: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Истец и члены его семьи: супруга Медоева И.А., и несовершеннолетние дети Медоева Е.О., <данные изъяты> года рождения, Медоева С.О., <данные изъяты> года рождения, и Медоева АО., <данные изъяты> года рождения, зарегистрированы по адресу: <данные изъяты> (л.д. 28-31, 38) по месту дислокации в/ч 6549. в котором истец проходит воинскую службу (л.д. 58,59). На территории указанной войсковой части <данные изъяты> отсутствуют жилые помещения, что подтверждается справкой от <данные изъяты> (л.д. 60), что не противоречит п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

По договору найма служебного жилого помещения <данные изъяты> от <данные изъяты> Медоеву О.В. в связи с прохождением службы на семью из 5 человек (он, жена и трое детей) предоставлено находящееся в государственной собственности жилое помещение - трехкомнатная квартира по адресу: <данные изъяты> (л.д. 83-85).

Согласно п. 5 договора <данные изъяты> жилое помещение предоставлено во временное пользование на время прохождения службы в/ч <данные изъяты> национальной гвардии РФ без права регистрации по месту жительства и по месту пребывания в данном жилом помещении (л.д. 83).

Ранее указанное жилое помещение находилось в пользовании истца и членов его семьи на основании аналогичных договоров найма служебного жилого помещения от 11.04.2013 года, 20.05.2014 года и 20.05.2015 года, что подтверждается вступившим в законную силу решением Лобненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> (л.д.54-57).

Решением Лобненского городского суда от <данные изъяты>, было признано незаконным приостановление Лобненским Управлением социальной защиты населения с <данные изъяты> выплат Медоеву О.В. компенсации расходов по оплате за жилое помещение в соответствии с <данные изъяты> от <данные изъяты> «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <данные изъяты>» и суд обязал Лобненское управление социальной защиты населения возобновить с <данные изъяты> выплату Медоеву О.В. компенсации расходов по оплате за жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> по категорий «Ветеран боевых действий».

Из искового заявления следует, что указанные компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» и Законом Московской области от 23.03.2006 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», назначенные истцу по категории «Ветеран боевых действий», ответчиком прекращены с 01.05.2017 года. В связи с чем, истцом заявлены требования о признании незаконным, прекращения указанных выплат и обязании ответчика возобновить указанные выплаты по категории «Ветеран боевых действий» с 01.05.2017 года.

Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, Лобненским управлением социальной защиты населения решение о приостановлении Медоеву О.В. выплаты ежемесячной денежной компенсации платы за жилое помещение - <данные изъяты> (по категории «Ветеран боевых действий») не принималось, указанные компенсационные выплаты производятся истцу в полном объеме.

Данные факты также подтверждаются справкой Лобненского управления социальной защиты населения от 06.12.2017 г. (л.д. 123-124) из которой следует, что Медоеву О.В. производились выплаты ежемесячной денежной компенсации за жилое помещение- <данные изъяты>, по категории «Ветеран боевых действий», за период с января 2017 года по декабрь 2017 года.

В связи с чем, в данной части исковые требования Медоева О.В. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Истцом также заявлены требования о признании незаконным отказа ответчика в назначении ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за жилое помещение - расположенное по адресу: <данные изъяты>, по категории «Многодетная семья» и обязании назначения указанных выплат с 01.05.2017 года.

Из материалов дела следует, что 08.04.2017 года Управлением социальной защиты, Многофункциональным центром предоставления государственных услуг района Митино г. Москвы, выдано удостоверение многодетной семьи города Москвы <данные изъяты> на имя Медоевой И.А., Медоева О.В. (с учетом несовершеннолетних детей Медоевой Е.О., <данные изъяты> года рождения, Медоевой С.О., <данные изъяты> года рождения и Медоевой А.О., <данные изъяты> года рождения) (л.д. 35-37). При этом в удостоверении указано их место регистрации: <данные изъяты>.

17.05.2017 г. Медоев О.В. обратился в Лобненское управление социальной защиты населения (через МФЦ г. Лобня) с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по категории «Многодетная семья» (л.д. 96-98).

Решением Лобненского управления социальной защиты населения № 630 от 18.05.2017 года Медоеву О.В. отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг по категории «Многодетная семья», в связи с недостаточностью представленных документов, а именно отсутствием удостоверения «Многодетной семьи», действующего в Московской области (л.д. 95).

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный в закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Согласно положениям статьи 1 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-03 его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона МО от 12.01.2006 года N 1/2006-03 для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Законом МО от 12.01.2006 года N 1/2006-03 установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).

В силу статьи 21 Закона МО от 12.01.2006 года N 1/2006-03, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета Московской области (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО №1/2006-03 порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.

Частью 4 статьи 21 Закона МО от 12.01.2006 года N 1/2006-03 установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются, на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО от 12.01.2006 года N 1/2006-03, 11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление N 178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи», которым: утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка «Удостоверение многодетной семьи» (пункт 1).

Понятие места жительства гражданина дано в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Из материалов дела следует, что истец и члены его семьи с июня 2017 года получают меры социальной поддержки, в том числе по категории «Многодетная семья», в другом субъекте РФ, а именно в г. Москве, что подтверждается справками центра государственных услуг «Мои документы» района Митино г. Москвы от 21.09.2017 года, 25.09.2017 года (л.д. 93-94).

Доказательств того, что семья Медоевых фактически проживает на территории Московской области (период такого проживания), а также факт получения истцом удостоверения «Многодетной семьи», действующего на территории Московской области, либо факт обращения за его получением, истцом не представлено.

При изложенных обстоятельствах решение ответчика № 630 от 18.05.2017 года об отказе Медоеву О.В. в назначении ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг по категории «Многодетная семья» основано на законе.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лобненского городского суда Московской области от 6 декабря 2017 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Медоева О. В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным прекращения с 1 мая 2017 года компенсации расходов по оплате жилого помещения и отказа в выплате денежной компенсации многодетной семье, обязании возобновить выплаты с 1 мая 2017 года отказать.

Председательствующий

Судьи

33-13173/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Медоев О.В.
Ответчики
Лобненское управление социальной защиты населения
Другие
Медоеву Ирину Ахметовну.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
25.04.2018[Гр.] Судебное заседание
25.04.2018[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
25.04.2018[Гр.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2018[Гр.] Судебное заседание
10.08.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее