<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-1378/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 25.04.2019
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Магомедовой Н.М.,
с участием административного истца Исрефилова Н.Б. и его представителя по доверенности Кадирова А.А.,
представителя Управления по жилищным вопросам Администрации г. Махачкалы (Администрации г. Махачкалы) Магомедова А.И.,
рассмотрев административное дело по иску Исрефилова ФИО11 к администрации Ленинского района г. Махачкалы и Управлению по жилищным вопросам Администрации г. Махачкалы о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского района г. Махачкалы по несвоевременному представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела административного истца на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и возложении на Администрации Ленинского района г. Махачкалы обязанности по принятию и представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела административного истца для включения в сводный список получателей безвозмездной субсидии, на приобретение жилья с учетом порядка очередности в зависимости от времени его постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Исрефилова Н.Б. по доверенности Кадиров А.А. обратился в суд с административным иском к администрации Ленинского района г. Махачкалы о признании незаконным бездействия по несвоевременному представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела истца на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности по представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела для включения сводный список получателей безвозмездной субсидии, на приобретение жилья с учетом порядка очередности в зависимости от времени его постановки на учет.
В обоснование иска указывается на то, что истец в 1980-1982 годах проходил службу по призыву на территории Афганистана, является ветераном боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством для ветеранов боевых действий, а именно бесплатного жилья. После службы в армии в 1982 году истец устроился на работу на завод им. М. Гаджиева в г. Махачкале, собственной квартиры не имел, в связи с чем встал по месту работы в очередь на получение жилья. Истец указывает на то, что ответчик в течение длительного времени не направлял его учетное дело в Министерство труда и социального развития РД, указывая на его утрату. После обращения к министру учетное дело нашлось, однако до сих пор не было передано в уполномоченный орган исполнительной власти. Далее истцом приводятся нормы права, в соответствии с которыми он подлежит обеспечению жильем в льготном порядке. Поскольку ответчик в добровольном порядке исполнить свои обязанности отказывается, истец был вынужден за защитой своего права обратиться в суд.
Из Администрации Ленинского района г. Махачкалы поступило заявление об исключении из числа ответчиков в связи с тем, что вопросы постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях находят в ведении Управления по жилищным вопросам г. Махачкалы.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по жилищным вопросам г. Махачкалы. Поскольку Управление по жилищным вопросам г. Махачкалы не является самостоятельным юридическим лицом (обособленным структурным подразделением), его в суде представляет Администрация г. Махачкалы.
Письменные возражения на иск не поступили.
В судебном заседании истец Исрефилов Н.Б. и его представителя по доверенности Кадиров А.А. поддержали заявленный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления по жилищным вопросам Администрации г. Махачкалы (Администрации г. Махачкалы) Магомедов А.И. возражал против удовлетворения иска, указав на то, что Исрефилов Н.Б. никогда в с заявлением о постановке на учет не обращался, в очереди на получение жилья не стоял.
Выслушав явившихся участников рассмотрения дела, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом Исрефиловым Н.Б. перед судом поставлены вопросы о признании незаконным бездействия по несвоевременному представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела истца на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и возложении обязанности по представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела для включения сводный список получателей безвозмездной субсидии, на приобретение жилья с учетом порядка очередности в зависимости от времени его постановки на учет.
Таким образом, административным истцом Исрефиловым Н.Б. обжалуется бездействие административных ответчиков, являющихся органами местного самоуправления. Следовательно, рассмотрение дела производится судом в соответствии с гл. 22 КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Между тем, поскольку истцом обжалуется бездействие административного ответчика, суд приходит к выводу, что данное бездействие носит длящийся характер, в связи с чем заявитель, полагающий устранение допущенного бездействия, не может быть связан течением указанного срока, административный иск по данной категории может быть подан в любой момент бездействия ответчика.
Как следует из материалов дела, административный истец Исрефилов Н.Б. проходил военную службу с 02.05.1980 по 11.05.1982 в должностях рядового и сержантского состава; с 26.12.1980 по 01.07.1981 проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Аналогичные сведения усматриваются из военного билета истца, представленного на обозрение в судебном заседании (копия приобщена к материалам дела).
Факт службы истца Исрефилова Н.Б. в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане подтверждается также грамотой Президиума Верховного Совета СССР от 28.12.1988, а также государственными наградами (медаль «войну-интернационалисту», памятными медалями к юбилеям окончания боевых действий).
Согласно удостоверению БК № 0391291 от 26.12.2014 истец Исрефилов Н.Б. является ветераном боевых действий.
Административный истец Исрефилов Н.Б. не имеет собственного жилья, что подтверждается справкой Филиала по РД Федерального БТИ АО «Ростехинвентаризация» от 06.03.2018, в связи с чем за истцом и членами его семьи (супругой и тремя детьми) по договору социального найма закреплены 2 комнаты в общежитии по ул. Нахимова в г. Махачкале (копия ордера имеется в деле).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1-2 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Аналогичное положение содержится в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Порядок предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет ветеранам боевых действий установлен Постановлением Правительства РД от 25.12.2007 № 348 «О форме и порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов».
Согласно п. 2 указанного Порядка администрации муниципальных районов и городских округов в двухнедельный срок со дня принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны представляют в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с территориальными органами Министерства труда и социального развития Республики Дагестан - управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах, а также ежегодно, до 1 февраля, - уточненные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и их учетные дела, оформленные в установленном порядке и согласованные с управлениями социальной защиты населения.
Из приведенных норм права следует, что учетное дело соответствующего льготника подлежит направлению в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан после его принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является диспозитивным правом, реализуемым только по воле самого гражданина, реализуемой путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган местного самоуправления.
Между тем, административным истцом не представлены доказательства его обращения в уполномоченный орган местного самоуправления за постановкой на соответствующий учет и заведения на него соответствующего учетного дела.
Судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела предприняты неоднократные попытки истребовать и исследовать учетное дело административного истца. Однако на все запросы получены ответы о том, что учетное дело на истца не заводилось, в очереди на обеспечение жильем он в г. Махачкале никогда не стоял.
При этом сам административный истец и его представитель утверждали, что учетное дело было выдано Администрацией Ленинского района г. Махачкалы на руке самому Исрефилову Н.Б.
Между тем, суду в качестве данного административного дела представлен сборник копий документов, не подшитый, не пронумерованный. В указанной папке отсутствуют какие-либо признаки того, что она заводилась работниками органов местного самоуправления, отсутствует первичное заявление о постановке на учет по нуждаемости. Сами документы в указанной папке датированы разными годами, ни один из них не соответствует предполагаемой дате заведения дела в 1996 году.
Административным истцом представлены доказательства того, что по прежнему месту работы (Завод им. Гаджиева) он был принят и состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилья. Между тем, хотя списки нуждающихся в получении жилья на Заводе им. Гаджиева и согласовывались с РИК, указанные списки могут свидетельствовать только о ведомственном учете Исрефилова Н.Б. в качестве нуждающегося в жилье. Доказательствами его обращения в органы местного самоуправления и постановки на соответствующий учет в местной администрации они не являются.
По ходатайству административного истца судом в качестве свидетелей были допрошены Зайцева Л.С. и Исмаилова М.А.
Свидетельница Зайцева Л.С. в суде подтвердила, что является работником профсоюзной организации Завода им. Гаджиева, работала на заводе с 1977 по 1999 годы и затем – с 2007 года по настоящее время. Свидетельница пояснила, что отношения к постановке на учет Исрефилова Н.Б. в качестве нуждающегося в жилье на Заводе им. Гаджиева она не имеет, указанные обстоятельства ей неизвестны. По просьбе административного истца свидетельница подняла архивы завода, нашла там соответствующие документы о постановке Исрефилова Н.Б. на ведомственный учет, выдала копии документов истцу и подтверждает их подлинность.
Свидетельница Исмаилова М.А. в суде дала показания, согласно которым она работала в Администрации Ленинского района г. Махачкалы, затем в структурных подразделениях Администрации г. Махачкалы, занимающихся жилищным учетом. С истцом свидетельница знакома, однако он на жилищном учете никогда не стоял, сведения о такой постановке отсутствовали. Примерно в 2016 году истец передал свидетельнице копии своих документов для исследования возможности восстановления учетного дела. Исмаилова М.А. сложила их в папку, они у нее так и лежали. В 2018 году истец снова объявился, ему было сообщено, что его учетное дело не найдено, ранее оставленные документы возвращены. Свидетельница уточнила, что заявление о постановке на учет истец не подавал, учетное дело на него не заводилось. Истец, по словам свидетельницы, полагал, что учетное дело было передано с Завода им. Гаджиева, однако в таком порядке учетные дела в администрация районов г. Махачкалы не заводились.
Суд принимает показания свидетелей и на основании свидетельских показаний Зайцевой Л.С. в совокупности с иными письменными доказательствами приходит к выводу о том, что Исрефилов М.А. состоял на жилищном учете на Заводе им. Гаджиева.
Между тем, допустимыми достоверными доказательствами не подтверждается его факт обращения в уполномоченный орган местного самоуправления за постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилье. Это же подтверждается и показаниями свидетельницы Исмаиловой М.А.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Исрефилова М.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Исрефилова ФИО12 к администрации Ленинского района г. Махачкалы и Управлению по жилищным вопросам Администрации г. Махачкалы о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского района г. Махачкалы по несвоевременному представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела административного истца на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и возложении на Администрацию Ленинского района г. Махачкалы обязанности по принятию и представлению в Министерство труда и социального развития РД учетного дела административного истца для включения в сводный список получателей безвозмездной субсидии, на приобретение жилья с учетом порядка очередности в зависимости от времени его постановки на учет – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2019.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.04.2019.
Судья Т.Э. Чоракаев