50RS0№-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
25 октября 2021 года <адрес>
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Потемкиной И.И.,
при помощнике Цыгановой С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №по иску Сюндюкова А. А. к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о перерасчете пенсии,
установил:
Истец Сюндюков А.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о перерасчете пенсии.
Свои требования истец мотивировал тем, что он является получателем пенсии по старости с <дата>, при этом считая, что стаж его работы рассчитан не корректно, поскольку размер его пенсии небольшой, и истец считает его заниженным. При назначении и исчислении пенсии ответчиком неправильно произведен расчет страхового и общего трудового стажа, а также размер назначенной и выплачиваемой пенсии значительно занижен, поскольку не полностью учтены страховые взносы с <данные изъяты>., истец полагает о наличии права на перерасчет пенсии.
В судебном заседании истец Сюндюков А.А. свои исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении и в судебном заседании.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Денисова Т.А. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на иск, просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, считает, что пенсия рассчитана верно, с учетом общего стажа истца, по наиболее выгодному варианту, сумма страховых взносов учтена в полном объеме.
Суд, выслушав стороны по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии, как важнейший элемент социального обеспечения, в соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях » право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от <дата> № - ФЗ «О страховых пенсиях » (ст. 1 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 2 названного закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Понятие страхового стажа содержится в статье 3 названного закона, согласно которой страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 12 закона предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются при определенных условиях и иные периоды работы (службы) и иной деятельности.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа изложены в статье 14 Закона от <дата> № - ФЗ «О страховых пенсиях ». Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования » подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования » подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно подп. «а» пункта 2 Правил в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы ). Из пункта 6 Правил следует, что к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <дата>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до <дата> - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до <дата> и с <дата> - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что Сюндюков А.А. является получателем страховой пенсии по старости с <данные изъяты>
При оценке пенсионных прав по состоянию на 23.11.2016г. расчетный размер трудовой пенсии определялся, в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». После назначения пенсия увеличивалась на соответствующие коэффициенты индексации, а также пересчитывалась и корректировалась с учетом страховых взносов за соответствующий расчетный период. В дальнейшем также осуществлялась корректировка страховой пенсии, в связи с повышением стоимости индивидуального пенсионного коэффициента и индексация фиксированной выплаты к ней.
Из пояснений сторон и представленных в материалы дела документов следует, что Сюндюков А.А. обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии, указывая, что ответчик при расчете пенсии не полностью учел страховые взносы, и представлял справки о расчете налогов из налогового органа.
При подготовке ответов на обращение Сюндюкова А.А. - ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> проверили правильность назначения и исчисления страховой пенсии по старости истцу, ответчик в ответ на поступившее обращение направил в адрес истца письмо, с разъяснением порядка назначения и перерасчета пенсии.
Статьей 18 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе, в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <дата> (п. 1 ч. 2 ст. 18).
Статьей 23 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №н от <дата> утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Из материалов дела следует, что ответчик в ответе на обращение истца разъяснил порядок обращения за перерасчетом страховой пенсии и осуществлении перерасчета.
Суд полагает, что доводы истца о нарушении его конституционного права на государственное пенсионное обеспечение по старости, являются несостоятельными.
Доводы истца о том, что при расчете пенсии не были не в полном объеме учтены страховые взносы не нашли своего подтверждения, как следует из представленных документов, в том числе и пенсионного дела, представленного и оглашенного в судебном заседании, за период работы с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. работодатель истца перечислил страховые взносы в размере 817929,22 рубля, которые именно в указанном размере, и учтены при расчете пенсии, доказательств иного, или доказательств того что страховые взносы были перечислены в другом размере, истцом суду не представлено.
Доводы истца о том, что у ответчика имеется еще одно пенсионное дело, в судебном заседании не нашли своего подтверждения, доказательств доводам, стороной истца не представлено.
Как следует из представленных ответов на заявления истца, ему было разъяснено, что представленные им справки по форме 2НДФЛ из налогового органа, не имеют отношения к пенсионным отчислениям, кроме того, согласно законодательства РФ работодатель удерживает из заработной платы в общей сложности 43 %: 13% подоходный налог, и социальные налоги из которых 22% налоги в пенсионный фонд, однако подоходный налог удерживается из заработной платы работника, а социальные налоги за счет самого работодателя. 22% отчислений в Пенсионный фонд делятся на две категории 16% на страховую часть пенсии, и 6% накопительная часть пенсии, которая может быть перемещена в различные фонды как государственные, так и не государственные.
Доводы истца о том, что ему не были представленные запрашиваемые документы ответчиком проверялся в судебном заседании, не нашел своего подтверждения, поскольку имеются копии ответов и копии сопроводительных документов в пенсионом деле, которое было оглашено в судебном заседании в полном объеме, из которых следует что истцу было направлено 89 листов пенсионного дела, кроме того именно эти документы и были представлены истцом в материалы дела при подаче иска.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие настоящего Федерального закона, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Из определения Конституционного Суда РФ от <дата> №-О, следует, что действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель предусмотрел в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на <дата> - в порядке, предусмотренном пунктами 3, 4 и 6 статьи 30 данного Федерального закона, что позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В пункте 4 этой же статьи установлена возможность определения расчетного размера пенсии, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на <дата>, исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который периоды военной службы по призыву включаются в двойном размере, с применением положения об ограничении размера пенсии определенной суммой (абзац сороковой).
Таким образом, положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение, исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Федерального закона, а потому не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.
По смыслу положений п. 3 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Однако такой порядок предусмотрен ч. 4 ст. 30 Федерального закона от <дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при условии оценки пенсионных прав истца по данному основанию.
Статья 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
Вместе с тем, истец самостоятельно не реализовал свое право на выбор наиболее благоприятного варианта исчисления пенсии, в связи с чем, пенсионным органом производилась оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах ответчик, право истца на перерасчет размера страховой пенсии не нарушал, и возложение на него судом обязанности противоречит требованиям Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В ходе судебного разбирательства не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика на страховую пенсию, доказательств того, что истец каким-либо образом был лишен своего права на страховую пенсию, в материалы дела не представлено, страховая пенсия, на основании заявления истца ежемесячно начисляется и выплачивается по его фактическому месту проживания, в настоящее время истец не лишен права на обращение в пенсионный орган лично с заявлением о перерасчете пенсии с предоставлением необходимых новых документов, подтверждающих соответствующий стаж, и уплату страховых взносов в ином размере.
Суд приходит к выводу о том, что расчет пенсии пенсионным органом произведен, в соответствии с законодательством, действующим в спорные периоды, по наиболее выгодному варианту расчёта, нарушений прав и законных интересов истца при исчислении размера страховой пенсии судом не установлено, правовые основания для возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчета назначенной пенсии с момента назначения пенсии, отсутствуют.
Из представленных в материалы дела документов следует, что при исчислении Сюндюкову А.А. стажа работы и назначения трудовой пенсии по старости учтен размер уплаченных страховых взносов, и размер пенсии определен, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и выплачивается истцу в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Сюндюкову А.А. в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сюндюкова А. А. к ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> о перерасчете пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 02.12.2021г.
Судья: