Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-544/2017 ~ М-419/2017 от 02.05.2017

Дело № 2-544/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 04 октября 2017 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Штея Н.А.,

с участием представителя истца Кротова Г.А. - Кротова В.А.,

представителей ответчика – администрации г. Енисейска - Бачиной В.А., Евланова Е.О., представителя ответчика Сунгатулиной А.В. - Сахнова Е.И.,

при секретаре Смолячковой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кротова Г.А. к Сунгатулиной А.В., администрации г. Енисейска о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, о признании аукциона незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Кротов Г.А. обратился в суд с иском к Сунгатулиной А.В. о признании договора №14 купли - продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключённого между муниципальным образованием город Енисейск в лице Главы города и Сунгатулиной А.В. недействительной сделкой. Просил применить последствия недействительности сделки.

Требования мотивированы тем, что истцу принадлежит земельный участок, находящийся в <адрес>. Между данным участком и участком по <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером , площадью 899 кв.м., с разрешённым использованием для индивидуального жилищного строительства, адрес: <адрес>. Длительное время указанный земельный участок не использовался, а расположенный на нём дом был признан аварийным и подлежал сносу. Ширина находящегося в собственности истца участка по <адрес> составляет 19,32 м. При этом участок по <адрес> имеет ширину 21 м, а по ДД.ММ.ГГГГ - 15,27 м, что противоречит Правилам землепользования и застройки города Енисейска, утверждённым Решением Енисейского городского совета депутатов от 15.12.2009 г. № 64-462 (далее - Правила), а именно - предельным параметрам разрешённого строительства, которые должны составлять 25 м. Таким образом, ни один из перечисленных участков не соответствует требованиям Правил, так как ширина каждого менее 25 м.

Полагая, что при использовании смежного участка по <адрес> для индивидуального жилищного строительства, как отдельного участка, будут нарушены его права, ДД.ММ.ГГГГ г. истец и второй собственник смежного участка обратились с письменными заявлениями в администрацию города Енисейска с просьбой расширения его участка за счёт разделения смежного земельного участка по <адрес> на две равных половины и примыкания этих частей участка к земельным участкам <адрес> в равных долях. С аналогичным заявлением обратился собственник земельного участка по <адрес> Анфилофьев В.А. В ответе администрации города от 23.12.2013 г. № на данные обращения было указано на то, что поданные заявления зарегистрированы и будут учтены при условии устранения причины, препятствующей передаче земельного участка, каким является наличие ветхого дома, подлежащего сносу. Также указанно, что об этом будет сообщено дополнительно. Более того в устной беседе специалисты отдела строительства и архитектуры администрации города заверили об отсутствии оснований для отказа в положительном решении вопроса при условии разбора ветхого дома на <адрес>.

Позднее истцу стало известно, что 21.01.2017 г. Распоряжением главы города Енисейска №41-р «О проведении аукциона по продаже земельных участков» на аукцион по продаже находящихся в государственной собственности, земельных участков, собственность на которые не разграничена, относящихся к категории земель «земли населенных пунктов» выставлен под лотом № 1 спорный земельный участок с кадастровым номером , площадью 899 кв.м. По результатам аукциона с его победителем Сунгатулиной А.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. Считая, что Распоряжение главы города не основано на законе и нарушает права, истец и Анфилофьев В.А. первоначально обратились в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Истец полагает, что данная сделка нарушает его конституционные права, т.к. при сложившейся ситуации он, как минимум, не может довести параметры участка до обозначенных в Правилах и будет вынужден возводить жильё для себя и своей семьи в стеснённых условиях своего участка, что в свою очередь отрицательно скажется на самом качестве жилья.

В настоящее время Сунгатулина А.В. намерена построить дом из дерева. Вместе с тем в соответствии с СНиП 2.07.01-89 противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках из древесины должны быть не менее 15 м. По этой причине, обязательные пожарные разрывы, которые должны будут учитываться истцом при осуществлении строительства, не дадут ему построить дом ближе, чем за 15 метров от дома Сунгатулиной А.В. При этом на своем земельном участке Анфилофьевым В.А. возведён дом из древесины. Ближайшая граница дома к земельному участку по <адрес> располагается в 5 м. В таком случае для того, чтобы выполнить противопожарные требования Сунгатулиной А.В. придётся строить свой дом в непосредственной близости от границ участка истца. При начале строительства своего дома истец должен будет отступить от дома Сунгатулиной А.В. на 15 м. С учётом ширины его участка, которая составляет 19,32 м., для строительства дома ему останется 4,32 м. Такие размеры дома неприемлемы для обеспечения нормальной жизни семьи истца.

01 июня 2017 года истец дополнил исковые требования, просил признать незаконным аукцион от ДД.ММ.ГГГГ г. по продаже под лотом №1 земельного участка с кадастровым номером 9, площадью 899 кв.м. по адресу: <адрес>; а также понудить Администрацию г. Енисейска вновь рассмотреть его и Анфилофьева В.А. заявления от ДД.ММ.ГГГГ., с учётом изменившейся ситуации и разделить участок по <адрес> между смежными участками по <адрес> с образованием двух равных по ширине участков, с выкупом добавляемой площади в частную собственность по кадастровой стоимости земли. Данные требования мотивировал тем, что спорный земельный участок не мог быть предметом аукциона в силу п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, т.к. имелся отказ администрации города от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, из материалов дела следует, что межевание земельных участков последний раз проводилось в 2002 г. ненадлежащим заявителем, в связи с чем очевидно, что по истечении полутора десятка лет, а также после сноса дома, межевание спорного участка нуждается в уточнении и корректировке. На участке до сих пор имеются строения - сараи (что подтверждается прилагаемыми фотографиями), в которых находятся вещи граждан, ранее проживающих в доме находящемся на спорном участке. Сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения) отсутствуют, что также является причиной незаконности проведённого аукциона.

Представитель истца Кротов В.А. исковые требования и уточнения к ним поддержал, пояснив, что их мнение по распределению участка не учитывалось. От администрации г. Енисейска пришёл не отказ, а там говорилось о возможности разделения участка. После того как будет снесено капитальное строительство, их должны уведомить и принять заявления к сведению. Участок всего 19 метров. В 4 метрах стоит ЛЭП. Дом строить негде. Нарушаются нормы противопожарной безопасности. Считает, что нужно разделить участок на два равных. Причины, по которым истцом за основу берётся только линейное измерение участка при площади участка 899 кв. метров, Кротов В.А объяснил, что по длинной стороне участка проходит ЛЭП длинной 10 метров, она в 3 метрах от границы участка. На аукцион по продаже спорного земельного участка не стал заявляться, т.к. не посчитал нужным. Он подал заявление об отмене аукциона. Считает, что можно разделить участок и выкупить его по кадастровой стоимости. Участок небольшой, на нем ничего не построишь. Ему объяснили 11 лет назад, что у него до соседнего крыльца меньше 10 метров, и строить ничего нельзя. У истца двое детей, и он намерен построить дом, размером 12х12 метров.

Аукцион был проведен с нарушением, отказа на их заявление о предоставлении земельного участка не было. Это не отказ, а обещание и пояснение, что заявление зарегистрировано и будет учтено. Было множество мелких нарушений, не был снесен дом, остатки строения, при таких условиях аукцион проводить нельзя было, тем не менее, его провели. Межевание было проведено в 2002 году лицом, которое не имело право этого делать. Заявление было подано Кушаковым, затем судом были отменены все последствия проведенной сделки. Поскольку Кушаков не имел право подавать заявление на межевание, то и межевание было проведено незаконно, аналогично и с кадастровым номером земельного участка. Считает, что необходимо проводить снова межевание, с учетом изменившихся границ, поскольку проведенное межевание было сделано с учетом каких-то сараев. В настоящее время этих сараев и строений уже нет. Закон о разделении участков действует. И они под него попадают, администрация г. Енисейска может данный земельный участок разделить на смежные участки, таким образом, что все три участка будут равные.

Ответчик Сунгатулина А.В., будучи извещённой о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представлять её интересы Сахнову Е.Н., который в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных истцом требований. Пояснил, что дом на участке снесен несколько лет назад, истец ничего не строит на своем участке. Истцу нужно было подать заявление на разрешение на строительство, но он ничего не делает. В судебном заседании по другому делу (административное дело), истец пояснял судье, что у него нет денег на строительство дома.

Представитель ответчика - Администрации г. Енисейска Евланов О.О. в суде возражал против исковых требований. Пояснил, что на момент первоначального обращения истца в администрацию, объект капитального строительства (старый многоквартирный дом) на земельном участке ещё присутствовал и не был снят с кадастрового учета. Его сняли с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ У земельного участка есть возможности подключения к коммуникациям, он стоит на кадастровом учете. При выдаче разрешения на строительство администрацией учитываются нормы противопожарной безопасности, расстояние должно быть от 6 до 15 метров от дома. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на время проведения аукциона являлся ранее учтенным.

В письменном отзыве на иск дополнительно указал на то, что истцом, как лицом, оспаривающим сделку и не являющимся одной из её сторон, не приводится доказательств нарушения прав и законных интересов, а также наступления неблагоприятных последствий вследствие заключенного договора между администрацией города Енисейска и ответчиком. Доводы истца основываются только на предположениях о том, что при использовании земельного участка расположенного: <адрес>, будут нарушены его права, созданы препятствия на реализацию его прав на жилище и благоприятные условия жизнедеятельности.

Земельный участок <адрес>, на момент проведения аукциона соответствовал требованиям п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ. Уточнение границ земельного участка не требовалось, т.к. он состоял на кадастровом учете и его границы были определены. Объекты капитального строительства на нём отсутствуют.

Представитель администрации г. Енисейска Барков И.Н., ранее участвуя в судебном заседании также возражал против исковых требований, поясняя, что в ответе администрации на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ г. разъяснялось, что истец может обратиться в отдел архитектуры. Согласно постановлению №155-п от 13.05.2011г., утверждено положение комиссии по проведению торгов. Истец мог быть участником аукциона, также мог обратиться в отдел имущественных положений, с заявлением об объединении двух участков. Дома в г. Енисейске ранее строились без соблюдения противопожарных норм. Администрация г. Енисейска не может уйти от проведения аукциона, так как это будет превышением должностных полномочий. Процедура реализации земельных участков через аукцион существует с 2011 года. Другим способом реализовать земельный участок администрация г. Енисейска не имеет права.

Представитель администрации г. Енисейска Бачина В.А. также возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что на момент обращения истца в администрацию в 2012 году на спорном земельном участке стоял ветхий дом, он не был снесен, поэтому земля не предполагалась к распределению. В 2015 г. были внесены изменения в Земельный кодекс РФ и в порядок предоставления земельных участков. Перераспределение земельных участков, ранее состоящих на кадастровом учете, стало осуществляться только через аукцион. Довод истца о невозможности строительства при условии передачи Сунгатулиной А.В. спорного земельного участка, является нессостоятельным, т.к. суду представлены схемы возможного размещения земельного участка, поэтому данный земельный участок может покрыть все жилищные потребности гражданина. Территория предоставленного Сунгатулиной А.В. земельного участка является давно освоенной территорией, специальных подводов к ней не требуется. Указанные истцом нормативы по ширине земельного участка относятся к вновь образуемым земельным участкам, а не для уже сложившихся застроек. При получении разрешения на строительство Кротовым Г.А. по линии пожарной безопасности указанные в ответе администрации «пятна застройки» определены с учётом строительных и противопожарных норм. Минимальный зазор, именно для прохождения техники составляет 3 м, то, что касается расположения зданий в 3-х метровой зоне от соседнего земельного участка, огнестойкости материалов, то минимальный зазор составляет от 6 до 15 м. Учитывая застройку в деревянном исполнении, представлено пятно застройки не менее 15 м. В случае, если одна из сторон будет возводить здание из более горючего материала, то соответственно расстояние «пятна застройки» может быть увеличено до 10-12 м, в зависимости от уровня материалов строительства, но не менее 10-12 м, если одно из зданий деревянное. Подпункт 4 пункта 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ не обязателен для случаев индивидуального жилищного строительства. ЛЭП на возможную застройку не влияет, кроме того, в данной ситуации ЛЭП учтена в «пятне застройки». Согласно Постановлению Правительства РФ №160 от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Для проекта номинальный класс напряжения от 1 до 20 кВ устанавливается зона 10 м, но в границах населенных пунктов - 5 м, то есть 2,5 м с одной и с другой стороны, это меньше, чем от линии до забора. На спорном участке 3 м до границы и от границы еще 3 м до той точки, где они на схеме нарисовали дом. Истцу можно еще подвинуться ещё на 3 м, и никаких неудобств не возникнет.

Третьи лица Анфилофьев В.А., Муниципальное казённое учреждение «Управление имущественных отношений администрации г. Енисейска», Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Енисейску и Енисейскому и Северо-Енисейскому районам ГУ МЧС России, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Определением от 16 мая 2017 г. прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Кротова Г.А. о признании незаконным распоряжения главы города Енисейска № 41-р от 21 января 2017 года «О проведении аукциона по продаже земельных участков» в части продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» под лотом № 1: земельный участок с кадастровым номером , площадью 899 кв.м, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, адрес (описание месторасположения) : <адрес>.

Основанием для такого решения явился вывод суда о том, что спор, связанный с приобретением права на земельный участок, рассматривается по правилам искового производства в ином судебном порядке, суд пришёл к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства.

Как следует из разъяснений, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания права.

В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с положениями ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Пунктом 8 этой же статьи установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: 1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости";

2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений; 4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства; 5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; 6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; 8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком; 10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды; 11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка; 13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении; 14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; 15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой; 16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления; 17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении; 18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования; 19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктами 9-24 ст. 39.11 ЗК РФ установлены условия проведения аукциона, который является открытым по составу участников. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Постановлением главы администрации г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ г. № 155-п утверждено Положение о комиссии по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории города Енисейска (далее – Положение). Данным документом установлен порядок рассмотрения заявок и документов претендентов; проверки правильности их оформления претендентами; проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; оформления протокола о результатах торгов; уставлен регламент и порядок работы комиссии, осуществляющей работу в форме заседаний, результаты которой отражаются в протоколах.

Из материалов дела следует, что Кротов Г.А. и Анфилофьев В.А. ранее в 2013 году обращались в администрацию г. Енисейска с заявлениями о предоставлении им земельного участка, расположенного по адресу г<адрес>, посредством его раздела в равных долях, в целях увеличения принадлежащего каждому их них смежного земельного участка, и без проведения торгов. Письмом от 23.12.2013 г. администрацией г. Енисейска им сообщено о невозможности предоставления земельного участка, т.к. на нём имелся ветхий дом, подлежащий сносу.

Распоряжением главы г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ г. № 41-р «О проведении аукциона по продаже земельных участков», в пункте 1 предусмотрено провести аукцион по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков, собственность на которые не разграничена, относящихся к категории земель: «земли населенных пунктов», и выставлен лот № 1: земельный участок с кадастровым номером площадью 899 кв.м, разрешённое использование – для индивидуального жилищного строительства, адрес (описание месторасположения): <адрес>; установлена начальная цена аукциона – в размере <сумма>, согласно отчету № 96 2016 от ДД.ММ.ГГГГ года по оценке рыночной стоимости. Данное решение главы г. Енисейска было официально опубликовано в газете «Енисейск плюс» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 4, информация о продаже земельных участков на торгах, согласно представленному в материалы дела извещению, также была размещена на официальном сайте муниципального образования город Енисейск. Документация о проведении аукциона размещалась на официальном сайте торгов. Документацию можно было получить по адресу: <адрес>. Плата за документацию не взималась.

По результатам проведённого аукциона по продаже данного земельного участка, оформленного ДД.ММ.ГГГГ протоколом № 2-ЗУ, в проведении которого участвовал Анфилофьев В.И., а сам Кротов Г.А. (Кротов В.А.) не участвовали, был определен победитель аукциона по лоту № 1 – Сунгатулина А.В. На основании данного протокола ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием г. Енисейск в лице его главы, и Сунгатулиной А.В. заключен договор купли-продажи № 14 земельного участка, в соответствии с которым в собственность Сунгатулиной А.В. передан земельный участок, определенной по результатам аукциона стоимостью <сумма> рубля, из категории земель «земли населённых пунктов», с кадастровым номером , общей площадью 899 кв.м, расположенный по адресу <адрес> Сделка и переход права собственности Сунгатулиной А.В. на приобретенный земельный участок зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждено сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости.

Заявляя требования о признании аукциона недействительным, истец фактически оспаривает распоряжение администрации г. Енисейска № 41-р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже земельных участков» в части проведения аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , полагая, что при передаче его в собственность иному лицу были нарушены его права как правообладателя принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу – <адрес>, в связи с невозможностью возведения на нем объекта, поскольку тогда будут нарушены противопожарные нормы, предусматривающие предельное расстояние между строениями. Истец полагает, что указанный земельный участок должен был быть предоставлен администрацией г. Енисейска, ему как смежному землепользователю, в собственность по кадастровой стоимости или в аренду, посредством его раздела на две части.

Анализируя доводы истца о том, что спорный земельный участок не мог быть предметом аукциона, суд находит их не основанными на нормах закона и противоречащими установленным фактическим обстоятельствам в силу следующего.

В первую очередь, суд исходит из того, что основания для обращения с какими бы то ни было заявлениями могли появиться у истца только после сноса ветхого дома в 2016 году, что подтверждается материалами дела. Сами же спорные отношения (аукцион и оспариваемая сделка) возникли в 2017 году.

Довод о том, что фактическая ширина земельного участка противоречит Правилам землепользования и застройки города Енисейска, утверждённым Решением Енисейского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № 64-462, по мнению суда, является необоснованным.

Согласно статье 40. «Ж-1». Зона «Жилая усадебная застройка» Правил землепользования и застройки города Енисейска, утвержденных Решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 64-462 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ предельные параметры разрешенного строительства предусматривают ширину лишь для вновь отводимых участков, которая должна составлять не менее 25 метров. При этом земельные участки образуются, в соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ, при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В судебном заседании представителями ответчика администрации г. Енисейска заявлено, что земельный участок с кадастровым номером являлся ранее учтённым, а не вновь отводимым или образованным. Это же подтверждается кадастровой выпиской на него от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой земельный участок, расположенный по адресу: г<адрес>, является ранее учтенным, с установленной площадью и разрешенным использованием (для индивидуального жилищного строительства). Правообладателем данного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ года являлась администрация г. Енисейска.

Утверждение о том, что потенциальное расстояние между домами в деревянном исполнении будет нарушать требования пожарной безопасности являются неосновательными.

Так, из ответа главы города Енисейска Антипова И.Н. №1595 от ДД.ММ.ГГГГ. в отделе строительства и архитектуры администрации г. Енисейска, имеется заявление на получение разрешения на строительство от Анфилофьева В.А. для строительства по <адрес>.

В соответствии с распоряжением администрации г. Енисейска №859-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план №RU 24305000-34 от 27.06.2017г. земельного участка с кадастровым номером площадью 899 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>.

Из справки администрации г. Енисейска б/н от 11.07.2017г. следует, что в действующей электронной базе данных регистрационного учета входящей и исходящей корреспонденции, нормативных правовых и распорядительных документов администрации г. Енисейска отсутствует регистрация заявления Кротова о выдаче разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. ДД.ММ.ГГГГ.

Это же в судебном заседании подтвердил Кротов В.А., пояснив, что истец не обращался в администрацию с заявлением о получении разрешения на строительство, поскольку полагает невозможным строительство дома, размером 12х12 метров, на имеющемся в собственности участке, что в свою очередь опровергается ответом и.о. главы г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ г. № 2665, согласно которому представлены возможные варианты «пятен застройки» дома указанных размеров, как без учёта, так и с учётом выданного градостроительного плана на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд исходит из того, что нарушать правила пожарной безопасности, а равно ущемлять право собственности, создавать препятствия в его осуществлении, может конкретное строение, возведённое вопреки соответствующим требованиям, а не земельный участок, его площадь, ширина, длина, а равно предполагаемые застройки, как истца, так и ответчика.

Суду истцом не представлено доводов о том, какие именно права он намерен защитить, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ – право на его грядущее обращение в администрацию с заявлением о предоставлении разрешения на строительство и предполагаемый им отказ в его получении; право на благоприятные условия жизнедеятельности, которые могут быть нарушены конкретным собственником и его будущим строением. Истцом не оспаривается ответ администрации от 23.12.2013 г. на его обращение; он не являлся участником сделки, а именно оспариваемого договора купли-продажи земельного участка. Более того, он, в отличие от второго смежного собственника земельного участка Анфилофьева В.А., даже не заявлялся как участник приведённого выше аукциона. Исходя из этого представляется необоснованным заявлять о средствах защиты прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Довод о том, что в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, под которым истец понимает его первоначальное обращение, а поэтому земельный участок не мог быть предметом аукциона, основан на неверном понимании закона.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, как и перечень лиц, которым такое право обращения предоставлено, установлен Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ. № 1, при этом истец к перечисленным в приказе категориям субъектов права обращения не относится, что подтвердил в судебном заседании его представитель, отвечая на вопросы суда.

Довод о том, что в отношении спорного земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения опровергается объяснениями представителей администрации г. Енисейска, а равно материалами дела. Так, из градостроительного плана земельного участка по <адрес>, выданного Сунгатулиной А.В., следует, что имеется информация о технических условиях подключения к сетям ООО «Енисейводоканал» (централизованная сеть холодного водоснабжения).

Довод о том, что земельный участок подлежал уточнению, поскольку постановка на кадастровый учёт осуществлена на основании сделки, признанной судом недействительной, опровергается пояснениями представителя УФРС по Красноярскому краю Петрик Е.П. от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которым объект недвижимости – земельный участок <адрес>, на момент государственной регистрации оспариваемой сделки в Едином государственном реестре недвижимости был отражён как сделка со статусом «актуальная». При этом судебным постановлением от 14.10.2002 г., которым признано недействительным постановление Администрации г. Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ. № 304–п о предоставлении Кушакову Е.В. в аренду земельного участка с кадастровым номером для строительства индивидуального жилого дома за счет сноса ветхого жилого дома, не решен вопрос о принадлежности вещного права на объект недвижимости, что оставляло кадастровый номер актуальным. Более того, согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ г. земельный участок стоял на кадастровом учете не как арендуемый Кушаковым Е.В., а как собственность администрации г. Енисейска.

Довод о том, что по длинной стороне участка проходит ЛЭП длинной 10 метров, она в 3 метрах от границы участка, что с учётом требований об охранной зоне, будет препятствовать ему в получении разрешения на строительство является неосновательным.

Так, согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № 160 ( вред. от 17.05.2016 г.) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии 5 метров (по 2,5 метров в каждую сторону) - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов при номинальном классе напряжения от 1 до 20 кВ. Представленные же администрацией г. Енисейска варианты пятен застройки дома с заявленным истцом размером, укладываются и даже превышают заявленное расстояние, фактически предоставляя его запас, о чем в судебном заседании пояснила представитель ответчика Бачина В.А.

Довод о том, что на земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, что препятствовало его продажи с аукциона, опровергается материалами дела. Так, в 2016 году имевшийся на земельном участке по <адрес> жилой дом (ранее находившийся на балансе предприятия ЖКХ), был снесен, ввиду непригодности его к дальнейшей эксплуатации, и снят с кадастрового учета, что подтверждается кадастровой выпиской от 06.07.2016 г. Наличие ветхих строений (их остатков), неразобранных (полуразрушенных), представленных истцом на фотографиях, не может рассматриваться в качестве зданий, сооружений либо объектов незавершенного строительства.

При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, а ранее принятые судом меры по обеспечению иска – отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Кротова Г.А. к Сунгатулиной А.В. администрации г. Енисейска о признании недействительным договора № 14 купли-продажи земельного участка от 14.03.2017 г. между Сунгатулиной А.В. и муниципальным образованием г. Енисейск, применении последствий недействительности сделки; о признании незаконным аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером , площадью 899 кв. метров по адресу: г<адрес> (лот № 1); о понуждении администрации г. Енисейска о разделении земельного участка между смежными участками по <адрес> и <адрес>

Отменить обеспечительные меры в виде запрета Сунгатулиной А.В. производить отчуждение третьим лицам земельного участка с кадастровым номером , площадью 899 кв. метров по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.А. Штей

Мотивированное решение составлено 13 октября 2017 г.

Судья Н.А. Штей

2-544/2017 ~ М-419/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кротов Григорий Александрович
Ответчики
Сунгатулина Алла Владимировна
Администрация г. Енисейска
Другие
Сахнов Евгений Николаевич
Отдел надзорной деятельности по г. Енисейску и Енисейскому району
МКУ "Управление муниципальным имуществом города Енисейска"
Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Красноярскому краю
Анфилофьев Виктор Арсеньевич
Кротов Владимир Александрович
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Штей Н.А.
Дело на сайте суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
02.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2017Передача материалов судье
05.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2017Подготовка дела (собеседование)
01.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2017Судебное заседание
09.08.2017Судебное заседание
04.10.2017Судебное заседание
13.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018Дело оформлено
31.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее