<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
№ «в»/2020 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2020 года Ревдинский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Замараевой Т.Л.,
при секретаре Аксютиной Н.В.,
с участием представителя истца Куксова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ревды Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки ТКО на территории ГО Дегтярск,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца прокурор г. Ревды Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к ответчику МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки ТКО на территории ГО Дегтярск. Помощником прокурора г. Ревды, с участием начальника уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» (далее – МКУ «УЖКХ»), инженера по благоустройству МКУ «УЖКХ», 19.05.2020 в период с 11-20 до 12-45 проведено обследование территории ГО Дегтярск на предмет исполнения законодательства, регламентирующего оборот отходов производства и потребления. По результатам обследования составлен акт от 19.05.2020, которым зафиксировано, что на территории ГО Дегтярск на не переданном в аренду или собственность земельном участке с кадастровым номером №, кад. квартал №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских помещений, расположенном по адресу: Свердловская обл., г. Дегтярск, центральная часть города, в районе Объездной дороги, имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (ТКО) объемом около 450 к.м. В связи с чем, прокурор просит обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки на территории ГО Дегтярск: на не переданном в аренду или собственность земельном участке с кадастровым номером №, кад. квартал №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских помещений, расположенном по адресу: Свердловская обл., г. Дегтярск, центральная часть города, в районе Объездной дороги.
Прокурор г. Ревды Свердловской области Куксов К.В., выступающий в интересах неопределенного круга лиц, в ходе судебного заседания исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ «УЖКХ ГО Дегтярск» в судебном заседании не присутствовал без уважительной причины, хотя был надлежащим образом извещен о времени рассмотрения данного дела, в том числе посредством размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на сайте Ревдинского городского суда, кроме того, надлежащее извещение также подтверждается записью в справочном листе, отзывом (л.д. 42), согласно которому ответчик против исковых требований не возражает, дополнительно сообщает, что финансирование ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 66:40:010010026:1041 предусмотрено на 2020 г., конкурсные процедуры по определению подрядчика на выполнение работ будут проведены в июне 2020 года.
Представитель третьего лица администрации ГО Дегтярск в судебном заседании не присутствовал по неизвестной причине, хотя был надлежащим образом извещен о времени рассмотрения данного дела, в том числе посредством размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на сайте Ревдинского городского суда, кроме того, надлежащее извещение также подтверждается записью в справочном листе, распиской в получении судебной повестки (л.д. 40), доказательств уважительности причин неявки суду не представил, своих возражений на иск не направил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался.
В силу ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", по смыслу ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства).
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным с согласия мнения представителя истца, учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Суд, выслушав пояснения прокурора г. Ревды Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании положений части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
На основании ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что в рамках проверки исполнения законодательства, регламентирующего оборот отходов производства и потребления на территории ГО Дегтярск, составлен акт обследования территории ГО Дегтярск от 19.05.2020 (л.д. 10) с приложением в виде фото (л.д. 11-21), в котором зафиксировано следующее:
на территории ГО Дегтярск на не переданном в аренду или собственность земельном участке с кадастровым номером №, кад. квартал 66:40:0101026, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских помещений, расположенном по адресу: Свердловская обл., г. Дегтярск, центральная часть города, в районе Объездной дороги, имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (ТКО) объемом около 450 куб.м.
Данные обстоятельства и факт наличия свалок в указанном месте сторонами не оспаривается.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п. 1.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» (л.д.26), Управление создается с целью управления жилищно-коммунальной отраслью и разграничения прав владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Дегтярск.
На основании п. 3.1.3 Устава муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» (оборотная сторона л.д.26), Управление осуществляет следующие функции: … организация мероприятий по охране окружающей среды, а в соответствии с п. 3.1.5 – участвует в организации деятельности по сбору (в том числе и раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Наличие свалки на территории городского округа Дегтярск подтверждено письменными материалами дела и не опровергнуто стороной ответчика, а также третьего лица, равно как не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, позволяющих установить наличие конкретного собственника несанкционированной свалки или лица, виновного в ее организации, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с абз. 8 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, требования прокурора г. Ревды в части возложения обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд учитывает, что представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа Дегтярск» против исковых требований в части ликвидации несанкционированных свалок на территории ГО Дегтярск не возражает, что отразил в письменном отзыве (л.д.42).
Испрашиваемый прокурором срок для исполнения обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит требованиям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств его неразумности или невозможности ликвидации свалки в установленный судом срок, ответчиком не представлено.
Сторонам, в ходе подготовки и рассмотрения дела, судом были разъяснены предмет доказывания, права и обязанности по предоставлению доказательств в соответствии со ст. ст. 12,56,57,65,71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставлялось время для предоставления сторонами дополнительных доказательств.
Таким образом, суд считает, что следует исковые требования прокурора г. Ревда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░:
░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░. ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░., ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░
░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>