РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2018 года г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Попова Д.И.,
при секретаре Грибановой А.С.,
с участием ответчика Сураева В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Московское высшее общевойсковое командное училище» Шевченко Н.П. о взыскании с Сураева Владимира Олеговича денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку,
установил:
Представитель истца обратился в суд с иском о взыскании с отчисленного из военно-учебного заведения <данные изъяты> Сураева на основании п. 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» денежных средств в сумме 308 959 рублей, а также судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Истец, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в суд не прибыл. Его представитель по доверенности – Шевченко Н.П., в направленных в суд ходатайствах поддержал заявленные требования и просил о рассмотрении иска в его отсутствие.
Ответчик требования иска не признал и просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего оснований для взыскания с него денежных средств, затраченных на его обучение, не имеется.
Выслушав ответчика и исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее – Методика).
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Методики период, на который определяются размер подлежащих возмещению средств федерального бюджет, составляет 1 финансовый год. Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.
Как следует из материалов дела Сураев приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ с 1 августа 2016 г. зачислен на первый курс в Военный институт (общевойсковой) Военного учебного центра Сухопутных войско «общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», назначен на должность <данные изъяты> с присвоением воинского звания <данные изъяты>
16 мая 2017 г. ответчиком подан рапорт об отчислении из военно-учебного заведения по собственному желанию, который рассмотрен на заседании Ученого совета военного института 24 мая 2017 г. (протокол №).
Приказом Главнокомандующего сухопутными войсками от ДД.ММ.ГГГГ № Сураев отчислен из военно-учебного заведения и в соответствии с приказом врио начальника Московского высшего общевойскового командного училища от ДД.ММ.ГГГГ № направлен в войсковую часть № для дальнейшего прохождения военной службы <данные изъяты>.
При этом как следует из пояснений ответчика и справки врио начальника отделения кадров Московского высшего общевойскового командного училища от ДД.ММ.ГГГГ №/ок контракт о прохождении военной службы в период обучения в военно-учебном заведении с Сураевым не заключался.
С учетом того, что Сураев не заключал контракт о прохождении военной службы в период обучения в военно-учебном заведении, в котором не отражались условия о возмещении средств, затраченных на его военную и профессиональную подготовку, размер подлежащих возмещению средств, а после отчисления из Академии продолжил прохождение военной службы <данные изъяты>, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Кроме того, как следует из пояснений ответчика и копии решения Уссурийского городского суда от 2 ноября 2009 г. мать Сураева была лишена родительских прав, а он вместе с братом были переданы территориальному отделу опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Уссурийскому городскому округу.
Таким образом, Сураев, в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относился к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имел право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Федеральным законом.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии с п. 3 ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
С принятием Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки» отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки.
Согласно статье 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии, предусмотренные этим Законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании с Сураева средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку в период обучения, противоречит механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей-сирот на период обучения, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также гарантированному ему статьей 39 Конституции Российской Федерации праву на социальное обеспечение.
С учетом изложенного, оснований для взыскания с ответчика средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, а также судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении искового заявления представителя федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Московское высшее общевойсковое командное училище» Шевченко Н.П. о взыскании с Сураева Владимира Олеговича денежных средств, затраченных на военную и профессиональную подготовку, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 17 мая 2018 года.
Судья