РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2013 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Анисимовой У.С.,
при секретаре судебного заседания Иконниковой И.С.,
с участием старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцовой М.Ю.,
представителя третьего лица Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска Швецовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1360/2013 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Ангара» о выделении рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Усть-Илимский межрайонный прокурор указал, что Усть-Илимской межрайонной прокуратурой проведена проверка ОГКУ «Центр занятости населения г. Усть-Илимска» по вопросу исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что ООО «Охранное предприятие «Ангара» не выполняется квота для приема на работу инвалидов. Просил обязать ООО «Охранное предприятие «Ангара» создать и выделить рабочие места для инвалидов в г. Усть-Илимске в соответствии с установленной Законом Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз квотой в количестве 10 рабочих мест; принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о выделении рабочих мест для инвалидов, информацию о наличии данных локальных нормативных актах представить в службу занятости.
В судебном заседании старший помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцова М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что верным является расчет рабочих мест, приведенный Областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Усть-Илимска.
Представитель третьего лица Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска Швецова Г.В., просила исковые требования прокурора удовлетворить, возложить на ответчика обязанность выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной Законом квотой, принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о выделении рабочих мест для инвалидов, информацию о наличии локальных нормативных актов, содержащих сведения о данных рабочих местах, представить в службу занятости.
Представитель ответчика ООО «Охранное предприятие «Ангара» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил об отложении судебного разбирательства. В своем ходатайстве представитель по доверенности Каллиник К.Г. указала, что вынуждена выехать в служебную командировку с ДД.ММ.ГГГГ сроком на десять дней. В связи с чем представить возражения и явиться в судебное заседание не представляется возможным.
Принимая во внимание положения статей 167, 169 ГПК РФ суд не усматривает оснований для отложения судебного разбирательства по делу. Указанные ответчиком основания, а именно командировка ведущего юрисконсульта, не может быть признана в качестве уважительной причины неявки. О времени и месте судебного разбирательства ответчик извещен заблаговременно, ходатайство об отложении дела, назначенного к рассмотрению на ДД.ММ.ГГГГ, датировано ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о наличии возможности передачи полномочий на участие в деле другому представителю. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право прокурора на обращение в суд с требованиями о выделении рабочих мест установлено частью 2 статьи 4, частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Избранный прокурором способ защиты нарушенных прав соответствует требованиям законодательства о создании работодателями для трудоустройства инвалидов специальных рабочих мест.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Инвалиды, как лица ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе, путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Гарантии реализации этих возможностей закреплены в статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон), согласно которой инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в число которых входит установление в организациях независимо от форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов установлена в статье 21 Закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 Закона).
Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (статья 24 Закона).
По смыслу пункта 3 статьи 25 Закона"О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В силу статьи 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 N 27-оз "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере: 1) для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; 2) для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников.
Судом установлено, что по состоянию на март 2013 года среднесписочная численность ООО «Охранное предприятие «Ангара» составила 353 человека (количество квотируемых рабочих мест - 10). На квотируемых рабочих местах работает 3 человека, дополнительно должно быть выделено 7 рабочих мест. По состоянию на апрель 2013 года среднесписочная численность предприятия составила 373 человека. При указанной численности работников ООО «Охранное предприятие «Ангара» квота для приема инвалидов в указанный период времени составляет 11 рабочих мест, фактически 8 необходимых для инвалидов рабочих мест ООО «Охранное предприятие «Ангара» не выделено и не создано. Указанное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Извещениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Охранное предприятие «Ангара» проинформирован о возложенной на него как на работодателя в силу закона обязанности ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах; сведения о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве); информацию необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (л.д. 20-21).
Доказательств, свидетельствующих о создании и выделении рабочих мест для инвалидов в количестве 3 % от среднесписочной численности работников, суду не представлено. Названная обязанность прямо предусмотрена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с положениями которого к ответчику предъявляются требования по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов согласно установленной квоте.
По смыслу закона такое квотирование предполагает обязанность работодателя по принятию мер для устройства рабочих мест, пригодных для выполнения трудовой функции работниками, являющимися инвалидами. Действия работодателя в таком случае должны быть активными и самостоятельными, включающими в себя целый комплекс мероприятий по организации труда с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Суд соглашается с доводом прокурора о необходимости возложения на ответчика обязанности принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, ежемесячно предоставлять в Центр занятости населения г. Усть-Илимска информацию о выполнении квоты и приеме на работу инвалидов, что предусмотрено положениями Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О занятости населения в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Ангара» создать или выделить рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве 3 % от среднесписочной численности работников, принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, ежемесячно предоставлять в Центр занятости населения г. Усть-Илимска информацию о выполнении квоты и приеме на работу инвалидов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие «Ангара» 200 рублей государственной пошлины в доход бюджета г. Усть-Илимска.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционных жалобы, представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья У.С. Анисимова
Решение вступило в законную силу.
05.07.2013