ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 2-5180/2019
судья Номогоева З.К.
дело № 33-2275 поступило 17 апреля 2020г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июня 2020 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Семенова Б.С.,
с участием прокурора Дамбаева Б.Б.,
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Василенко Дмитрию Владимировичу о признании утратившим права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Лебедева Сергея Георгиевича на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 декабря 2020г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь в суд, истец Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации просил признать Василенко Д.В. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>, выселить его из квартиры, обязав предоставить справку о сдаче жилья.
Иск мотивирован тем, что при проведении инвентаризации жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, было установлено, что в вышеуказанном служебном жилом помещении проживает Василенко Д.В., который не имеет отношения к Министерству обороны Российской Федерации.
Поскольку оснований для занятия данной квартиры у ответчика не имеется, он подлежит выселению из неё.
В судебном заседании представитель истца Каурова О.Б. исковые требования поддержала.
Ответчик Василенко Д.В. возражал против иска. Пояснил, что служебная квартира была предоставлена ему в период прохождения службы в военной прокуратуре гарнизона. При увольнении он указал, что не обеспечен жилым помещением.
Представители третьих лиц – Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Востокрегионжилье» не явились.
Районным судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Лебедев С.Г. просит решение суда отменить. В жалобе указано на то, что обеспечение военнослужащих жилым помещением носит заявительный характер. Сведения о том, что Василенко Д.В. включен в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, отсутствуют.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился.
Представитель истца Каурова О.Б. полагала, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Ответчик Василенко Д.В. пояснил, что на момент увольнения с военной службы он нуждался в жилом помещении, о чем представлены документы. И он не мог быть выселен из служебной квартиры до получения жилья. До настоящего времени жильем не обеспечен.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» в суд не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав названных лиц, заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из документов следует, что 13.04.2007г. между 235 КЭЧ района СибВО Минобороны России и Василенко Д.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения ..., по условиям которого последнему была предоставлена квартира по адресу: <...>, в закрытом военном городке.
Фактически данная квартира была предоставлена ему до его увольнения со службы.
Приказом министра обороны Российской Федерации ... от 12.11.2005г. Василенко Д.В. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (был признан ограниченно годным к военной службе).
Выслуга лет <...>
Районный суд, сославшись на Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (вводный закон), ст.108 ЖК РСФСР, посчитал, что Василенко Д.В. не подлежит выселению из жилого помещения без предоставления другого.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным.
Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено ответчику до 1.03.2005г., суд первой инстанции обоснованно обратился к положениям Вводного закона и нормам Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.13 Вводного закона, не подлежат выселению из служебного жилья без предоставления другого лица, состоящие на учете нуждающихся в получении жилья или имеющие право состоять на таком учете, если их выселение не допускалось ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР.
Пунктом 6 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ... N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
По смыслу данной нормы с предоставлением другого жилого помещения могут быть выселены лица, отработавшие, отслужившие не менее десяти лет, проживающие в служебном жилье Министерства обороны, которые подлежат обеспечению жильем в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
На ответчика, проходившего военную службу в военной прокуратуре гарнизона «Сосновый Бор», распространялось действие Федерального закона «О статусе военнослужащих». И в настоящем случае необходимо установить, подлежал ли Василенко Д.В. обеспечению жильем в рамках указанного закона.
Согласно п. 13 ст.15 названного закона (в редакции, действовавшей в 2005г.), военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Постановлением Правительства России от 6.09.1998г. за ... были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
Согласно п.6 данных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В п.7 Правил указано, что основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 9).
Исходя из вышеприведенных положений, следует признать, что Василенко Д.В. на момент увольнения со службы являлся нуждающимся в жилом помещении, т.к. проживал в закрытом военном городке, занимал служебное жилое помещение и иного жилья не имел.
Также действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны России от 15.02.2000г. ....
Согласно п.12 Инструкции, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (п. 13).
Как видно из дела, в установленном порядке документы Василенко Д.В., признанного нуждающимся в обеспечении жильем, были направлены по избранному им месту жительства в <...> для его постановки на учет для получения жилого помещения, а также документы были направлены в КЭУ СибВО на получение государственного жилищного сертификата.
На учет в <...> ответчик поставлен не был, не был предоставлен ему и государственный жилищный сертификат (доказательствами обратного суд не располагает).
Из вышеприведенных норм следует, что, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», ответчик должен быть обеспечен жильем.
Отсутствие ответчика в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, не может быть поставлено ему в вину. Из имеющихся же в деле материалов следует, что необходимые документы в отношении Василенко Д.В. при его увольнении со службы для разрешения его жилищного вопроса были подготовлены.
До настоящего времени его право на обеспечение жильем не реализовано. В этой связи он не подлежит выселению из спорной квартиры без предоставления другого.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска является обоснованным. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной оценке обстоятельств, выражающие несогласие с выводами суда, основанием для отмены законно постановленного судебного акта не являются.
Коллегия пришла к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 декабря 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи коллегии: