Дело № 2-5259/2022
73RS0001-01-2022-007196-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Н.Н. Бахаревой,
при секретаре Фахуртдиновой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Н.В к Федеральному казенному общеобразовательному учреждению «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Морозов Н.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному общеобразовательному учреждению «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее ФГКОУ УГСВУ МО РФ) о компенсации морального вреда в сумме 1000000 руб.
В обоснование иска указано, что истец являлся воспитанником ФГКОУ УГСВУ МО РФ с 01.09.2013 по апрель 2020 года.
В 2019 году в результате обследования у него было выявлено заболевание <данные изъяты> 04.03.2019 ему была проведена операция, а в последствии проводилось консервативное лечение приемом препарата Альбендозол. Дальнейшая оценка лечения была установлена врачом-диспансерное наблюдение на 30,60,90 день от начала лечения, в дальнейшем – каждые 6 месяцев. Заражение истца и еще 73 воспитанников произошло по вине ФГКОУ УГСВУ МО РФ, по данному факту было возбуждено уголовное дело. В связи с этим считает, что на ответчик лежит обязанность компенсировать причиненный ему моральный вред.
01.09.2013 между ФГКОУ УГСВУ МО РФ и Глуховой О.А., его <данные изъяты>, заключен договор, в соответствии с которым она доверяет училищу обучение и воспитание Морозова Н.В. (обучающегося), а училище обязуется обеспечить соблюдение прав и обязанностей всеми участниками образовательного процесса и успешную реализацию образовательных программ среднего (полного) общего образования и дополнительных образовательных программ различной направленности. В указанный период заражения он являлся воспитанником училища, в связи с чем оно и является надлежащим ответчиком.
В результате заражения истца <данные изъяты>, имевшего место в период обучения, ему пожизненно придется проходить наблюдение и лечение за свой счет. Служба в Российской армии была его мечтой, его ждало большое военное будущее, а сейчас его возможности ограничены, из-за чего он постоянно переживает. Причиненный моральный вред он оценил в 100000 руб.
Истец Морозов Н.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель истца исковые требования поддержал, указал, что существует угроза ухудшения состояния здоровья Морозова Н.В. Наличие заболевания, приобретённого в период обучения в Училище, существенно ограничивает возможности истца в выборе рода деятельности, влечёт необходимость постоянно проходить лечение. Несмотря на постановленный приговор, требования о компенсации морального вреда заявляют именно к данному ответчику, поскольку именно с ним был заключен договор.
Представитель ответчика ФГКОУ УГСВУ МО РФ в судебном заседании исковые требования не признал, приведя доводы, изложенные в письменном отзыве. Указал, что в соответствии со ст. 1064 ГК РФ обязанность по возмещению ущерба возлагается на лицо причинившее вред. Поскольку суду не предоставлены доказательства тому, что вред здоровью истца причинен по вине Училища, основания для удовлетворения иска отсутствуют. Истец мог заразиться <данные изъяты> и не в период пребывания в Училище. Ссылка истца на заключение экспертов не обоснована, поскольку его выводы носят вероятностный характер. Самостоятельно услуги по организации питания училище не оказывало, были заключены договоры с АО «Военторг» и ООО «Торговый дом СПП». В штате училища столовая не предусмотрена. Также обращает внимание, что истец проходил обследование и лечение в учреждениях Минобороны России бесплатно. 04.02.2020 выписан со стационарного лечения с диагнозом: здоров. С июля 2019 года основной медикаментозный препарат отменен. После окончания обучения в ФГКОУ УГСВУ МО РФ он поступил в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, имел все шансы стать офицером и продолжить военную карьеру, но отчислен по нежеланию учиться. В случае удовлетворения иска просил уменьшить сумму компенсации морального вреда.
Представитель третьих лиц Сучковой Т.М. и ООО «Город Кафе» в судебном заседании пояснил, что в настоящее время они подали кассационную жалобу на приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22.07.2022, в связи с чем полагает, что обращение в суд с требованиями о компенсации морального вреда Морозов Н.В., как и другие курсанты, обратились преждевременно. Также указал, что какие-либо отношения между истцом и ООО «Город Кафе» отсутствуют. В связи с чем общество не может являться ответчиком по данному спору.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации и представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, ГУЗ УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева, ФГБУ «3 ЦВКГ имени А.А. Вишневского», АО «Военторг», третьи лица Сучкова Т.М., Кондюрина М.И. в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец Морозов Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся воспитанником ФГКОУ УГСВУ МО РФ до окончания учебного в 2020 году.
На основании приказа ФГКОУ УГСВУ МО РФ №172 от 28.08.2013 Морозов Н.В. был зачислен в ФГКОУ УГСВУ МО РФ (в 5 класс). Обучение проходил до 28.04.2020 (по 11 класс) (л.д.83,84 том 1).
С 15.08.2020 Морозов Н.В. зачислен в <данные изъяты>, из последнего училища отчислен 04.02.2021 по нежеланию учиться (л.д.7 том 2).
Объективно по делу установлено, что в период обучения истца в ФГКОУ УГСВУ МО РФ имел место факт массового заболевания <данные изъяты> курсантов данного удилища (более 70 курсантов), в том числе имело место и заболевание истца Морозова Н.В.
По данному факту было возбуждено уголовное дело №№, 04.02.2019 Морозов Н.В. признан потерпевшим (л.д. 176 том 1).
Вышеприведенные обстоятельства рассматриваемых правоотношений сторонами не оспариваются.
Истец, ссылаясь на то, что в период его обучения в военном училище по вине ответчика был причинен существенный вред его здоровью, предъявил вышеуказанный иск.
Разрешая заявленный спор, суд полагает, что имеются все основания для частичного удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда.
Как следует из материалов дела, стороны не оспаривали в судебном заседании диагноз истца, вместе с тем, ответчиком оспаривался факт заражения <данные изъяты> курсантов данного училища по вине ФГКОУ УГСВУ МО РФ.
Как следует из заключения ГУЗ УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева на основании жалоб, анамнеза, осмотра, результатов обследования выставлен истцу диагноз: <данные изъяты>. (л.д.16-18 том 2).
Из выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного №3213-с следует, что Морозов Н.В. находился в торакальном отделении РДКБ с 24.02.2019 по 13.03.2019. Диагноз: <данные изъяты> 04.03.2019 проведена операция- <данные изъяты>
Из выписных эпикризов (истории болезни №2294, №4002, 6995, 1450) следует, что Морозов Н.В. находился на стационарном лечении в педиатрическом отделении с указанным диагнозом с 13.03.2019 по 21.03.2019, с 22.05.2019 по 05.06.2019, с 25.09.2019 по 04.10.2019, с 22.01.2020 по 04.02.2020. (л.д.24,32,34,37 том 2).
В рамках рассмотрения уголовного дела была проведена судебно-медицинская экспертиза по факту массового заражения курсантов, проходивших обучение в военном училище.
Согласно заключению эксперта №С/78-ж от 17.06.2019 у Морозова Н.В. в период с 28.01.2019 года по 10.02.2019 было диагностировано инфекционное <данные изъяты>
Указанное заболевание является хроническим протекающим <данные изъяты> Яйца <данные изъяты> попали в организм Морозова Н.В. через рот, в желудочно-кишечном тракте оболочки яиц растворились, освободившиеся личинки внедрились в кровеносные сосуды кишечника и разнеслись потоком крови в печень. Заболевание рассматривается как биологическая травма. Исход данного заболевания не ясен.
При отсутствии иных личинок <данные изъяты>, способных в дальнейшем образовать новые кисты, заболевание повлекло причинение Морозову Н.В. средней тяжести вреда здоровью по признаку длительного расстройства здоровью более трех недель. (л.д. 182-187 том 1).
Согласно заключению эксперта №С/92-ж от 03.07.2019 заражение Морозова Н.В. <данные изъяты> произошло более чем за 5 месяцев до момента проведения оперативного лечения 04.03.2019. (л.д. 187-193 том 1).
Жизнь и здоровье относятся к числу наиболее значимых человеческих ценностей, а их защита должна быть приоритетной (статья 3 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, относится к числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, поскольку является непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно абз. 2 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Согласно статье 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в частности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Согласно пп.8 п.1 ст. 41 данного Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как следует из материалов дела, ФГКОУ УГСВУ МО РФ является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере образования с дополнительными образовательными программами военно-прикладной направленности (п.7 Устава). (л.д. 28-43 том 1).
Согласно разделу 3 Договора между ФГКОУ УГСВУ МО РФ и Глуховой О.А., <данные изъяты> истца, заключенного 01.09.2013, училище приняло на себя обязательства по обеспечению безопасности обучающего, сохранение его жизни и здоровья, обеспечение соблюдения санитарных правил и норм, режим и качество питания обучающегося (л.д.8-11 том 1).
Доводы ответчика об отсутствие вины ФГКОУ УГСВУ МО РФ со ссылкой на возбужденное уголовное дело по данному событию и постановленный приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22.07.2022, не освобождает данного ответчика от ответственности, поскольку вышеуказанный договор от 01.09.2013, которым училище обязалось обеспечить безопасность обучающегося, не предусматривает участие иных лиц в данном договоре.
Иные доводы, приведенные ответчиком, юридического значения не имеют, поскольку факт причинения истцу вреда здоровью нашел свое подтверждение.
Истцом была заявлена сумма компенсации морального вреда в 1000000 рублей.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень физических страданий истца, его возраст и длительность лечения, а также тот факт, что истец, являясь молодым человеком, лишен возможности осуществить свои планы, мечты о получении профессии военного, эти переживания усугубляют его состояние, причиняют ему не только физические, но и нравственные страдания.
Учитывая требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда отказать.
В соответствии со ст.ст. 94, 96, 98 ГПК РФ с ФГКОУ УГСВУ МО РФ подлежат взысканию расходы по госпошлине в размере 300 руб. 00 коп.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 500000 ░░░.00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░. 00 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 23.12.2022