Дело № 2-1113/2019
УИД: 26RS0023-01-2019-002245-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2019 года г. Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Гориславской Ж.О.
при секретаре ФИО7,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску ФИО2 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения (бездействия) администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, возложении на Администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Определением суда от 28.05.2019 года в качестве соответчика привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Российской Федерации лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края, ГУ МЧС России по Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
В обоснование исковых требований к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, признании незаконным решения (бездействия) администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, возложении на Администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанности включить в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата ФИО2 указал, что в мае 2017 года его дом, в котором он проживал и был зарегистрирован, расположенный по адресу: Минераловодскому городскому округу .............. .............. в результате чрезвычайной ситуации был подвергнут затоплению. В результате данного чрезвычайной ситуации он полностью утратил имущество первой необходимости, а его дом был разрушен и признан аварийным и непригодным для проживания и выведен из состава жилого фонда согласно постановлению администрации Минераловодского городского округа, ФИО4 края .............. от ............... После чрезвычайной ситуации он обратился в администрацию Минераловодского городского округа где ему в грубой форме было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в предоставлении материальной и финансовой помощи, мотивируя это тем, что он не был зарегистрирован по вышеуказанному, адресу и во включении в списки для предоставления сертификата на утраченное жилье. На встречах руководства администрации с пострадавшими, было предложено обратиться в суд, для решения его вопроса для чего был предоставлен юрист из администрации. Он не обладает специальными познаниями в области юриспруденции и полностью положился на помощь бесплатного юриста из администрации. Данный юрист составил, как в дальнейшем выяснилось, заведомо неприемлемое и не выгодное для него исковое заявление с юридическими коллизиями и неверными исковыми требованиями. Помимо этого, в исковом заявлении, составленном бесплатным юристом администрации не была указано основное требование о включении его в списки граждан для получения государственного жилищного сертификата. В исковом заявлении было отказано судами первой и второй инстанций, и только после привлечения квалифицированного юриста удалось обжаловать решения в Верховном Суде Российской Федерации, который полностью встал в его сторону и отказы администрации, ссылающиеся на отсутствие регистрации по месту жительства признал незаконными. В результате неверных действий юриста администрации решение его вопроса затянулось уже почти на два года, так как на все иные обращении все инстанции отвечали ему, что ждут решения суда. Данные действия/бездействия юриста администрации считает совершенными с иной личной заинтересованностью, в результате чего он два года бегает по госучреждениям и судам. Работники администрации района в издевательской форме надсмехаются над ним, говоря, что он ничего не добьется и зачем он к ним ходит. Вся переписка с работниками находится у него. Данные действия/бездействия поставили его семью на грань выживания, исходя из слов работников администрации в указанном доме он не мог жить и быть прописан, и он «бомж», все это подкрепляется позицией работников, избранной в том числе, и в судебных заседаниях, над ним издевательски смеются, спекулируя тем, что .............. Вышеуказанное подтверждается в том числе протоколами судебных заседаний, в которых администрация почему-то заняла «обвинительную и изобличительную» позицию, а не позицию защиты граждан, подвергшихся воздействию ЧС. Считает, данное отношение унижающим его человеческое достоинство и нарушающим его конституционные права. 07 июня 2018 года в ходе прямой линии с гражданами России, при рассмотрении обращения оставшихся без помощи в получении права на жильё, подтопленцев из Ставропольского края, пострадавших в мае 2017 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин во второй раз порекомендовал властям Ставропольского края решить в кратчайшие сроки вопрос с подтопленцами, кому в ввиду бюрократических процедур не было предоставлено право на получение сертификата на новое жильё. На решение данного вопроса были направленны и выделены дополнительные денежные средства. В числе указанных подтопленцев оказалась и его семья. .............. после вступившего в законную силу решения Минераловодского городского суда по делу .............. от .............. в его пользу, он обратился в Администрацию Минераловодского городского округа с просьбой взять под личный контроль разрешение его вопроса и включить его в списки граждан для получения государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в мае 2017 года расположенного по адресу: Минераловодский городской округ, .............. .............. в результате чрезвычайной ситуации. .............. он получил ответ за исх. .............. в котором от прямо поставленного в обращении вопроса администрации всячески уклоняется при, этом делая «хорошую мину при плохой игре», присваивая себе заслугу в том, что в результате именно их квалифицированных действий мне были выплачены средства по факту полной утраты имущества первой необходимости. Ответа на поставленный вопрос не получено, что считает, в данном случае, очередным бездействием администрации и отказом во включении ФИО1 в списки граждан для получения государственного жилищного сертификата. Согласно указу .............. ФИО4 .............. от .............. .............. он назначен на должность .............. ФИО5 .............., .............., ФИО4 края. С указанного периода времени он был прописан .............., аналогично тому, как сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие прописываются по месту своей работы. .............., уплачивает все необходимые налоги и сборы, до произошедших событий более 16 лет зарегистрирован в ФИО4 крае, за 50 км., то есть не более часа езды от своего разрушенного дома, требование закона об отсутствии регистрации именно на дату чрезвычайной ситуации просит суд не учитывать и применить при рассмотрении его дела указанные исключительные обстоятельства закрепленные в «Обзоре судебной практики по делам связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате ЧС, права на получение ГЖС, рассмотренным в 2009-20:14 годах», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ............... Истец просит решение администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края от .............. за исх. ..............а-06/414 об отказе во включении его в Списки граждан для получения государственного жилищного сертификата признать незаконным. Обязать администрацию Минераловодского городского округа ФИО4 края включить его в списки граждан, для получения государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в мае 2017 года расположенного по адресу: .............. .............. в результате чрезвычайной ситуации.
.............. истец уточнил и дополнил свои требования в которых просил: решение администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от .............. за исх. ..............а-06/414 о включении его в Списки граждан для получения государственного жилищного сертификата признать незаконным. Обязать администрацию Минераловодского городского округа ФИО4 края включить его в списки граждан, для получения государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в мае 2017 года расположенного по адресу: .............. .............. в результате чрезвычайной ситуации. Признать за ним, ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске обстоятельствам, пояснил, что решением Минераловодского городского суда от .............. установлен юридический факт постоянного проживания его-ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа. Он –ФИО2 признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа. Решение суда от .............. никем не было обжаловано, вступило в законную силу. Таким образом, факт постоянного проживания его в жилом доме, пострадавшем от наводнения, уже установлен судом. Этим же решением он признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, что уже является доказанным фактом. Полагая, что данного решения суда достаточно и ему не нужно вновь обращаться с заявлением установленной формы о включении его в списки лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку он ранее в 2017 году обращался с заявлением, но ему было отказано, он обратился с заявлением на имя .............. ФИО10 о включении его в списки граждан на получение жилищного сертификата, приложив решения судов. Однако получил ответ о том, что вопрос о включении его в списки был рассмотрен по существу в 2017 года и ему было отказано. Ответ администрации от .............. он расценивает как отказ во включении его в списки, поскольку про какой-то определенный порядок подачи заявления на жилищный сертификат ему не известно, в ответе главы .............. ему не было предложено представить заявление по какой-либо форме, представить дополнительные документы, а он как незащищенная сторона не обладает познаниями, что свидетельствует о неравенстве сторон. Он еще в мае 2017 года обращался с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором он проживает оказался в зоне чрезвычайной ситуации в результате наводнения в ............... Дан отказ, который мотивирован тем, что он не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: ............... Ему было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления .............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи. В данном доме он проживает с .............. и по настоящее время, однако до .............. был зарегистрирован по месту его служения в помещении, принадлежащим ФИО3, расположенном в .............. ФИО4 края, где не проживает, поскольку имеет возможность ежедневно на личном транспорте приезжать на работу. .............. .............., что является фактически местом его работы и не является постоянным местом его жительства. С учетом разъяснений Верховного Суда РФ он является лицом, имеющим право на получение жилищного сертификата как пострадавший в результате чрезвычайной ситуации. Просил решение администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края от .............. за исх. ..............а-06/414 об отказе во включении его в Списки граждан для получения государственного жилищного сертификата признать незаконным. Обязать администрацию Минераловодского городского округа ФИО4 края включить его в списки граждан, для получения государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в мае 2017 года расположенного по адресу: .............. .............. в результате чрезвычайной ситуации. Признать за ним, ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика администрация Минераловодского городского округа по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать по следующим основаниям. Истец обращался в администрацию Минераловодского городского округа .............. по вопросу включения в список граждан на получение ГЖС, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа в мае 2017 года. По сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа, на заявление истца от .............., был дан ответ об отказе во включении в списки на получение ГЖС, в том числе и ввиду отсутствия у истца регистрации на момент чрезвычайной ситуации по адресу: ............... Истец не обжаловал данный отказ в течение 3-х месяцев. Повторно истец обратился .............. в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки граждан на получение ГЖС в связи с утратой жилья в мае 2017 года, расположенного по адресу: Минераловодский городской округ, ............... Однако данный вопрос истца о включении в списки на получение ГЖС был ранее рассмотрен по существу. Указанная причина в свою очередь явилась одним: из оснований для отказа во включении в списки на получение ГЖС, который получен истцом .............. Также истцу было разъяснено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации, и законодательством субъектов Российской Федерации. В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Правительством Российской Федерации 07.06.1995 принято Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (далее-Постановление №561). Согласно обзору судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение ГЖС, рассмотренным в 2009-2014 годах, утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 21 октября 2015 г., разрешая споры о признании: права на получение ГЖС, судебные инстанции правильно исходили из того, что право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия. ГЖС выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (абзац второй пункта 2 Постановления №561). Таким образом, в силу прямого указания закона ГЖС выдается гражданам в случае утраты ими в результате стихийного бедствия жилого помещения, которое являлось для них единственным и в котором они были зарегистрированы и постоянно проживали. Правовым управлением администрации Минераловодского городского округа, с учетом положений ч. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ, истцу была оказана правовая помощь с целью обращения за установлением юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу. Воспользовавшись своим правом на обращение в суд, истец 15.07.2017, то есть еще до отказа во включении в списки на получение государственного жилищного сертификата (датирован 21.07.2017), подал иск в Минераловодский городской суд об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшим и обязании администрации Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения. Данный иск решением Минераловодского городского суда от 11.01.2019 г. удовлетворен в полном объеме, решение суда администрацией Минераловодского городского округа исполнено. Позиция представителей администрации Минераловодского городского округа при рассмотрении дела, соответствовала нормам действующего процессуального законодательства Российской Федерации. Ввиду отсутствия регистрации в вышеуказанном жилом доме на момент чрезвычайной ситуации и ввиду пропуска срока обжалования решения об отказе, оснований для включения истца в списки на получение ГЖС с учетом положений Постановления № 561, не имеется и в настоящее время. В случае несогласия с отказом во включении истца в списки на получение ГЖС, который истцом был получен 24.07.2017, исходя: из положений ст. 3 ГПК РФ, а также ст. 12 ГК РФ, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, он воспользовался своим: правом: на обращение в суд. Таким образом, ответ администрации Минераловодского городского округа от 03.04.2019 г. на обращение истца от 04.03.2019 г. не содержал отказа, а носил только информационный характер, так как обращение истца по вопросу включения в список граждан на получение ГЖС, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения: уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа в мае 2017 года ранее было рассмотрено по существу и дан ответ 24.07.2017 г. в виде отказа. В соответствии с изложенным, только на основании судебного решения администрацией Минераловодского городского округа будет принято решение о включении или не включении истца в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил возражения, в которых указал, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017г. № 1 обстановка, сложившаяся в результате возникновения дождевых паводков в мае 2017 года на территории Ставропольского края признана чрезвычайной ситуацией федерального характера. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении». В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (далее - Постановление Правительства РФ № 561), в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Следует отметить, что 24 марта 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года № 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Названным постановлением редакция п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата. Так, согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующего условия: регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Согласно исковому заявлению, принадлежащее ФИО2 домовладение, расположенное по адресу: .............., .............. постановлением администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края .............. от .............. было признано аварийным и непригодным для проживания, выведено из состава жилого фонда. Ранее ФИО2 обращался в администрацию Минераловодского ГО, в результате чего по итогам рассмотрения предоставленного пакета документов для включения в список на получение государственного жилищного сертификата, истцу было отказано по причине отсутствия документа, подтверждающего регистрацию в спорном жилом доме на момент возникновения чрезвычайной ситуации. В просительной части искового заявления, ФИО2, просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, при этом, в материалах дела отсутствует подтверждение факта регистрации истца в спорном жилом доме на момент возникновения чрезвычайной ситуации так, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561, обязательным условием для получения государственного жилищного сертификата является регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Истцом вышеупомянутый факт отсутствия регистрации в жилом доме на момент возникновения чрезвычайной ситуации не оспаривается, кроме того, как видно из материалов дела, истец просит не учитывать при вынесении решения по данному делу факт отсутствия регистрации. Стоит отметить, что в тексте искового заявления существует противоречие, так в начале искового заявления истец вводит суд в заблуждения, указывая на наличие регистрации в вышеуказанном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, в свою очередь далее по тексту сам говорит об отсутствии регистрации и просит суд не учитывать этот факт при рассмотрении обстоятельств дела и вынесении решения. Учитывая вышеизложенное, доводы истца, о том, что он имеет право на получение государственного жилищного сертификата, являются необоснованными. Кроме того, Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями установлен постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982. Так, согласно разделу II вышеуказанного порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список). На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по установленной форме, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения. Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями. Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. При этом, Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, содержат предложения по оформлению дополнительных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Согласно данных методических рекомендаций на каждый жилой дом формируется и передается в Минстрой России отдельный комплект, который содержит: личное заявление гражданина; копию свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом; копия свидетельства государственной регистрации права на земельный участок; копия технического паспорта на жилой дом; копия заключения по обследованию строительных конструкций объекта с обязательным указанием адреса и названием организации, проводившей обследование; акт межведомственной комиссии, проводившей обследование помещения; акт визуального обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате чрезвычайной ситуации, с приложением фотографий объекта, заверенных подписью и печатью руководителя (его заместителя) бюро технической инвентаризации (далее - БТИ); особое мнение членов межведомственной комиссии (если есть); заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, разрушенного (не подлежащего ремонту) в результате произошедшей чрезвычайной ситуации (название чрезвычайной ситуации с указанием даты и места). После рассмотрения документов в Минстрое России и вынесения им положительного решения, реестр согласовывается Минстроем, прикладывается письменное заключение Минстроя России в виде письма, и эти два документа представляются в МЧС России. В соответствии с вышеизложенным, доводы истца о наличии у него права на получение государственного жилищного сертификата противоречат действующему законодательству, так как истец не соответствует требованию для получения государственного жилищного сертификата, содержащемуся в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года № 561, а именно условию о наличии регистрации заявителя в спорном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации. Данное обстоятельство являются юридически значимым для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО2, отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Правительства Ставропольского края, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещено дне и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представлены письменные возражения относительно заявленных требований аналогичные пояснениям представителя ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Представитель Третьего лица Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещено дне и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представлены письменные возражения, согласно которым по доводам, изложенным в исковом заявлении, представитель Минфина России сообщает следующее. В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68- ФЗ) правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение, кроме прочего, ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии со статьей 10 Закона № 68 - ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее - Постановление № 561) определено, что в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий производится выпуск государственных жилищных сертификатов, выдача которых осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (преамбула, пункт 1). Пунктом 4 Постановления № 561 установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов. Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 г. Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 г. № 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов). Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» установлено, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Согласно положениям указанного Порядка, на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, органом местного самоуправления подготавливается список, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения. Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Руководитель территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Министерства внутренних дел Российской Федерации, после чего подписывает их. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Как следует из изложенного, обращение гражданина с заявлением о получении государственного жилищного сертификата и последующая правоприменительная процедура представляют собой механизм реализации права граждан на получение государственного жилищного сертификата, установленный соответствующими нормативными актами. Именно в рамках этого механизма в обязательном порядке должна осуществляться реализация права на получение государственного жилищного сертификата. Согласно названным нормам государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого утраченное жилое помещение являлось единственным. На момент рассмотрения настоящего искового заявления решение администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края об отказе во включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата в установленном законом порядке не обжаловалось. На основании изложенного, требования истца о включении его в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на получение жилищного сертификата направлены на изменение существующего административного порядка получения государственного жилищного сертификата и, соответственно, не подлежат удовлетворению. Вместе с тем, при наличии достаточных основании, требования о включении истца в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата, могут быть удовлетворены в соответствии с нормами действующего законодательства, однако правовую оценку соответствия истца критериям, позволяющим ему быть отнесенным к указанной категории граждан, Министерство финансов Российской Федерации давать не уполномочено.
Представители третьих лиц, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне и времени рассмотрения дела.
В предыдущем судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю по доверенности ФИО11 просила в иске ФИО2 отказать и пояснила, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, считает необходимым заявленные требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с .............. по .............. ФИО2 был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ............... Со .............. по настоящее время, истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: ...............
ФИО2 является собственником .............. доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: .............. на основании договора купли-продажи от ..............
Указанный жилой дом и земельный участок был приобретен ФИО2 по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона) от .............., заключенному с ФИО12
Впоследствии, .............. по договору купли-продажи недвижимого имущества ФИО2 продал ФИО13 ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ...............
Право собственности на .............. доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: .............., зарегистрировано за ФИО2 .............. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
.............. главой Минераловодского городского округа был утверждён акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъёма уровней воды в период с .............. на территории Минераловодского городского округа по адресу: ...............
.............. ФИО2 администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у него отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение. Также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение, включаются в списки на основании принятых судебных решений.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации приняло 07 июня 1995 года Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 835 наименование этого Постановления изменено на "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561).
Пунктом 1 указанного Постановления признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Граждане, получившие государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, утрачивают право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения в результате данного события (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации 10 июля 1995 года утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2 Порядка).
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; документ, удостоверяющий личность; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка).
Государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Юридически значимыми обстоятельствами по данной категории гражданских дел является установление фактов того, что жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным, граждане одновременно должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для его приобретения за счет бюджетных ассигнований.
Определением Верховного суда РФ от ............... решение Минераловодского городского суда от .............. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от ............... отменены по гражданскому делу по иску ФИО2 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшим и обязании администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Минераловодского городского суда ФИО4 края от .............. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ФИО4 краевого суда от ..............г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Минераловодского городского суда ФИО4 края от .............. установлен юридический факт постоянного проживания ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа. ФИО2 признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа. На администрацию Минераловодского городского округа возложена обязанность включить ФИО2 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000,00 рублей, в результате чрезвычайной ситуации - паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории ФИО4 края, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 года № 1, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального характера, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», и за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-п. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
.............. .............. .............. ФИО2 ..............
Постановлением администрации Минераловодского городского округа от .............. утвержден сводный реестр, жилых помещений в том числе .............. .............. непригодных для дальнейшего проживания в результате чрезвычайной ситуации –выпадение значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Минераловодского городского округа Ставропольского края в мае 2017 года, выведенных из состава жилого фонда, расположенных на территории Минераловодского городского округа.
По результатам рассмотрения обращения ФИО2 начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края .............. от 21.07.2017г. сообщил, что по поручению администрации Минераловодского городского округа в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа рассмотрено Ваше заявление от .............. о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления на территории Минераловодского городского округа в мае 2017 года. По итогам рассмотрения сообщают, что ФИО2 не включен в вышеуказанный список, так как из представленных им документов и на основании Постановления главы .............. и .............. ФИО4 края от .............. .............. «Об исключении из жилого фонда жилых домов, расположенных на территории .............. и .............., разрушившихся в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года» было выявлено, что домовладение, расположенное по адресу: .............., раннее было исключено из жилого фонда, в связи с чем, не может являться предметом утраты жилья для целей получения государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Так же сообщает, что основанием для не включения его в список на получение государственного жилищного сертификата является отсутствие регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении. Дополнительно сообщают, что у ФИО2 отсутствует фактически определенная (выделенная в натуре) площадь утраченного жилья в праве общей долевой собственности.
По сведениям начальника межмуниципального отдела по .............. и .............. Управления Росреестра по ФИО4 краю дело правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок расположенные по адресу: .............. закрыто вследствие преобразования (ликвидации) объекта недвижимости.
По сведениям начальника межмуниципального отдела по .............. и .............. Управления Росреестра по ФИО4 краю .............. от .............. следует, что решением арбитражного суда ФИО4 края от .............. признано право собственности за ..............
Право собственности .............. на объект недвижимости, расположенный по адресу .............., где на момент возникновения чрезвычайной ситуации был зарегистрирован ФИО2, подтверждается данными Росреестра, представленными в материалы дела.
ФИО2 был зарегистрирован по месту .............. а факт его проживания в жилом помещении, попавшим в мае 2017 года в зону чрезвычайной ситуации, установлен решением суда от ...............
Согласно Постановления Правительством Российской Федерации 07.06.1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий"(пункт 2) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания (жительства), то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания (жительства) гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (жительства).
Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Между тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 9 Постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
В Определении Верховного Суда РФ от 22.06.2005 N 93-Г05-7 установлено, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность определения места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 02.02.1998 N 4-П, указал, что регистрация является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина в месте пребывания или жительства.
Вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда от 11.01.2019 установлен юридический факт постоянного проживания ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа. ФИО2 признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, и за ним признано право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Указанным решением установлено, что ФИО2 постоянно проживает по адресу: по адресу: .............., и на момент чрезвычайной ситуации - наводнения в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа проживал в доме по указанному адресу.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561, Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации 10.07.1995 утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2 Порядка).
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3 (1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно пунктам 7 и 8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 данного порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке.
На территории Ставропольского края уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению мероприятий, связанных исполнением обязательств по государственным жилищным сертификат, выдаваемым гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, согласно пп. 6 п. 10.2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п, является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Формирование списка, как указано выше, возлагается на орган местного самоуправления, который направляет данный список для утверждения.
При таких обстоятельствах, требования о признании за ФИО2 права на получение государственного жилищного сертификата, как гражданина, лишившегося жилого помещения, расположенного по адресу: .............., в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа ФИО4 края в соответствии с нормами предоставления жилья и обязывании администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края включить ФИО2 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа ФИО4 края, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования о признании незаконным решения (бездействия) администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края, изложенного в ответе от .............. за исх. ..............-а - 06/414 подлежат отклонению по следующим основаниям.
Из обращения ФИО2 в адрес администрации Минераловодского городского суда от .............. следует, что он просит включить его в список граждан для получения государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в мае 21017 года расположенного по адресу: Минераловодский городской округ, .............., ссылаясь на принятые судебные акты, копии которых он прилагает.
При этом, в своем обращении ФИО2 не указывает на новые основания, возникшие в связи с принятием в отношении него решения Минераловодского городского суда.
Из ответа главы Минераловодского городского округа от .............. ..............а-06/41 следует, что обращение ФИО2 от .............. о включении в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилья в мае 2017 года, расположенного по адресу: Минераловодский городской округ, .............., в результате чрезвычайной ситуации, рассмотрено администрацией Минераловодского городского округа. По сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа, на заявление ФИО2 от .............., ему отказано во включении в списки на получение государственного жилищного сертификата, в том числе и ввиду отсутствия его регистрации на момент чрезвычайной ситуации по адресу: ............... Правовым управлением администрации Минераловодского городского округа, с учетом положений ч. 1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ, ему оказана правовая помощь с целью обращения за установлением юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по вышеуказанному адресу. Воспользовавшись своим правом на обращение в суд, Вами .............., то есть еще до отказа во включении в списки на получение государственного жилищного сертификата (датирован ..............), подан иск в Минераловодский городской суд об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшим и обязании администрации Минераловодского городского округа включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения. Данный иск решением Минераловодского городского суда от .............. удовлетворен в полном объеме, решение суда администрацией Минераловодского городского округа исполнено. Позиция представителей администрации Минераловодского городского округа при рассмотрении дела, соответствовала нормам действующего процессуального законодательства Российской Федерации. Согласно обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации .............., разрешая споры о признании права на получение государственного жилищного сертификата, судебные инстанции правильно исходили из того, что право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия. Обращение от .............. не содержит новых доводов и обстоятельств, подтверждающих наличие у ФИО2 регистрации на момент чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении. Указанная причина в свою очередь явилась одним из оснований для отказа во включении ФИО2 в списки на получение государственного жилищного сертификата, который ФИО2 получен .............. Таким образом, вопрос о включении в списки на получение государственного жилищного сертификата был ранее рассмотрен, по существу. В случае несогласия с основанием отказа во включении его в списки на получение государственного жилищного сертификата, который им получен был ранее, вправе в порядке ст. ст. 218-228, главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления. В целях получения бесплатной юридической помощи в составлении необходимых процессуальных документов также вправе обратиться в правовое управление администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края.
В соответствии с Федеральным законом от .............. № 59-ФЗ (ред. от ..............) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, из обращения ФИО2 следует, что он просил разрешить его вопрос на основании ранее поданного заявления от 2017 года, его обращение не содержало новых доводов и оснований, ответ Главы МГО от .............. дан на его обращение в установленном порядке и сроки, не являлся решением об отказе во включении его в списки на получение жилищного сертификата, в связи с чем требования о признании незаконным решения (бездействия) администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, изложенного в ответе от .............. подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать за ФИО2 право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданина, лишившегося жилого помещения, расположенного по адресу: .............., в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа ФИО4 края в соответствии с нормами предоставления жилья.
Обязать администрацию Минераловодского городского округа ФИО4 края включить ФИО2 в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Минераловодского городского округа ФИО4 края, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
В части требований ФИО2 о признании незаконным решения (бездействия) администрации Минераловодского городского округа ФИО4 края, изложенного в ответе от .............. за исх. ..............-а - 06/414- Отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение будет составлено 09 июля 2019 года.
Судья Ж.О. Гориславская