Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5151/2014 ~ М-4230/2014 от 09.09.2014

дело № 2-5151/2014                             

                                        РЕШЕНИЕ                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2014 года                                                                             г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи            Курлаевой И.В.,

при секретаре                                        Масленко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об устранении нарушения земельного законодательства,

      У С Т А Н О В И Л :

Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания от <дата> по делу об устранении земельного законодательства, выданного заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области Б.

В обоснование заявления указал, что является собственником двух земельных участков площадью 796 кв.м и 14 кв.м с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>. В связи с необходимостью радиотелефонной связи, получения информации радиовещательного характера, возможности вызова муниципальных экстренных служб, для целей вспомогательных при строительстве индивидуального жилого дома и для дальнейшего проживания семьи, заявителем на принадлежащем ему земельном участке площадью 14 кв.м было размещено оборудование <данные изъяты> для работы подвижной радиотелефонной связи, состоящее из антенны и контейнера для аппаратуры. При временном размещении указанного оборудования заявитель действовал в соответствии с ч. 3 ст. 209 ГК РФ. На указанное оборудование имеется вся разрешительная документация. <дата> заявитель обратился в администрацию г. Пушкино с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка площадью 14 кв.м. В совеем ответе от <дата> администрация указала о нецелесообразности изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка со ссылкой на проект генерального плана городского поселения Пушкино. Установленное заявителем оборудование отвечает требованиям СнПиН. <дата> инспектором по использованию и охране земель Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области было проведена проверка соблюдения заявителем земельного законодательства на земельном участке по указанному выше адресу. В результате проверки был составлен акт проверки, протокол об административном правонарушение и выдано оспариваемое предписание. По мнению заявителя, указанное предписание является незаконным, нарушающим его права, поскольку установка и использование антенны сотовой связи на принадлежащем заявителю земельном участке не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц (л.д. 3-5).

В судебном заседании Д. заявление поддержал, просил его удовлетворить.

Заинтересованное лицо представитель Управления Росреестра по доверенности Б. возражала удовлетворению заявления, указав, что выданное Д. предписание отвечает требованиям действующего законодательства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материала дела, не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Д. на основании постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> и договора купли-продажи земельного участка от <дата> является собственником двух земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности Д. на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 12, 14).

В отношении указанных земельных участков установлен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

<дата> государственным инспектором по использованию и охране земель Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области Т. проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по указанному выше адресу. В ходе проверки установлено, что земельный участок площадью 14 кв.м, имеющий разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, используется Д. для размещения антенн мобильной связи и контейнера для аппаратуры мобильной связи. Результаты проверки зафиксированы в акте от <дата> (л.д. 63). Указанная проверка была проведена на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Московской области от <дата> (л.д. 61). Проверка была проведена в присутствии заявителя.

По результатам проведенной проверки в отношении Д. было возбуждено дело о административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 64-65).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области Б. от <дата> Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб. (л.д. 67). Указанное постановление вступило в законную силу и в установленный законом срок заявителем не обжаловано. Кроме того, назначенное Д. наказание исполнено им, что подтверждается квитанцией об оплате штрафа (л.д. 69).

По результатам рассмотрения административного дела в адрес Д.вынесено предписание от <дата> об устранении в срок до <дата> нарушения земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 3 Положения «О государственном земельном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 года № 689, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

В силу п. 9 указанного Положения заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель имеют право давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.

Полномочия заинтересованного лица по выдаче оспариваемого предписания установлены нормами ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 9.10 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года N 457).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений инспектором Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области порядка проведения проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Согласно пункту 2 названной статьи указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ.

Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

В силу положений статьи 85 (пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6) Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что земельный участок площадью 14 кв.м по указанному выше адресу относится к категории - земли поселений с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д. 13, 15-16). В то же время указанный земельный участок используется для размещения антенн мобильной связи и контейнера для аппаратуры мобильной связи. Указанные обстоятельства заявителем не оспаривались.

В соответствии с проектом генерального плана городского поселения Пушкино указанный выше земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, о чем заявителю было сообщено администрацией г. Пушкино в отказе в изменении вида разрешенного использования (л.д. 47). На момент вынесения оспариваемого предписания зона индивидуальной жилой застройки г. Пушкино не предусматривала вид разрешенного использования - для размещения антенн мобильной связи и контейнера для аппаратуры мобильной связи.

При таких обстоятельствах, вид использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м - для размещения антенн мобильной связи и контейнера для аппаратуры мобильной связи не соответствует градостроительному регламенту, а, следовательно, использование Д. земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, не в соответствии с его разрешенным использованием, является нарушением ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Довод заявителя о незаконности выданного предписания со ссылкой на положения ч. 3 ст. 209 ГК РФ суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 209 ГК РФ Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Частью 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Судом установлено, что Д. отказано в изменении вида разрешенного использования (л.д. 47).

Таким образом, использование заявителем земельного участка площадью 14 кв.м не в соответствии с установленным разрешенным использованием, является нарушением приведенных выше норм права, в том числе и положений ст. 209 ГК РФ.

Довод заявителя о незаконности предписания со ссылкой на наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения в отношении рабочей документации на размещение радиопередающего объекта, суд находит несостоятельным, поскольку технология и согласование размещения указанных объектов не имеет значения для рассматриваемого дела, в котором нарушением земельного законодательства является сам факт использования указанных объектов на земельном участке, не предоставленном для этих целей.

Оценив, представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя со стороны заинтересованного лица, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на должностное лицо Управления Росреестра по Московской области по устранению нарушений прав Д.

Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Д. и необходимости в связи с этим возложения на должностное лицо обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.

Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                      Р Е Ш И Л :

Заявление Д. о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об устранении нарушения земельного законодательства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.

Судья:

2-5151/2014 ~ М-4230/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубровин Сергей Александрович
Другие
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Курлаева Инна Викторовна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
09.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2014Передача материалов судье
12.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2014Подготовка дела (собеседование)
26.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2014Судебное заседание
18.11.2014Судебное заседание
09.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2015Дело оформлено
23.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее