Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-156/2022 (2а-1927/2021;) ~ М-1773/2021 от 07.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Волобуевой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бережным Ю.А.,

с участием представителя административного истца ФИО4– адвоката ФИО10, действующего на основании доверенности, ордера и по удостоверению,

представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Морозовой М.В., действующей на основании доверенности, диплома,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-156/2022 (2а-1927/2021) по административному иску ФИО4 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании исключить сведения о ФИО4 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 (далее – истец ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Минюсту Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее- Реестр), об обязании исключить сведения о ней из Реестра.

Требования мотивированы тем, что Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение о признании ее (истца) иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Уведомление об этом, распоряжение истцу не направлялись. С распоряжением не согласна, так как нарушены ее права. На нее возложены дополнительные обязанности. Распоряжением не соблюден баланс публичных интересов. Ограничение прав не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов. Считает, что вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и ст. 8, 10, 14, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Считает, что применение к ней законодательства о средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, свидетельствует о нарушении принципа равенства. Принятия такого распоряжения является вмешательством в право на свободу выражения мнения, а также в право на уважение частной жизни. Принятие такого решения обусловлено политической мотивацией.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла, воспользовалась правом, предусмотренным ст.54 КАС РФ, на ведение дела в суде через представителя, представила письменные объяснения для приобщения к материалам дела, которые были оглашены представителем в судебных прениях. Ранее, в судебном заседании 20.01.2022г. в присутствии представителей ФИО8 и ФИО9 просили удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат ФИО10, действующий на основании доверенности, ордера и по удостоверению, поддержал административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Морозова М.В., действующая на основании доверенности, диплома, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, представила письменные возражения.

Представители заинтересованных лиц Министерства иностранных дел Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство, согласно которого просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не заявлявших об отложении судебного заседания.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей административных истца и ответчика, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной ФИО6, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее – реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента,
по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной ФИО6 Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Минюстом России принято распоряжение -р (л.д.78) о включении ФИО4 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с пунктом 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.

После принятия решения ДД.ММ.ГГГГ Минюстом России направлено административному истцу уведомление (л.д.79) о принятом Минюстом России решении. То, что административный истец не получила уведомления, не свидетельствует о незаконности распоряжения. Порядок не предусмотрена обязанность Минюста России направлять само распоряжение.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной ФИО6, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.

Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о СМИ решение
о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.6 Закона о СМИ физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной ФИО6, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Решение согласовано с МИД России.

Так, в отношении указанного лица ДД.ММ.ГГГГ из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступила следующая информация:

ФИО4 - с 2000 года - организатор общественного наблюдения за выборами от ассоциации «Голос».

ФИО4 в настоящее время является соучредителем юридического лица - регионального общественного движения «Гражданская инициатива» (ИНН 6317029419).

ФИО4 ведет блог на сайте, не зарегистрированном в качестве СМИ, «Радио Эхо Москвы в Самаре», также выступает на одноименном радиоканале в качестве приглашенного гостя, эксперта, координатора движения «Голос».

Ведет авторскую колонку на сайте информационного агентства «Засекин» (ИА №ФС77-75637 от ДД.ММ.ГГГГ) (https://zasekin.ru/author/13).

Кроме того, ФИО4 ведет блог на сайте незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, «Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос»» (https://www.golosinfo.org/blogs/376).

Личные страницы в социальных сетях: «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter», «Instagram», «LiveJoumal» (профиль неактивен с 2017 года).

За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено 8 фактов распространения ФИО4 материалов иностранных средств массовой информации «Ые1.Реалии» и «Телеканал Настоящее Время», выполняющих функции иностранного агента:

«ФИО1 была кандидатом в местные депутаты только один раз, в сентябре прошлого года, но этот опыт дал ей понять, почему голосуют "бабушки"...» (https://vk.com/wall38719503_2279). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ).

«ФИО1, она архитектор. Впервые поучаствовав в выборах депутатов местных советов, ФИО1 очень четко поняла, кто приходит на выборы и почему...» (https://www.facebook.com/ golos.samara/posts/). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ).

«Просвещение в России?- оно запрещается. Тоже внесла свои 5 копеек» (https://www.facebook.com/golos.samara/posts/). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ);

«Мечты коммунистов сбываются: хотели как в #Китае?» (https://www.facebook.com/golos.samara/posts/). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ).

«#РепрессииПолицияСамара Закона не существует, ни для журналистов, ни для граждан...» (https://www.facebook.com/golos. samara/posts/). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ).

6.    «ФИО2 работал сторожем детского сада, а несколько лет назад его избрали главой хабаровского поселка Сита...» (https://www.facebook.com/golos.samara/posts/). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Телеканал Настоящее Время» (ДД.ММ.ГГГГ).

7.    «Житель села <адрес>, самовольно ссыпавший битый кирпич и строительные отходы в реку Большой Черемша...» (https://vk.com/wall38719503_2198). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Ые1.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ).

8. «#РекаЧеремшанЭкология ФИО6 <адрес> бездействует...» (https://vk.com/wall38719503_2177). Материал содержит прямую ссылку на публикацию, оригинал которой расположен на сайте «Idel.Реалии» (ДД.ММ.ГГГГ).

За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлено 3 факта участия ФИО11 в создании материалов иностранного средства массовой информации «Idel. Реалии», выполняющего функции иностранного агента:

1. «Этот закон писали не депутаты, а солдафоны» (https://www.idelreal.Org/a/31155647.html). В материале представлен комментарий ФИО4 по поводу принятого Государственной Думой РФ законопроекта, регламентирующего просветительскую деятельность (17.03.2021г.).

2.«Засыпали на статью» (https://www.idelreal.Org/a/30863843.html). В материале представлен комментарий ФИО4 по поводу сообщений о том, что житель <адрес> может быть признан виновным в нарушении трех федеральных законов и причинении окружающей среде ущерба связи с тем, что самовольно ссыпал строительные отходы в <адрес> ФИО5 под предлогом укрепления берега (ДД.ММ.ГГГГ).

3. «Русло реки перекрыть невозможно, а отодвинуть можно». Экологи предвещают катастрофу» (https://www.idelreal. org/a/30801944.html). В материале представлен комментарий ФИО4 по поводу того, что житель <адрес> в нарушение федерального законодательства с целью берегоукрепления самовольно ссыпал строительные отходы в <адрес> ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ).

Минюстом России принято распоряжения после поступления из Федеральной службы по финансовому мониторингу письмом от ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о получении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежных средств из иностранного источника. На счет, открытый в ПАО «Сбербанк», ДД.ММ.ГГГГ 1 операцией поступило 15 000 руб. от ФИО3 (Лион, Франция).

Судом обозрено письмо Росфинмониторинга, информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, признана соответствующей информации, изложенной в письме Росфинмониторинга. То, что данное письмо не представлено административному истцу на обозрение, не свидетельствует о его недостоверности, а также то, что доказательство не является допустимым; соответственно довод представителя административного истца о недопустимости доказательства, является несостоятельным; Росфинмониторинг вправе предоставлять Минюсту России информацию о получении денежных средств, при этом не представлено доказательств нарушения банковской тайны.

В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В силу ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Не допускается вмешательство со стороны публичных ФИО6 в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно 11 Конвенции каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

В силу ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных ФИО6 и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Статьей 14 Конвенции предусмотрено, что пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

По мнению суда, распоряжение Минюстом России принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции. У Минюста России имелись основания для принятия такого распоряжения в силу 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации», распоряжение Минюста России не нарушает и не ограничивают права и свободы, указанные в статьях 29 и 30 Конституции Российской Федерации и статьях 8, 10 и 11 Конвенции, в том числе и ст. 1 Протокола к Конвенции. Доказательств того, что Минюст России преследует политические цели, цель наказать административного истца за распространение информации, суду не представлено, и такие основания судом не усматриваются. Распоряжение является соразмерным, для принятия такого распоряжения имелись основания для его вынесения.

Суд не усматривает оснований считать, что указанное распоряжение является дискриминацией, представляет собой вмешательство в право на уважение частной жизни, в праве на свободу выражения мнения.

По мнению суда, Минюстом России не нарушены права административного истца и не созданы препятствия в осуществлении прав.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, распоряжение Минюста России соответствует вышеприведенным нормам Законов, является законным, судом не усматривается нарушения прав административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании исключить сведения о ФИО4 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.     

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А.Волобуева

2а-156/2022 (2а-1927/2021;) ~ М-1773/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузьмина Л.Г.
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Другие
Росфинмониторинг
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Волобуева Е.А.
Дело на сайте суда
samarsky--sam.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация административного искового заявления
08.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
28.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее