Административное дело № 2а-4362/2019
УИД 47RS0005-01-2019-005853-63
город Выборг 02 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Коженковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толкачева Геннадия Владимировича к заместителю начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимову Леониду Александровичу и Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении сведений на адвокатский запрос и обязании предоставить сведения на адвокатский запрос,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении сведений на адвокатский запрос и обязании предоставить сведения на адвокатский запрос.
В обоснование заявленных требований Толкачев Г.В. указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в целях оказания квалифицированной юридической помощи Толкачев Г.В. в адрес ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области 26 сентября 2019 года направил адвокатский запрос № 4/В с просьбой предоставить следующую информацию: Какой нотариус заверял формы Р14001? Кто подавал заявления на внесения сведений в ЕГРЮЛ? Кому предоставлялись документы для подтверждения полномочий Данилова О.Г. и какие?
Запрос был направлен через приемную на сайте ФНС России с заверенной УКЦП.
14 октября 2019 года заместитель начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимов Л.А. письмом № 17-28/3938-3PC отказал в предоставлении вышеуказанных сведений.
В отказе административный ответчик указал, что согласно п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ запрашиваемая информация носит ограниченный доступ, а информация о нотариусе (нотариусах), засвидетельствовавших подписи заявителя, может быть предоставлена в рамках рассмотрения судебного спора, по запросам правоохранительных органов.
Толкачев Г.В. считает, что отказ незаконен и препятствует оказывать квалифицированную юридическую помощь. Без данных сведений Толкачев Г.В. не может обжаловать незаконные сведения нотариуса, удостоверившего форму № Р14001.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ заместителя начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимова Л.А. в форме письма № 17-28/3938-3PC от 14 октября 2019 года в отказе в предоставлении запрашиваемых сведений: какой нотариус заверял формы Р14001, кто подавал заявления на внесение сведений в ЕГРЮЛ, кому предоставлялись документы для подтверждения полномочий Данилова О.Г. и какие; обязать ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области предоставить сведения на адвокатский запрос: какой нотариус заверял формы Р14001, кто подавал заявления на внесение сведений в ЕГРЮЛ, кому предоставлялись документы для подтверждения полномочий Данилова О.Г. и какие.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
Административный ответчик в лице Найденко Е.Ю., действующей на основании доверенности от 03 октября 2019 года, требования не признал, указав, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
На основании статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся приведенные в пункте 1 данной статьи сведения и документы о юридическом лице. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Статьей 9 Закона № 129-ФЗ определен порядок предоставления документов при государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу положений ст. 42 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года № 4462-1 при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
26 сентября 2019 года в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области поступил адвокатский запрос адвоката Толкачева Г.В. (№ 3809/Вх. ЗГ) о предоставлении следующей информации: Какой нотариус заверял формы 14001? Кто подавал заявления на внесения сведений в ЕГРЮЛ? Кому предоставлялись документы для подтверждения полномочий Данилова Олега Геннадьевича и какие?
14 октября 2019 года письмом №17-28/3938-ЗГС Толкачеву Г.В. было отказано в предоставлении указанных сведений.
Пунктом 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ установлено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта. Согласно пункта 2 той же статьи содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Таким образом, данной статьей определен исчерпывающий список документов, предоставляемых при запросе содержащихся в ЕГРЮЛ сведениях. Порядок, формы и сроки предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов, а также информации и справки, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 6 Закона № 129-ФЗ регламентированы Приказом Министерства финансов России от 05 августа 2019 года № 121н «Об утверждении порядка, форм и сроков предоставления содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, а также информации и справки, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Сведения о нотариусе, заверяющим заявление юридического лица о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти охраняются Федеральным законом от 27 июля 2006 года «О персональных данных» № 152-ФЗ (далее - Закон № 152-ФЗ), а значит, относятся к сведениям с ограниченным доступом.
Административный ответчик толкует представленные адвокатом Толкачевым Г.В. вопросы как запрос на предоставление персональных данных, а также данных, не относящихся к открытым и общедоступным по смыслу пункта 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ.
В Законе № 152-ФЗ отсутствует пункт, который позволял бы получать сведения, относящиеся к персональным данным в рамках запроса адвоката. А поскольку Закон № 63-ФЗ не относит адвоката к субъектам, правомочным получать указанные сведения, регистрирующий орган на основании пункта 2 статьи 6 Закона № 129-ФЗ обязуется только по запросу суда или правоохранительных органов предоставить ему данные сведения.
Административный ответчик заместитель начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимов Л.А. требования не признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, для реализации данных положений в Российской Федерации создан и функционирует институт адвокатуры.
При этом, законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее Закон), других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 1 и 2 Закона адвокат является лицом, на которое государство возложило обязанность оказывать квалифицированную юридическую помощь.
Статьей 6 указанного закона адвокату предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
Как указывается в статье 6.1 данного закона адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос) (ч.1).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (ч.2).
В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если: субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом (ч.4).
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно-правовая форма; указание на то, что хозяйственное общество имеет статус международной компании (в применимых случаях); адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей); сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций); сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; сведения о филиалах и представительствах юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года «О персональных данных» № 152-ФЗ регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
В силу статьи 7 вышеуказанного Закона о персональных данных операторы (оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными - пункт 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ) и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 26 сентября 2019 года Толкачев Г.В. направил в адрес ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области адвокатский запрос № 4/В с просьбой предоставить следующую информацию: Какой нотариус заверял формы Р14001? Кто подавал заявления на внесения сведений в ЕГРЮЛ? Кому предоставлялись документы для подтверждения полномочий Данилова О.Г. и какие?
Запрос был направлен через приемную на сайте ФНС России с заверенной УКЦП.
14 октября 2019 года заместитель начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимов Л.А. письмом № 17-28/3938-3PC отказал в предоставлении вышеуказанных сведений.
Из буквального содержания адвокатского запроса следует, что предметом запроса было предоставление информации о фамилии нотариуса, удостоверившего форму Р14001, о фамилии лица, подавшего в ИФНС форму Р14001, и какому органу были предоставлены документы подтверждающие полномочия Данилова О.Г. и какие.
В ЕГРЮЛ не вносятся сведения о нотариусе, заверявшим подпись на форме № Р14001. Фамилия лица, подавшего в ИФНС форму Р14001, и орган которому были предоставлены документы подтверждающие полномочия Данилова О.Г. и какие также не являются сведениями, подпадающими под требования федерального закона от 27 июля 2006 года «О персональных данных» № 152-ФЗ и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ.
Таким образом, сведения о нотариусе, удостоверивший подпись в форме Р14001, а также ФИО подателя заявления и кому предоставлялись документы для подтверждающие полномочия Данилова Олега Геннадьевича, не относятся к сведениям, содержащимися в ЕГРЮЛ и не являются ограниченными сведениями и могут быть предоставлены по запросу адвоката.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в течении двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Толкачева Геннадия Владимировича к заместителю начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимову Леониду Александровичу и Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении сведений на адвокатский запрос и обязании предоставить сведения на адвокатский запрос удовлетворить.
Признать незаконным отказ заместителя начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области Анисимова Леонида Александровича от 14 октября 20119 года № 17-28/3938-ЗРС.
Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области предоставить Толкачеву Геннадию Владимировичу информацию, указанную в адвокатском запросе от 26 сентября 2019 год: какой нотариус заверял формы Р14001, кто подавал заявления на внесение сведений в ЕГРЮЛ, кому предоставлялись документы для подтверждения полномочий Данилова О.Г. и какие, в течении двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2019 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженковой
Подлинный документ находится в административном деле № 2а-4362 за 2019 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.
На _________________________2019 года решение не вступило в законную силу.
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь А.И. Коженковой