Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 27 февраля 2019 года
Гагаринский районный суд г. Москвы в составе председательствующего Кочневой А.Н., при секретаре Лукине Д.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2019 по иску Зайцева С.А., Перлова Б.З., Ахмедова Э.Т. оглы, Магомедова Ш.Р., Залюбовина А.Ю., Исаева Г.М., Замятиной Н.К., Басюк Т.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения незаконным и установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Исаев Г.М., Зайцев С.А., Кочетков Б.М., Краснова Е.В., Замятина Н.К., Гончарова О.В., Басюк Т.В., Сизорин А.Г., Перлов Б.З., Ахмедов Э.Т., Белковский А.А., Кироченко А.В., Магомедов Ш.Р., Потемкина М.В., Плотникова Т.Л., Болотин С.А., Залюбовин А.Ю. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, просят суд признать незаконным и отменить распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 14 сентября 2016 года № *** «Об утверждении проекта межевания территории квартала», установить границы земельного участка многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Академика Волгина, д. **** в пределах земельных участков с кадастровым номером **** и 770606001141.
В обоснование иска указывают, что истцы являются собственниками квартир в доме ** и доме **** по ул. Академика Волгина в г. Москве. *** года Правительством Москвы вынесено постановление о комплексной застройке территории Московского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (РГГРУ) жилыми домам, многоэтажного гаража, пристройки к школе, супермаркета. Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 14 сентября 2016 года утверждён проект межевания территории квартала, разработанный ГУП «ГлавАПУ» Москомархитектуры по заказу ДГИ г. Москвы, ограниченный проектом 4989, улицей Обручева, улице Академика Волгина, улицей Миклухо-Маклая (№ **/**). Если земельный участок не сформирован и в отношении него не произведен государственный кадастровый учет, земля находится в собственности публично-правового образования, собственники в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома и общего имущества в таком доме, бездействие государственного органа по формированию земельного участка может быть оспорено в суде. Исключительное право на получение земельного участка, на котором расположен дома, в собственность принадлежит собственником помещений многоквартирного дома, возникновение права собственности на зависит от издания органами государственной власти или органами местного самоуправления правоприменительных актов, а становится законом в зависимости от формирования земельного участка, при этом государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок носит не правообразующий, а лишь правоподтверждающий характер, так как право собственности в силу прямого указания закона возникает с момента постановки на кадастровый учет земельного участка. Проекты межевания относятся к документации по планировке территории. Истцы полагают, что утвержденный проект межевания нарушает жилищные права истца, как собственников квартир в многоквратирном доме. Согласно проекту межевания территории квартала указывается, что «участок № 1 размером 0,340 га выделяется жилому дому по адресу: ****, что менее расчетной, нормативно необходимой площади на 40 %, в том числе участок с минимальными обременениями *** га. Участок № * размером *** га выделяется жилому дому по адресу: ****, что менее расчетной, нормативно необходимой площади на *** %, в том числе участок с минимальными обременениями *** га». Сформированные по многоквартирными домами истцов земельные участки недостаточны для использования их в соответствии с разрешенным использованием – эксплуатация и обслуживание многофункцинальных общественных и жилых зданий, что влечет нарушение прав собственников помещений данных жилых домов.
Истцы Зайцев С.А., Перлов Б.З., Ахмедов Э.Т., Магомедов Ш.Р., Залюбовин А.Ю., Исаев Г.М., Замятина Н.К., Басюк Т.В., извещались судом о времени и месте судебного разбирательства о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Ответчик в судебное заседание не обеспечил явку представителя, извещался о времени и месте судебного разбирательства, представил письменные возражения.
Представитель третьего лица ФГБОУ ВПО «Российской государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе», Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица ООО «Рантект», ТСЖ «Светлый город», ГУП Москомархитекторы явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив и исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу пп. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу статьи 16 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Москва, *****. Исаев Г.М. – собственник квартиры ****, Зайцев С.А. – кв. ***, Замятина Н.К. – ***, Перлов Б.З. – кв. ***, Ахмедов Э.Т. – ***, Магомедов Ш.Р. – ***, Залюбовин А.Ю. – ***, Басюк Т.В. – ***.
15 июня 2004 года Правительством Москвы вынесено постановление № 393-ПП о комплексной застройке территории Московского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ).
16 декабря 2004 года между Правительством Москвы (администрация), МГРИ-РГГРУ (заказчик) и ООО «Рантект» (инвестор) заключен инвестиционный контракт № ***-***, в редакции дополнительного соглашения № *** года, в соответствии с которым предусмотрено строительство жилых домов с первыми нежилыми этажами и объектов, супермаркета-пристройки к школе № **** к школе по адресу: г****, и связанных с ними сетей и сооружений, жилого комплекса общей площадью *** кв.м со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, в том числе для размещения детского сада, а также отдельно стоящего наземного гаража и супермаркета.
Жилые дома по адресу: г**** (д. ****) введены в эксплуатацию.
Сторонами контракта подписан акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта. Акт о реализации всего инвестиционного контракта до настоящего времени не подписан, строительство продолжается в части строительства супермаркета и гаража.
Дома **** расположены на земельном участке с кадастровым номером № ****, данный участок по договору безвозмездного срочного пользования земельным участком № *** от 17 января 2007 года передан Департаментом земельных ресурсов г. Москвы МГРИ-РГГРУ в безвозмездное срочное пользование для строительства жилых домов.
14 сентября 2016 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы № *** произведено межевание территории квартала, где расположены дома истцов, в ходе которого выделен участок № * размером ***** га жилому дому по адресу: г***, в том числе участок с минимальными обременениями *** га, часть земельного участка размером *** га обременен сервитутом сквозного проезда и прохода к территории участка № **, выделенного для прогулочной площадки детского сада. Указанным распоряжением выделен участок № * жилому дому ** по ул. **** размеро га, включая участок с минимальными обременениям га. Доступ на участок со стороны ул. Академика Волгина. Часть земельного участка обременена сервитутом сквозного проезда и прохода к территории участков № *** и №***. На участки № *, № * оформлен договор безвозмездного пользования № ***** от 17 января 2007 года для строительства двух жилых домов с встроенным-пристроенным помещением детского сада на 75 мест учреждениями обслуживания и офисами, отдельно стоящим гаражом, супермаркетом. Также, на участок № * оформлен договор безвозмездного срочного пользования № **** от 31 июля 2006 года для строительства двух жилых домов с детским садом, гаражом и супермаркетом.
Сторонами не представлено в материалы дела доказательств того, что формирование земельных участков завершено постановкой выделенных земельных участков на кадастровый учет.
Доводы истцов о нарушении их прав, как собственников помещений многоквартирных домов указанным распоряжением достаточными и достоверными доказательствами не подтверждаются.
При этом, как следует из материалов дела, собственники помещений многоквартирных домов с заявлениями о формировании земельных участков не обращались в установленном законом порядке, согласно общественной кадастровой карте. Земельные участки не сформированы в соответствии с границами, установленными распоряжением.
Согласно Положению о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП к полномочиям Департамента относится утверждение проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа.
Указанный проект межевания разработан ГУП «Глав АПУ» в рамках выполнения работ по Государственному контракту от 07.12.2012 № 635. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 № 633-ПП «Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы» Комитет разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Комитета, в том числе о проектах планировки территории и проектах планировки территории, включающих в свой состав проекты межевания территории.
Согласно ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. В соответствии с частью 3 указанной статьи, подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами (часть 4 статья 43 ГрК РФ).
Временным положением о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 № 941-1111, определены критерии и документы, используемые при разработке проектов межевания кварталов, в том числе площадь и 4 функциональное назначение зданий, расположенных в рамках соответствующего квартала. При подготовке оспариваемого проекта межевания квартала проведено обследование и выполнена оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и планировочной обособленности выделяемых земельных участков. Осуществлено определение конфигурации границ земельных участков с учетом особенностей сложившейся или установленной градостроительной документации, планировки и застройки территории. Таким образом, при разработке указанного проекта межевания осуществлен комплекс мер по установлению оптимальных границ земельных участков с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством.
При этом, согласно ст. 46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, указанный проект межевания квартала прошел процедуру публичных слушаний. Оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы в сети Интернет (http://uzao.mos.ru/).
При этом суд отмечает, что при принятии решения об утверждении проекта межевания квартала, уполномоченный орган государственной власти должен учесть имеющиеся замечания и рекомендации по проекту.
Всилу ст. 46 ГрК РФ с целью обеспечения баланса общественных интересов данные замечания не являются обязательными к применению.
Проект межевания разработан и утвержден в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры публичных слушаний, следовательно, границы спорных земельных участков определены уполномоченным органом с учетом действующего законодательства и баланса интересов землепользователей в рамках соответствующего квартала.
Согласно указанному проекту межевания квартала для эксплуатации жилого дома по адресу: *** определен земельный участок № * площадью *** га, что менее расчетной, нормативной необходимой площади на 40 %, в том числе участок с минимальными обременениями *** га. Часть земельного участка размером *** га. подлежит обременению сервитутом сквозного проезда и прохода к территории участка № **. Доступ на участок с улицы Академика Волгина через участок № *.
Для эксплуатации жилого дома по адресу: ********* определен земельный участок № * площадью ** га, что менее расчетной, нормативной необходимой площади на 21 %, в том числе участок с минимальными обременениями *** га. Доступ на участок с улицы Академика Волгина. Часть земельного участка размером *** га. подлежит обременению сервитутом сквозного проезда и прохода к территории участка №№ ***.
Доводы истцов о том, что сформированные под многоквартирными домами земельные участки недостаточны для использования их в соответствии с разрешенным использованием - эксплуатация и обслуживание многофункциональных общественных и жилых зданий, что влечет нарушение прав собственников помещений данных жилых домов, признаются судом необоснованным, поскольку согласно публичной кадастровой карте земельные участки с кадастровым номером *** и с кадастровым номером **** имеют вид разрешенного использования «для многоквартирной застройки».
Вышеуказанные земельные участки формировались и предоставлялись для целей строительства, а завершение строительства здания изменило целевое использования земельных участков, было необходимо формирование и предоставление земельных участков непосредственно для эксплуатации здания.
Доводы истцов о том, что границы земельных участков многоквартирных домов должна быть в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № ****, № ***, как определено инвестиционным контрактом № ***, суд признает необоснованными, поскольку указанный инвестиционный контракт на земельном участке с кадастровым номером *** предполагает наряду с многоквартирными домами строительство детского образовательного учреждения, гаража-стоянки и магазина.
Земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен на период проектирования и строительства для размещения строительной площадки, то есть на данном земельном участке многоквартирные дома не расположены.
Расчет площади земельных участков проводился заинтересованным лицом в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 43 ГрК РФ; градостроительными нормами и правилами, действовавшими в городе Москве на момент выделения земельных участков для строительства.
Суд отмечает, что вышеуказанные требования носят рекомендательный характер, и отклонения от данных требований не может являться основанием для признания проекта межевания незаконным.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ранее между ДГИ г. Москвы и ГОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» на участок с кадастровым номером **** заключен договор безвозмездного срочного пользования от 17.01.2007 № **** для разработки проектной документации и строительства двух жилых домов с встроенно-пристроенным помещением детского сада на 75 мест, учреждениями обслуживания и офисами, отдельно, сроком до 04.01.2008.
Также, между Департаментом и ГОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе» на участок с кадастровым номером *** заключен договор безвозмездного срочного пользования от 31.07.2006 № *** для разработки проектной документации и строительства (в соответствии со стройгенпланом) двух жилых домов с встроенно-пристроенным помещением детского сада на 75 мест, учреждениями обслуживания и офисами, отдельно стоящим гаражом, супермаркетом, сроком до 28.07.2007.
Помимо многоквартирных домов на земельном участке предполагается размещение детского сада, отдельно стоящего гаража и супермаркета.
С учетом вышеизложенного, проектом межевания территории, сформированы земельные участки непосредственно под указанными объектами.
Согласно оспариваемому распоряжению и проекту межевания территории квартала земельные участки, расположенные под многоквартирными домами истцов граничат с земельными участками № ***. Так, участок № ** размером *** га выделяется как незастроенная территория по адресу ул. *** для строительства объекта торговли. Участок № ** размером *** га выделяется как незастроенная территория по адресу ул. ***, для строительства гаражного объекта. Участок № ** размером *** га выделяется для эксплуатации детской прогулочной площадки детского сада встроенного в жилой дом по адресу *** (участок № *).
Учитывая изложенное, удовлетворение требований заявителей и формирование земельного участка согласно заявленным требованиям, в том числе под детским садом, отдельно стоящим гаражом, объектом торговли, будут нарушены нормы действующего законодательства, поскольку у собственников этих объектов не возникнет обязанность по оплате арендных платежей, так как право пользования земельным участком возникает на безвозмездной основе.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 30-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А. Власенко", признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности
Ранее Арбитражным судом города Москвы по делу № А40-40114/2017-147-358 т 05 июя 2017 года по иску ООО «Рантект» о признании незаконным Распоряжения Департамента от 14.09.2016 № ****, постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Также, Арбитражным судом г. Москвы 23 марта 2018 года постановлено решение о отказе в удовлетворении исковых требований ТСЖ «Свтелый город» к ДГИ г. Москвы о призвании незаконным Распоряжения Департамента от 14.09.2016 № ****.
Законность оспариваемого распоряжения уже проверялась вступившим в законную силу судебным актом.
Проанализировав вышеизложенные положения законодательных актов, доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы № *** от 14.09.2016 «Об утверждении проекта межевания территории квартала» вынесено законно и обоснованно.
Таким образом, оценив представленные сторонами в совокупности доказательства, суд приходит к выводу о том, что суду не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих факт нарушения прав истцов в связи с чем в удовлетворении требований о признании распоряжения незаконным, об установлении границ земельного участка должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зайцева С.А., Перлова Б.З., Ахмедова Э.Т. оглы, Магомедова Ш.Р., Залюбовина А.Ю., Исаева Г.М., Замятиной Натальи Константиновны, Басюк Татьяны Викторовны к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании распоряжения незаконным и установлении границ земельного участка об установлении границ земельного участка обязании устранить препятствия в пользовании общим имуществом – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Гагаринский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 04 марта 2019 года.
Судья А.Н. Кочнева