РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2023 г. г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Воробьева С.А.,
при секретаре судебного заседания Молодкиной О.В.,
с участием представителя административного истца пом.прокурора г.Октябрьска Камина А.В.,
административного ответчика Елисеева М.В.,
представителя заинтересованного лица ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» Иванова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску прокурора г. Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Елисееву М.В. о прекращении права управления транспортными средствами,
установил:
прокурор г. Октябрьска Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Елисееву М.В. о прекращении права управления транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») участниками гражданских правоотношений выявлен факт незаконного использования Елисеевым М.В. прав управления транспортными средствами при наличии у него заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами. 07.09.2018 Елисееву М.В. выдано водительское удостоверение серии № сроком действия до 07.09.2028. Согласно сведениям ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» Елисеев М.В. <данные изъяты> Имеет противопоказания к управлению транспортными средствами, заболевание включено в п. 2 Раздела 1 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного постановлением Правительства от 29.12.2014 №1604. У Елисеева М.В. подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время даёт ему право на управление транспортными средствами. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Камин А.В. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Елисеев М.В., участвующийв судебном заседании посредством видеоконференц-связи, с административным исковым заявлением прокурора г. Октябрьска согласился и показал, что его водительское удостоверение находится в РЭО ГИБДД МУ МВД России «Сызранское», поскольку в 2019 г. он был лишен водительских прав за отказ от медицинского освидетельствования на 1 год 6 месяцев. Он пересдал экзамены, но водительские права не забирал. Сдал водительское удостоверение самостоятельно. <данные изъяты>
Представитель заинтересованного лица МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на административный иск не представил.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» по доверенности Иванов Е.А. административное исковое заявление прокурора г. Октябрьска поддержал и пояснил, что Елисеев М.В. <данные изъяты> г. За это время он 5 раз доставлялся на медицинское освидетельствование в состоянии <данные изъяты>, что подтверждено токсикологической экспертизой г.Тольятти, и в декабре 2022 г. был переведен в <данные изъяты> Ремиссия не наступила. От посещения нарколога Елисеев М.В. уклоняется.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле, поскольку его явка не признавалась обязательной (ч. 7 ст. 150 КАС РФ).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 1079 ГК РФ следует, что управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Статьей 23.1 данного Федерального закона установлено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в частности, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания <данные изъяты>) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка он устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» (далее - диспансерное наблюдение, пациенты).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания
Согласно п. 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по <данные изъяты>).
В силу п. 14 Порядка сведения о диспансерном наблюдении вносятся в Медицинскую карту амбулаторного наркологического больного (форма №
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Из материалов дела судом установлено, что 07.09.2018 РЭО ГИБДД МУ МВД России по <адрес> Елисееву М.В. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № категории <данные изъяты>». Для получения водительского удостоверения Елисеевым М.В. в РЭО ГИБДД была предоставлена медицинская справка от 29.08.2018, что подтверждается карточкой операции с водительским удостоверением.
Согласно материалам дела, в том числе справке главного врача ГБУЗ СО «Октябрьская ЦГБ» от 07.12.2022, Елисеев М.В. с <данные изъяты>
Судом установлено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения врачебной комиссией в отношении Елисеева М.В. не принималось. От посещения врача <данные изъяты> Елисеев М.В. уклоняется. Стойкая ремиссия не установлена.
Таким образом, состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у него <данные изъяты> являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В силу положений ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортными средствами, прокурор представил доказательства нахождения ответчика <данные изъяты> и доказательства выдачи ему водительского удостоверения. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, а также доказательства отсутствия противопоказаний для управления транспортными средствами Елисеев М.В. не представил.
Таким образом, поскольку управление транспортным средством административным ответчиком, в отношении которого отсутствуют сведения о стойкой ремиссии после выявленного пагубного употребления нескольких ПАВ, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства, суд приходит к выводу о необходимости прекратить действие водительского удостоверения административного ответчика на право управления транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Поскольку, водительское удостоверение серия, № на право управления транспортными средствами было самостоятельно сдано Елисеевым М.В. в ГИБДД после лишения его в 2019 г. права управления транспортными средствами, то требование о возложении обязанности сдать водительское удостоверение заявлено излишне.
В связи с изложенным административный иск прокурора г. Октябрьска подлежит удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора г. Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права Елисеева М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на управление транспортными средствами (водительское удостоверение № выданное 07.09.2018 сроком действия до 07.09.2028) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Взыскать с Елисеева М.В. государственную пошлину в доход бюджета г.о. Октябрьск Самарской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 13.02.2023.
Судья: