Копия по делу № 2-406/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.И. Морохиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 02 декабря 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Пашниной Ю.И. к Управлению образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании незаконным и отмене решения об отказе в награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми, пункта 2 протокола Совета Управления образования МР «Усть-Куломский» № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности направить представление о награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми,
установил:
Пашнина Ю.И. обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения Совета управления образования об отказе в награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми, о возложении обязанности направить представление о награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми, о признании права на награждение почетной грамотой Министерства образования Республики Коми. В обоснование исковых требований указала, что является учителем МОУ Скородумская основная общеобразовательная школа. В ДД.ММ.ГГГГ года на собрании трудового коллектива вынесено решение о представлении ее кандидатуры на награждение почетной грамотой Министерства образования Республики Коми. В ДД.ММ.ГГГГ года материалы для награждения направлены в Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский». Ни отказного материала, ни сведений о дополнении не поступало. ДД.ММ.ГГГГ на школьной линейке были награждены почетной грамотой <данные изъяты> человека, она в их число не вошла. Считает, что ответчик вмешался в трудовые отношения с работодателем, отменив без всякого повода решение коллегиального органа самоуправления. Право применения мер поощрения всецело принадлежит работодателю и не требует согласования ни с каким-либо органом. Считает, что грубо нарушены ее права. В дальнейшем дополнила свои требования, в частности, просила признать незаконным и отменить в части пункт 2 протокола Совета Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ, препятствование в награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми признать дискриминацией в отношении её.
Истец надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения участие в судебном заседании не принял.
Представители истца ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенности, исковые требования в судебном заседании поддержали по доводам, изложенным в заявлении, и дополнили, что согласно действовавшему законодательству кандидатура Пашниной Ю.И. на награждение почетной грамотой Министерства образования Республики Коми была выдвинута на собрании трудового коллектива. Управление образования не вправе было отклонять её кандидатуру, поскольку все условия для выдвижения её кандидатуры были соблюдены: необходимый стаж работы, соответствующая характеристика с указанием всех заслуг. Считают, что в данном случае Пашнина Ю.И. подверглась дискриминации, поскольку поддержала ФИО2 в сложившейся конфликтной ситуации между ФИО2 и начальником Управления образования. Дискриминацию усматривают в том, что на награждение почетной грамотой были представлены ходатайства в Министерство образования на ФИО9, ФИО3, ФИО4, которые по сравнению с Пашниной Ю.И. имеют меньшие заслуги и результаты работы. Просили восстановить срок исковой давности для предъявления настоящего иска в связи с тем, что истец Пашнина Ю.И. только ДД.ММ.ГГГГ узнала о нарушении её права быть награжденной почетной грамотой, когда были вручены почетные грамоты <данные изъяты>.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, и дополнила, что доводы представителей истца о дискриминации в отношении Пашниной Ю.И. надуманны. При обсуждении кандидатур на награждение почетной грамотой Министерства образования Республики Коми, в первую очередь, отдали предпочтение тем педагогам, которые имеют наибольший стаж работы по специальности и в отрасли, поскольку по заслугам и личному вкладу все педагоги достойны поощрения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика было привлечено <данные изъяты>
Представитель третьего лица ФИО6 исковые требования не признал и пояснил, что кандидатуры педагогов на награждение почетной грамотой Министерства образования, в том числе и Пашниной Ю.И., были выдвинуты на заседании педагогического совета ДД.ММ.ГГГГ. Управление образования не согласовало три кандидатуры, в том числе и кандидатуру Пашниной Ю.И.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В силу положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пашниной Ю.И. настоящий иск подан ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений представителей истца, о решении Совета Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ Пашнина Ю.И. узнала только ДД.ММ.ГГГГ, когда вручили почетные грамоты другим преподавателям <данные изъяты>, которые были выдвинуты на награждение почетной грамотой вместе с ней. Представители ответчика и третьего лица не отрицают тот факт, что обжалуемое решение Совета Управления образования до сведения истицы не доводилось. Таким образом, суд считает необходимым восстановить Пашниной Ю.И. срок для предъявления настоящего иска.
Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии с Решением Коллегии Министерства образования и высшей школы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Почетной грамоте Министерства образования и высшей школы Республики Коми (действовавшим до 26.06.2014) почетной грамотой Министерства образования и высшей школы Республики Коми награждаются: работники системы образования, а также коллективы всех типов образовательных учреждений Республики Коми за заслуги в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, развитии образования республики. Кандидатуры для награждения Почетной грамотой Министерства образования и высшей школы Республики Коми выдвигаются на собраниях трудовых коллективов, заседаниях советов образовательных учреждений. В отдельных случаях предложения по награждению могут быть внесены районными (городскими) органами управления образования, отделами Министерства образования и высшей школы Республики Коми, другими министерствами и ведомствами республики, руководителями учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. В отдел педагогического образования и кадрового обеспечения образовательных учреждений Министерства образования и высшей школы Республики Коми направляется представление о награждении, которое должно содержать: ходатайство руководителя образовательного учреждения, согласованное с учредителем, или органа, поименованного в пункте 2 настоящего Положения; сведения о лице, представляемом к награждению: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, адрес постоянного места жительства, образование, специальность и наименование образовательного учреждения, должность, профессия, звание, место работы, общий стаж работы; - краткие сведения о трудовой деятельности с указанием конкретных личных заслуг в области образования.
В представлении должна быть информация о выдвижении кандидатуры к награждению в трудовом коллективе, указана дата обсуждения, N протокола совета, собрания.
Согласно Уставу, утвержденному постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от 13.12.2011 № 1769 муниципальное общеобразовательное учреждение Скородумская основная общеобразовательная школа является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс (пункт 1.13).
Учредителем Школы является Администрация муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия Учредителя в части формирования муниципального задания, перечисления субсидий и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования Администрации муниципального района «Усть-Куломский» (пункт 1.7 Устава).
На основании пункта 4.8 Устава органами самоуправления в школе являются: общее собрание трудового коллектива; совет Школы; педагогический Совет Школы; классные родительские собрания; родительский совет Школы; совет обучающихся школы. Общее собрание трудового коллектива осуществляет полномочия членов трудового коллектива. Трудовой коллектив составляют все работники Школы (пункт 4.10). Педагогический совет школы является постоянно действующим органом самоуправления для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Членами Педагогического совета являются все педагогические работники Школы, включая совместителей (пункт 4.18).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на педагогическом совете <данные изъяты> принято решение выдвинуть на награждение Почетной грамотой Министерства образования Республики Коми <данные изъяты> человек, а именно: ФИО4, ФИО7, ФИО3, Пашнину Ю.И., ФИО9, ФИО8 (пункт 3.3 протокола педагогического совета школы от ДД.ММ.ГГГГ № 2).
Наградные материалы на указанных кандидатов направлены для согласования в Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский».
В соответствии с пунктом 3.39 Положения об Управлении образования администрации муниципального района «Усть-Куломский», утвержденного решением Совета Муниципального района «Усть-Куломский» от 10.12.2009 № XXVI-284 Управление образования осуществляет в пределах своей компетенции подготовку документов к награждению кадров в сфере образования.
Приказом Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Совете Управления образования администрации МР «Усть-Куломский».
Исходя из пунктов 1.1, 1,2 указанного положения Совет Управления образования является коллегиальным органом управления государственно-общественного характера. Совет Управления образования является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях вопросы, отнесенные к компетенции Управления образования.
Одной из задач Совета Управления образования является согласование кандидатур педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района, представленных к награждению государственными и отраслевыми наградами, а также к присвоению почетных знаний Российской Федерации (пункт 2.6).
Приказом Управления образования администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав Совета Управления образования.
Из анализа вышеприведенным норм следует, что кандидатуры на награждение почетной грамотой Министерства образования Республики Коми выдвигаются трудовыми коллективами образовательных учреждений, а ходатайство о награждении направляется в Министерство образования Республики Коми Управлением образования администрации МР «Усть-Куломский».
ДД.ММ.ГГГГ Советом Управления образования рекомендовано руководителям образовательных учреждений наградные материалы работников, в том числе и истицы Пашниной Ю.И. представить позднее, предварительно доработав характеристики, которые должны быть полными и содержательными, в них должны быть подробно отражены деловые качества, вклад работника в развитие организации, динамика качества знаний за последние два года, результаты работы на район, участие в районных и республиканских мероприятиях (пункт 2 протокола Совета Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ № 3).
Таким образом, Совет Управления образования, как орган, согласующий кандидатуры педагогических работников к награждению государственными и отраслевыми наградами, обсудив все представленные кандидатуры, принял решение не направлять ходатайство о награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми в отношении Пашниной Ю.И. Применение поощрений к работникам является правом, а не обязанностью работодателя, притом, что оценка деятельности работника на предмет наличия особых заслуг для награждения почетной грамотой относится к компетенции работодателя, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Для разрешения настоящего спора не имеет правого значения факт награждения почетной грамотой Министерства образования Республики Коми других преподавателей <данные изъяты>, в частности, ФИО9, ФИО4, ФИО3, поскольку отношения между отдельным работником и работодателем носят индивидуальный характер.
Представители истицы утверждают, что совокупность обстоятельств по делу свидетельствует о дискриминации в отношении Пашниной Ю.И., выразившееся в отказе в награждении Почетной грамотой.
Согласно статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законом.
Суд не может согласиться с доводами представителей истца о дискриминации в отношении Пашниной Ю.И. в силу следующего.
Как видно из протокола заседания Совета Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ, на награждение почетной грамотой была отклонена не только кандидатура Пашниной Ю.И., но и еще <данные изъяты> работников различных образовательных учреждений района, в том числе, три кандидатуры из <данные изъяты>. Кроме того, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ФИО5, при обсуждении кандидатур на награждение почетной грамотой Министерства образования Республики Коми из преподавателей <данные изъяты> учитывали в первую очередь стаж работы по специальности и в отрасли каждого кандидата. При этом стаж работы Пашниной Ю.И. оказался меньше, чем у представленных к награде (ФИО9, ФИО3, ФИО4). Данное обстоятельство подтверждается представленными суду наградными листами на указанных выше преподавателей.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что доводы представителей истца о дискриминации являются надуманными и не подтвержденными какими-либо доказательствами.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что исковые требования Пашниной Ю.И. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Пашниной Ю.И. в Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский» о признании незаконным и отмене решения об отказе в награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми, пункта 2 протокола Совета Управления образования МР «Усть-Куломский» № от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности направить представление о награждении почетной грамотой Министерства образования Республики Коми отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 09 декабря 2014 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца