дело № 12-24/2020
Р Е Ш Е Н И Е
20 мая 2020 года пгт. Ольга
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Н.А. Филатова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бронщикова С.В., <данные изъяты> на постановление начальника Отдела государственного охотничьего надзора и надзора на особо охраняемых природных территориях Управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО3 от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Бронщикова С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Отдела государственного охотничьего надзора и надзора на особо охраняемых природных территориях Управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО3 от 15.01.2020 Бронщиков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
С данным постановлением не согласен Бронщиков С.В., им подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, поскольку данным постановлением ему вменяется то, что не было указано в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2019.
В судебном заседании Бронщиков С.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен заблаговременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении заседания не направил, в связи с чем, препятствий для рассмотрения жалобы в отсутствие представителя административного органа не имеется.
Выслушав пояснения заявителя, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно Правилам охоты, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 № 512 при осуществлении охоты охотник обязан, в частности, после добычи охотничьего животного до начала его первичной переработки и (или) транспортировки сделать соответствующую отметку о добыче на оборотной стороне разрешения на добычу охотничьих ресурсов (п. 3.7).
Пункту 3.7 корреспондирует п. 18.1 Правил охоты, согласно которому сразу после добычи копытного животного, до начала его первичной переработки и (или) транспортировки, охотник отделяет от разрешения на добычу охотничьих ресурсов поле «ДОБЫЧА» и заполняет раздел «Сведения о добыче копытного животного».
В силу п. 4 Правил охоты транспортировка продукции охоты и ее реализация производится при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором сделана соответствующая отметка о добыче этих охотничьих животных или при наличии заполненного отрывного талона к указанному разрешению.
Административная ответственность за нарушение перечисленных требований Правил охоты предусмотрена ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
Как следует из обжалуемого постановления, Бронщиков С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ за то, что он 15.12.2019 в 12 ч. 45 мин., находясь на территории охотничьих угодий ООО <данные изъяты>
примерно <адрес>, осуществлял охоту на косулю (разрешение серия №), после добычи одной особи косули и до начала первичной переработки (снял шкуру) заполнил раздел «Сведения о добытых охотничьих ресурсах», но не отделил от разрешения на добычу охотничьих ресурсов поле «Добыча».
Между тем, составленным должностным лицом Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края в отношении заявителя протоколом об административном правонарушении от 15.12.2019 последнему вменялось в вину невыполнение п. 18.1 Правил охоты, выразившееся в том, что Бронщиков С.В. не сделал соответствующую отметку о добыче объекта животного мира (косуля, самец) на оборотной стороне разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с состоявшимся по данному делу постановлением.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Однако приведенное в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2019 № описание события вменяемого Бронщикову С.В. в вину правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит имеющейся в материалах дела копии разрешения на добычу копытных животных (на отлов или отстрел одной особи), из содержания которого усматривается, что Бронщиков С.В. заполнил раздел «Сведения о добыче копытного животного», но в нарушение требований п. 18.1 Правил охоты не отделил от разрешения гасящее его действие во избежание повторного использования, поле «ДОБЫЧА».
Установив данные обстоятельства, должностное лицо, рассматривающее 15.01.2020 дело об административном правонарушении в отношении Бронщикова С.В., признало последнего виновным в нарушении п. 18.1 Правил охоты, выразившегося в невыполнении обязанности по отделению от разрешения на добычу охотничьих ресурсов поля «Добыча», тем самым самостоятельно устранило существенный недостаток протокола об административном правонарушении.
Между тем, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и
другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с приведенными выше положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
По смыслу положений ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 Ко АП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что данное дело было принято начальником Отдела государственного охотничьего надзора и надзора на особо охраняемых природных территориях Управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края к производству, рассмотрено 15.01.2020 по существу, постановление должностного лица от 15.01.2020 обжаловано в порядке Главы 30 КоАП РФ, суд принимает решение об отмене данного постановления должностного лица и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Бронщикова С.В. - удовлетворить.
Постановление начальника Отдела государственного охотничьего надзора и надзора на особо охраняемых природных территориях Управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО3 от 15 января 2020 года, которым Бронщиков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А.Филатова