Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-66/2023 ~ М-17/2023 от 11.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2023 г.                                           г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре судебного заседания Молодкиной О.В.,

с участием представителя административного истца пом.прокурора г.Октябрьска Камина А.В.,

административного ответчика Елисеева М.В.,

представителя заинтересованного лица ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» Иванова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Елисееву М.В. о прекращении права управления транспортными средствами,

установил:

прокурор г. Октябрьска Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Елисееву М.В. о прекращении права управления транспортными средствами.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») участниками гражданских правоотношений выявлен факт незаконного использования Елисеевым М.В. прав управления транспортными средствами при наличии у него заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами. 07.09.2018 Елисееву М.В. выдано водительское удостоверение серии сроком действия до 07.09.2028. Согласно сведениям ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» Елисеев М.В. <данные изъяты> Имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, заболевание включено в п. 2 Раздела 1 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства от 29.12.2014 №1604. У Елисеева М.В. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время даёт ему право на управление транспортными средствами. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Камин А.В. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Елисеев М.В., участвующийв судебном заседании посредством видеоконференц-связи, с административным исковым заявлением прокурора г. Октябрьска согласился и показал, что его водительское удостоверение находится в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Сызранское», поскольку в 2019 г. он был лишен водительских прав за отказ от медицинского освидетельствования на 1 год 6 месяцев. Он пересдал экзамены, но водительские права не забирал. Сдал водительское удостоверение самостоятельно. <данные изъяты>

Представитель заинтересованного лица МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на административный иск не представил.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» по доверенности Иванов Е.А. административное исковое заявление прокурора г. Октябрьска поддержал и пояснил, что Елисеев М.В. <данные изъяты> г. За это время он 5 раз доставлялся на медицинское освидетельствование в состоянии <данные изъяты>, что подтверждено токсикологической экспертизой г.Тольятти, и в декабре 2022 г. был переведен в <данные изъяты> Ремиссия не наступила. От посещения нарколога Елисеев М.В. уклоняется.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле, поскольку его явка не признавалась обязательной (ч. 7 ст. 150 КАС РФ).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 1079 ГК РФ следует, что управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.

Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Статьей 23.1 данного Федерального закона установлено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в частности, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания <данные изъяты>) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка он устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» (далее - диспансерное наблюдение, пациенты).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания

Согласно п. 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по <данные изъяты>).

В силу п. 14 Порядка сведения о диспансерном наблюдении вносятся в Медицинскую карту амбулаторного наркологического больного (форма

Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.

Из материалов дела судом установлено, что 07.09.2018 РЭО ГИБДД МУ МВД России по <адрес> Елисееву М.В. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории <данные изъяты>». Для получения водительского удостоверения Елисеевым М.В. в РЭО ГИБДД была предоставлена медицинская справка от 29.08.2018, что подтверждается карточкой операции с водительским удостоверением.

Согласно материалам дела, в том числе справке главного врача ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» от 07.12.2022, Елисеев М.В. с <данные изъяты>

Судом установлено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения врачебной комиссией в отношении Елисеева М.В. не принималось. От посещения врача <данные изъяты> Елисеев М.В. уклоняется. Стойкая ремиссия не установлена.

Таким образом, состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у него <данные изъяты> являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В силу положений ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).

Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортными средствами, прокурор представил доказательства нахождения ответчика <данные изъяты> и доказательства выдачи ему водительского удостоверения. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, а также доказательства отсутствия противопоказаний для управления транспортными средствами Елисеев М.В. не представил.

Таким образом, поскольку управление транспортным средством административным ответчиком, в отношении которого отсутствуют сведения о стойкой ремиссии после выявленного пагубного употребления нескольких ПАВ, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства, суд приходит к выводу о необходимости прекратить действие водительского удостоверения административного ответчика на право управления транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Поскольку, водительское удостоверение серия, на право управления транспортными средствами было самостоятельно сдано Елисеевым М.В. в ГИБДД после лишения его в 2019 г. права управления транспортными средствами, то требование о возложении обязанности сдать водительское удостоверение заявлено излишне.

В связи с изложенным административный иск прокурора г. Октябрьска подлежит удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора г. Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Прекратить действие права Елисеева М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на управление транспортными средствами (водительское удостоверение выданное 07.09.2018 сроком действия до 07.09.2028) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

Взыскать с Елисеева М.В. государственную пошлину в доход бюджета г.о. Октябрьск Самарской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2023.

Судья:

2а-66/2023 ~ М-17/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Октябрьск
Ответчики
Елисеев м.В.
Другие
МРЭО ГИБДД МУ МВД России "Сызранское"
ГБУЗ СО "Октябрьская центральная городская больница"
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Воробьев С. А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
11.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Регистрация административного искового заявления
16.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
13.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2023Дело оформлено
14.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее