Дело № 2-224/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2020 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием пом. прокурора Октябрьского района Пермского края Винниковой К.А.,
представителя ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края Мережниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Богородская средняя общеобразовательная школа», администрации Октябрьского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>», администрации Октябрьского городского округа о возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) дошкольного образования, расположенных на территории Октябрьского городского округа Пермского края, а именно муниципального казенного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>», структурные подразделения «<данные изъяты>» (<адрес>), «<данные изъяты>» (<адрес>).
МКОУ «<данные изъяты>» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №. По договору о передаче имущества на праве оперативного управления муниципальному учреждению от ДД.ММ.ГГГГ объекты по адресам: <адрес> и <адрес> передано МКОУ «<данные изъяты>».
В нарушение пп.«г»,«д»,«м» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, МКОУ «<данные изъяты>» не обеспечено соблюдение следующих требований к антитеррористической защищенности структурных подразделений «<данные изъяты>», «<данные изъяты>»: не обеспечено оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; не обеспечено оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечено оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края», а функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Октябрьского муниципального района Пермского края (в настоящее время - администрация Октябрьского городского округа). МКОУ «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, следовательно, в случае отсутствия достаточных денежных средств, обязанность по дополнительному финансированию на обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на администрацию Октябрьского городского округа. Необеспечение антитеррористической защищенности здания структурных подразделений МКОУ «<данные изъяты>»: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения и воспитания.
Просят возложить обязанность на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» обеспечить здания структурных подразделений «<данные изъяты>» (<адрес>), «<данные изъяты>» (<адрес>) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; автономной системой оповещения и управления эвакуацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ; системой наружного освещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в
лице администрации Октябрьского городского округа выделить
муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» денежные средства в размере, необходимом для оборудования и обеспечения зданий структурных подразделений образовательного учреждения по адресам: <адрес> и <адрес>, Октябрьский городской округ: системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; автономной системой оповещения и управления эвакуацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ; системой наружного освещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора Винникова К.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик – представитель администрации Октябрьского муниципального района Пермского края Мережникова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования признала частично, а именно просила увеличить срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № подпунктом «е» пункта 11 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации предусмотрено, что комиссия по обследованию и категорированию объекта определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, данные мероприятия указываются при формировании паспорта безопасности. Паспорта безопасности по детским садам сформированы в ноябре 2019 года, вышеуказанные мероприятия предусмотрены, в связи с чем, просят увеличить срок исполнения требований прокурора (л.д.37).
Представитель ответчика – МКОУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в представленном в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Как установлено частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи, предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 этого же закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Судом установлено:
Согласно Устава МКОУ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением администрации Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, МКОУ «<данные изъяты>» является муниципальным некоммерческим казенным общеобразовательным учреждением (п.1.1). Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края». Функции и полномочия Учредителя осуществляет Администрация Октябрьского городского округа Пермского края (п.1.5). В Учреждении действуют структурные подразделения не наделенные правами юридического лица: «<данные изъяты>» (<адрес>), «<данные изъяты>» (<адрес>). Структурные подразделения не являются юридическим лицом и действует на основании устава Учреждения и положений о структурных подразделении МКОУ «<адрес>»- «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» утвержденного приказом директора Учреждения (п.п.1.7, 1.8) (л.д. 18-23).
МКОУ «<данные изъяты>» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11).
В связи с реорганизацией муниципальных образовательных учреждений на баланс МКОУ «<данные изъяты>» переданы на праве оперативного управления «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», что подтверждается распоряжением зам.главы Октябрьского муниципального района, начальника Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17).
Согласно сведений Кунгурского ОВО филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» при проверке соблюдения требований к антитеррористической защищенности дошкольных учреждений, расположенных на территории Октябрьского городского округа Пермского края, в том числе: МКОУ «<данные изъяты>» выявлены недостатки в обеспечении безопасности и сохранности имущества: отсутствует квалифицированная физическая охрана. Указана категория опасности объекта-4, паспорт безопасности утвержден ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9,15-16).
В паспорте безопасности МКОУ «<данные изъяты>» структурное подразделение «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», указаны рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков в антитеррористической защищенности объекта (л.д. 49-59).
Пунктом 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требования), установлен перечень мероприятий, осуществляемых в целях антитеррористической защищенности объектов.
В нарушение пп. «г», «д», «м» п. 24 Требований МКОУ «<данные изъяты>» не обеспечено соблюдение следующих требований к антитеррористической защищенности структурных подразделений «<данные изъяты>», «<данные изъяты>»: не обеспечено оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; не обеспечено оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечено оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
Учитывая, что необеспечение антитеррористической защищенности зданий структурного подразделения МКОУ «<данные изъяты>»: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения и воспитания, а также может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Выполнение требований прокурора направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и работников учреждения во время воспитательного и образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных обязанностей, суд принимает во внимание значимость обеспечения мер антитеррористической защищенности, возможное наступление неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью несовершеннолетних и работников учреждения, в связи с чем считает заявленный прокурором срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, разумным.
Доводы представителя ответчика администрации Октябрьского городского округа о невозможности исполнимости решения суда в указанный прокурором срок не могут быть приняты во внимание в связи с вышеуказанным, кроме того, при наличии объективных препятствий к исполнению решения суда в указанный срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд за отсрочкой его исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>», администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить здания структурных подразделений «<данные изъяты>» (<адрес>), «<данные изъяты> (<адрес>) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; автономной системой оповещения и управления эвакуацией; системой наружного освещения.
Обязать муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа выделить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере, необходимом для оборудования и обеспечения зданий структурных подразделений образовательного учреждения по адресам: <адрес> и <адрес> системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; автономной системой оповещения и управления эвакуацией; системой наружного освещения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 июня 2020 года.
Председательствующий: подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-224/2020