Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-709/2021 (2-3550/2020;) ~ М-3904/2020 от 14.12.2020

№2-709/2021

70RS0004-01-2020-007667-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Лобановой Н.Ю.,

при секретаре Черных И.А.,

с участием

истца Булдакова А.А.,

помощника прокурора Советского района г.Томска Ведренцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Булдакова Андрея Андреевича к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Булдаков А.А. с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 14,9 кв.м. в черте населенного пункта г. Томск, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Томск.

В обоснование требований указал, что является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пер.Ванцетти, <адрес>, общей площадью 14,9 кв.м. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, пер.Ванцетти, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п.п.1 п.6 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ должны быть приняты меры к расселению <адрес> по пер.Ванцетти в <адрес>. В указанной квартире истец проживает один. Дом является старой постройкой, деревянный, состоит из двух этажей. В доме холодно, сыро, дом полностью сгнил, потолки провисли, пол провалился, фундамент сгнил, дом просел. Другого жилья у истца нет, поэтому он вынужден жить в нечеловеческих условиях, постоянно опасаясь за свою жизнь и здоровье, т.к. дом может обрушиться в любой момент. Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ истец признан малоимущим и включен в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017 -2025 годы» <адрес> по пер.Ванцетти включен в данную программу. На сегодняшний день администрацией <адрес> никакие меры по расселению дома, расположенного по адресу: <адрес>, пер.Ванцетти, <адрес> выполнены не были, другого благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащему сносу не представлено, несмотря на то, что предоставление такого жилого помещения предусмотрено законно вне очереди, а само проживание в указанном жилом помещении опасно для жизни.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что временно проживает у матери, поскольку проживать в доме опасно для его жизни. Дом может обрушиться, так как очень старый. В данной квартире проживал один, личные вещи еще находятся в квартире.

Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представителя не направил, письменный отзыв на исковое заявление не представил.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П. Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного заседания установлено, что истцу Булдакову А.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение , расположенное по адресу: г. Томск, пер. Ванцетти, 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке паспортного стола от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу зарегистрирован Булдаков А.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> по пер. Ванцетти в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок для принятия мер к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма установлен – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией Ленинского района г.Томска в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о сносе многоквартирного жилого дома по адресу: г.Томск, пер. Ванцетти, 9.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

Вместе с тем в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

В связи с признанием многоквартирного жилого дома № 22 по пер. Урожайному в г.Томске аварийным и подлежащим сносу и включением его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда истцы в силу Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вправе избрать способ обеспечения своих жилищных прав: получение возмещения за жилое помещение на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации либо получение другого жилого помещения.

Истцом в качестве способа обеспечения своих жилищных прав избрано предоставление ему другого, равнозначного жилого помещения взамен жилого помещения № 3, расположенного в доме № 9 по пер.Ванцетти в г. Томске, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , основанием для признания данного жилого дома аварийным послужило ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В основу заключения межведомственной комиссии положен в том числе технический паспорт на жилой по адресу: пер.Ванцетти в г.Томске и заключение МБУ «Проектно-сметного бюро» от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с техническим паспортом, жилой дом по пер.Ванцетти, 9 в г. Томске 1982 года постройки.

Из заключения МБУ «Проектно-сметного бюро» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявленные в результате визуального осмотра деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструкций.

Таким образом, с момента признания указанного жилого дома несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания в 2017 году администрацией г.Томска какие-либо меры по улучшению и поддержанию жизнеобеспечивающего состояния дома не принимались, в связи с чем, проживание истца в жилом помещении по пер.Ванцетти, 9 в г. Томске представляет угрозу для его жизни и здоровья.

Согласно сообщению администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Булдаков А.А. признан малоимущим и включен в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а также отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Приходя к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Булдакова А.А. суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровья проживающим, нахождение малоимущим истца на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является достаточным основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.

В связи с длительным проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям, истцом при обращении с настоящим иском в суд был избран способ защиты нарушенных прав в виде обязания органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на условиях социального найма взамен аварийного.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно техническому паспорту квартира № 3 по адресу: г. Томск, пер. Ванцетти, 9, имеет площадь 14,9 кв.м., жилая площадь – 7,5 кв.м., подсобная - 7,4 кв.м. количество комнат – 1.

Учитывая, что материалами дела установлено, что истцу принадлежит указанное выше помещение на праве собственности, суд приходит к выводу, что на основании ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 14,9 кв.м., находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Булдакова Андрея Андреевича удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г.Томска предоставить Булдакова Андрею Андреевичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 14,9 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 15.03.2020

Судья: Н.Ю. Лобанова

2-709/2021 (2-3550/2020;) ~ М-3904/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Булдаков Андрей Андреевич
Подшивалова Екатерина Владимировна
Прокуротура Советского района г. Томска
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Лобанова Н.Ю.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2021Подготовка дела (собеседование)
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2021Подготовка дела (собеседование)
05.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2021Судебное заседание
15.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
20.08.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.09.2021Дело оформлено
21.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее