25RS0004-01-2020-007042-25
Дело № 12-77/2021
РЕШЕНИЕ
09 февраля 2021 года г.Владивосток
Судья Советского районного суда г.Владивостока Борщенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» Бибикова А. М. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении о привлечении генерального директора Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» Бибикова А. М. по ч.1 ст.8.45 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю <номер> от <дата> генеральный директор КГУП «Приморский экологический оператор» Бибиков А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.45 КРФоАП и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением Бибиков А.М. обратился в суд с жалобой в обоснование которой указал, что с вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Управлением Росприроднадзора по ПК была проведена проверка в отношении КГУП «ПЭО», в ходе которой выявлено, что на объекте «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке», расположенном по адресу ул<адрес>, очистные сооружения объекта, предусмотренные проектной документацией, находятся в нерабочем состоянии и сточные воды в очистные сооружения не поступают, частично отсутствует технологическое оборудование, что фактически делает невозможным эксплуатацию очистных сооружений объекта. Собственником Комплекса по переработке и утилизации ТКО <адрес>, и земельного участка под ним является Приморский край в лице МЗИО ПК и МЖКХ ПК. КГУП «ПЭО» осуществляет хозяйственное ведение комплексом по переработке и утилизации ТКО г<адрес>. Ранее данный объект эксплуатировал МУПВ «Спецзавод <номер>», и при его эксплуатации данные нарушения также имели место. Решением Арбитражного суда ПК по делу № А51-18314/2014 на ООО «Востокстройсервис» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу безвозмездно устранить недостатки работ, выполненных по государственному контракту <номер> от <дата> на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке (1 очередь строительства)», заключенного между Департаментом градостроительства Приморского края и ООО «Востокстройсервис», а именно: привести в рабочее состояние очистные сооружения полигонного фильтра и поверхностных сточных вод, устранить дренирование плотины очистных сооружений объекта капитального строительства «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке». Однако, до настоящего времени несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке проектируемой карты № 2 не ликвидирована, а очистные сооружения не приведены в рабочее состояние. Приостановить свою хозяйственную деятельность до момента исполнения решений судов КГУП «ПЭО» не имеет возможности, поскольку на территории ВГО, АГО и Надеждинского муниципального района отсутствуют альтернативные объекты размещения твердых коммунальных отходов и остановка «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке» даже на один день приведет к санитарно-эпидемиологической катастрофе на территории крупнейших муниципалитетов ПК. Таким образом, КГУП «ПЭО» находится в зависимом положении и никак не может повлиять на решение в сложившейся ситуации. Просит суд постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ПК <номер> от <дата> отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание генерального директора КГУП «ПЭО» Бибиков А.М. не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении в суд не представил. От его представителя по доверенности Сиселкиной О.А. поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с занятостью представителя в другом процессе. Данное ходатайство не обоснованно представителем, подтверждающих документов в обоснование заявленного ходатайства суду не представлено. Оснований для отложения судебного заседания не имеется. Также указывает, что в случае рассмотрения жалобы по существу, просит суд постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ПК <номер> от <дата> отменить, с учетом изложенных в жалобе оснований, производство по делу прекратить, либо на основании ч.2 ст.4.1 КРФоАП снизить размер штрафа до 15 000 руб.
В судебное заседание представитель Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении в суд не представил.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд не находит оснований для отмены постановления в силу следующего.
В соответствии со ст.24.1 КРФоАП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.8.45 КРФоАП, невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны водных объектов. Обязательным признаком объективной стороны является установление условий и требований действующим водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды.
Субъективная сторона характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.
Согласно ст.16 ВК РФ, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
На основании ст.68 ВК РФ, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст.26.2 КРФоАП).
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности КГУП «ПЭО» является деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и размещению отходов. Руководство деятельностью осуществляет исполняющий обязанности директора Борисов А.А. на основании приказа №<номер> от <дата>.
Промышленные площадки КГУП «ПЭО» расположены на двух площадках в г.Владивостоке. Площадка <номер> - комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов с инфраструктурой расположен по <адрес> предназначен для сортировки отходов с целью их повторного использования и захоронения отходов, не подлежащих повторному использованию. Комплекс по переработке и утилизации ТБО расположенный <адрес> в водоохраной зоне водного объекта ручей Безымянный.
Основным сооружением комплекса является участок складирования отходов (полигон). Площадь полигона составляет 24,7 га, вместимостью - 5000 тыс. м.куб., срок эксплуатации - 30 лет.
Согласно проектной документации «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенный по адресу: <адрес> размещен в границах водосборной площади и водоохранной зоне ручья Безымянный.
На основании Приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» от <дата> № <номер> в период с <дата> по <дата> Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов.
Для перехвата поверхностных ливневых стоков свыше расположенных участков по периметру участка предусмотрен водоотводной канал. Сброс перехваченных поверхностного стока предусмотрен в ниже расположенное русло. В точке сбора выполнен гаситель с призмой из камня.
В теле дамбы котлованов накопления отходом предусмотрены трубы для пропуска фильтрата. На территории комплекса предусмотрена система сбора, транспортировки и очистки поверхностного стока на очистных сооружениях комплекса. На момент проверки комплекс очистных сооружений, предусмотренных проектной документацией, находится в рабочем состоянии, сточные воды поступают в пруды отстойники без дальнейшей очистки.
Все сточные воды, образующиеся на территории комплекса, в том числе фильтрат и отжим после прессования отходов, согласно проектной документации должны сбрасываться на очистные сооружения комплекса. Проектный состав очистных сооружений - пруды-отстойники - водоприемник для предварительного отстаивания сточных вод; фильтрующий массив; водосборник осветленной воды. После очистки сточные воды должны сбрасываться в ручей Безымянный.
На момент проверки комплекс очистных сооружений, предусмотренных проектной документацией, находится в нерабочем состоянии, сточные воды на очистные сооружения не поступают, частично отсутствует технологическое оборудование, что фактически делает не возможным эксплуатацию данных очистных сооружений.
В связи с чем, в нарушении принятых проектных решений, в систему сбора грунтовых вод осуществляется сброс сточных вод, а именно инфильтрата и поверхностного стока образующегося на территории комплекса по переработке и утилизации ТБО и не прошедших предварительную очистку, что приводит к фактическому сбросу инфильтрата в составе вод ручья без названия, зарегулированного под телом полигона осуществляется организованным выпуском, выполненным из металлической трубы диаметром 1200 мм, выходящий из под тела полигона в ручей, без названия протекающий по западной границе комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов. Так как участок расположен в зоне водотока, в который происходит разгрузка грунтовых вод, для их отвода по дну котлованов предусмотрена водоотводная система - прокладка перфорированной трубы в призме из крупнообломочного скального грунта, с устройством водонепроницаемой мембраны исключающей попадание производственных стоков в грунтовые воды. Сброс сточных вод дренажной системы запроектирован в нижнюю часть русла ручья Безымянный.
Согласно п.19 ст.1 ВК РФ, сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу п.7 ч.15 ст.65 ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещаются: сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.42 и п.2 ч.1 ст.13 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
КГУП «ПЭО» эксплуатирует «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории негативного воздействия на окружающую среду, расположенному в г.Владивостоке в районе бухты <адрес>).
По документам, предоставленным к административному материалу КГУП «ПЭО», а именно договор <номер> аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от 09.06.2018г, на участках, указанных в п.1.1 Договора находятся объекты (указанные в п. 1.2), принадлежащие МУП г.Владивостока «Спецзавод <номер>» на праве хозяйственного ведения сроком с <дата> по <дата>.
Кроме того, на основании распоряжения от <дата> ДЗИО ПК МУП г.Владивостока «Спецзавод <номер>» передан из муниципальной собственности ВГО в собственность Приморского края, как имущественный комплекс и переименован в КГУП «Приморский экологический оператор».
Руководство текущей деятельностью КГУП «ПЭО» осуществляет генеральный директор Бибиков А.М. на основании Приказа от <дата> №<номер>, который без доверенности действует от имени юридического лица согласно сведениям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно результатам анализа проб природной воды ручья Безымянного, отобранной выше по рельефу территории объекта «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке» (код объекта <номер>П), зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Минсельхоза России от <дата> <номер>) только по содержанию железа общего растворенного - в 3,1 раза. В то время как в пробе воды отобранной ниже по течению и ниже по рельефу территории КГУП «ПЭО» зафиксировано превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйетвенного значения (Приказ Минсельхоза России <дата> <номер>) по содержанию: легко окисляемых органических веществ (БПК5) - в 89 раз: аммония - в 376 раз: фенолов летучих - в 92 раза: железа общего растворенного - в 89 раз. Иные источники негативного воздействия на территории водосборной площади ручья Безымянного отсутствуют.
В соответствии с проектной документацией «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке» от <дата>., заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, приказ об утверждении заключения № <номер> от <дата>, для отвода грунтовых вод, образующихся под котлованами для размещения ТБО, ливневых и талых вод, попадающих между дамбами проложена дрена, проходящая под телом полигона. Воды собираемые дреной сбрасываются в русло ручья Безымянного ниже по рельефу.
Таким образом, указанная дрена является неотъемлемым техническим сооружением входящим в состав «Комплекс по переработке и утилизации ТБО в г.Владивостоке» эксплуатируемым КГУП «ПЭО».
В соответствии с письмом Приморского ТУ Госкомрыболовства России от <дата> <номер> (материалы государственной экологической экспертизы стр.188 том 1) ручей Безымянный относится к водным объектам первой категории рыбохозяйственного водопользования.
Протоколом <номер> от <дата> подтвержден факт сброса сточных (дренажных вод) по средством данной дрены с превышение нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения.
На момент проверки комплекс очистных сооружений, эксплуатируемого КГУП «ПЭО», предусмотренного проектной документацией, установлено, что он находятся в нерабочем состоянии, сточные воды на очистные сооружения не поступают, частично отсутствует технологическое оборудование, что фактически делает не возможным эксплуатацию данных очистных сооружений.
Таким образом, действия генерального директора КГУП «ПЭО» Бибикова А.М. правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.45 КРФоАП, поскольку событие и состав правонарушения документально подтверждены представленными материалами административного дела доказательствами. Наказание назначено в пределах санкции статьи.
При этом наличие решения Арбитражного суда Приморского края не освобождает виновное лицо от административной ответственности за совершение административного правонарушения по факту невыполнения требований по оборудованию хозяйственных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КРФоАП.
Генеральный директор КГУП «ПЭО» Бибиков А.М. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАП предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с чем, доводы указанные заявителем в жалобе на постановление не являются безусловным основанием для освобождения генерального директора КГУП «ПЭО» Бибикова А.М. от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
В силу ч.2 ст.4.1 КРФоАП, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оснований для снижения размера штрафа до 15 000 руб., в силу ч.2 ст.4.1 КРФоАП не имеется, поскольку Бибиков А.М. привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
В соответствии с ч.2.2 ст.4.1 КРФоАП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Санкция ч.1 ст.8.45 КРФоАП, для должностных лиц влечет наложение административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Таким образом, в силу положений в силу ч.2.2 ст.4.1 КРФоАП, оснований для снижения размера штрафа до 15 000 руб. также не имеется,
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица генерального директора КГУП «Приморский экологический оператор» Бибикова А.М. по ч.1 ст.8.45 КРФоАП вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, должностным лицом в пределах его компетенции, и нарушений установленного для данной категории порядка привлечения к административной ответственности не допущено, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Оснований к отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7– 30.9 КРФоАП, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю <номер> от <дата> по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица генерального директора Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» Бибикова А. М. по ч.1 ст.8.45 КРФоАП – оставить без изменения, а жалобу генерального директора Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» Бибикова А. М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней.
Судья Т.А. Борщенко