Дело №2-1-113/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Тришкиной Н.А.
при секретаре Новиковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области
01 марта 2018 г.
дело по иску заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Село Дуброво» о возложении обязанности совершить действия в сфере исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
у с т а н о в и л:
06 февраля 2018 г. заместитель Калужского межрайонного природоохранного прокурора Калужской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения «Село Дуброво», в котором указал, что в собственности администрации сельского поселения «Село Дуброво» находится гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>. Калужской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрена информация Приокского Управления Ростехнадзора от 25.12.2017 о нарушении администрацией СП «Село Дуброво» требований законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, из которой следует, что в нарушение норм законодательства администрацией СП «Село Дуброво», являющейся собственником вышеуказанного гидротехнического сооружения, не выполнены следующие требования закона: отсутствует декларация безопасности на ГТС, не обеспечено внесение в Регистр сведений о ГТС. Изложенное подтверждается объяснениями главы администрации СП «Село Дуброво» Зайцева А.М. от 26.02.2018. Невыполнение данных мероприятий затрудняет надлежащую эксплуатацию гидротехнического сооружения и создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просил обязать администрацию СП «Село Дуброво» в течение года с даты вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением представителей Приокского Управения Ростехнадзора с целью определения возможности возникновения чрезвычайной ситуации в результате возможных повреждений гидротехнического сооружения; по результатам проведенного преддекларационного обследования гидротехнического сооружения составить акт в установленной законодательством форме.
В судебном заседании прокурор Анкудинов Ю.В. исковые требования поддержал, обосновывая доводами, указанными в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании глава администрации сельского поселения «Село Дуброво» Зайцев А.М. не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица Приокского Управления Ростехнадзора не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в заявлении, адресованном суду, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Позицию заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного закона под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Частью 3.1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Согласно пунктам 4, 5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 г. № 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией и представляется декларантом в орган надзора.
В соответствии с пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. №1108, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, в отношении гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору -.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 октября 2013 г. № 506 утверждена форма акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений.
В судебном заседании установлено, что гидротехническое сооружение протяженностью 167,5 п.м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Сельское поселение «Село Дуброво», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.06.2009 (л.д. 9 оборот).
Согласно информации, представленной Приокским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 25 декабря 2017 г. в нарушение норм законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений администрацией сельского поселения «Село Дубровой» не представлена декларация безопасности гидротехнического сооружения и не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в собственности сельского поселения «Село Дуброво».
Из объяснений главы администрации сельского поселения «Село Дуброво» Зайцева А.М. следует, что обследование гидротехнического сооружения, находящегося в собственности муниципального образования «Сельское поселение «Село Дуброво», с представителями органа надзора, предшествующее составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, не проводилось, декларация безопасности гидротехнического сооружения не разработана, сведения о гидротехническом сооружении не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Ответчиком не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих выполнение мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком не принято надлежащих мер по проведению обследования гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, и находящегося в собственности муниципальной образования «Сельское поселение «Село Дуброво», с составлением акта по результатам обследования, с целью определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в результате возможных повреждений гидротехнического сооружения, а также необходимости или отсутствие таковой для проведения декларирования безопасности такого гидротехнического сооружений, и внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений, невыполнение данных мероприятий затрудняет надлежащую эксплуатацию гидротехнического сооружения и создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, а также окружающей природной среде, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем исковые требования заместителя Калужского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Срок равный году с даты вступления решения суда в законную силу, предложенный заместителем прокурора для исполнения обязательств в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, суд находит достаточным и соответствующим требованиям разумности, а также объему предстоящих работ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию сельского поселения «Село Дуброво» Кировского района Калужской области в течение года с даты вступления решения суда в законную силу провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением представителей Приокского Управления Ростехнадзора, с целью определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в результате возможных повреждений гидротехнического сооружения, по результатам которого составить акт в установленной законодательством форме.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Тришкина
Решение суда в окончательной форме принято 06 марта 2018 г.