Судья Лемешко А.С. Дело №2-2405/2019
(первая инстанция)
№ 33-1194/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Балацкого Е.В., Радовиля В.Л.,
При секретаре Белановой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 ноября 2019 года по гражданскому делу по иску Министерства обороны РФ к Цыбе М.Ф., 3-и лица Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Правительство Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Цыбе М.Ф., в котором просило:
- истребовать из незаконного владения ответчика в федеральную собственностьи земельный участок № № площадью 1000 кв.м., расположенный в г<адрес>, кадастровый номер №;
- признать недействительным государственный акт на право собственности на спорный земельный участок, выданный на имя Цыбы М.Ф.
В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП военный городок № К-1 (единый имущественный комплекс) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации подписан акт приема-передачи имущества.
При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок №К-1, выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.
Истец также указал, что до передачи военного городка №К-1 в федеральную собственность, им на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года (значится в Приложении №2 к Соглашению), пользовалась Российская Федерация.
При этом, инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении №2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, завершена не была.
В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса Украины и ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок относится к землям обороны и не мог быть передан ответчику в собственность органом местного самоуправления.
Истец считал, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности в нарушение положений законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 ноября 2019 года в удовлетворении иска Министерству обороны РФ отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
По мнению апеллянта, при разрешении спора, суд первой инстанции необоснованно не учел, что земельный участок на момент его передачи в собственность ответчику, являлся частью земельного участка военного городка №К-1 и фактически использовался Черноморским флотом Российской Федерации на основании межправительственных соглашений. Севастопольская городская государственная администрация не имела права распоряжаться землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации.
Апеллянт считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям особой категории, которые не могут находиться в собственности физических лиц, входе рассмотрения дела нашел свое подтверждение. По его мнению, данное обстоятельство подтверждается заключением специалиста внесудебного землеустроительного исследования от 15 августа 2019 года №№, выполненного в рамках рассмотрения другого гражданского дела по аналогичному спору.
В тоже время апеллянт считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал ему в назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы с целью установления значимых по спору обстоятельств.
Кроме того, апеллянт указывает, что границы и площадь земельного участка военного городка №К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в Техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, что позволяет определить место расположения и границы земельного участка.
Апеллянт отметил, что в настоящее время ОК «ДСК «Благополучный» является недействующим, земля кооперативом не освоена, свободного доступа у граждан на территорию нет. Территория земельного участка ответчика находится в запретной зоне, так как располагается на территории, непосредственно примыкающей к территории склада боеприпасов. На земельном участке военного городка № К-1 расположены здания находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу Цыба М.Ф. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, действующий по доверенности, в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Цыбы М.Ф., действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 года № 512-ЗС.
Как следует из материалов дела, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29 декабря 2009 года № 1104-р ОК «ДСК «Благополучный» утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 5,5900 га для передачи в собственность граждан (согласно приложению) для индивидуального дачного строительства по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 этого распоряжения определено передать в собственность гражданам – членам ОК «ДСК «Благополучный» земельные участки общей площадью 5,5900 га для индивидуального дачного строительства, с отнесением их к категории земель рекреационного назначения.
На основании этого решения в собственность Цыбы М.Ф. перешел спорный земельный участок.
В 2010 году Цыба М.Ф. получил государственный акт на право собственности на земельный участок № №, расположенный в <адрес>; целевое назначение: для индивидуального дачного строительства; кадастровый номер: №.
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера: №; вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на расположение спорного земельного участка № № в составе земель военного городка №К-1, находящихся в пользовании Черноморского Флота РФ на основании межправительственных соглашений.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях №2 и 3 и картах №1 и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.
В приложении №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок №К-1. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ) подписан акт приема-передачи военного городка №К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка №К-1, расположенных по адресу: <адрес>, составленному представителями ФГКУ «Крымское ТУИО», №11 от 17 апреля 2019 года следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка №К-1.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок передан в собственность ответчика на основании решения органа местного самоуправления, вхождение спорного земельного участка в состав земель военного городка №К-1 на момент предоставления в собственность, истцом не доказана.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со статьями 301,302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
В ходе разрешения спора установлено, что спорный земельный участок был предоставлен ответчику – члену ОК «ДСК «Благополучный» на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии сп. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при проверке законности распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №1104-р от 29 декабря 2009 года подлежат применению нормы законодательства Украины.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Право собственности Цыбы М.Ф. на спорный земельный участок возникло на основании соответствующего решения органа местного самоуправления и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Государственная регистрации права собственности свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Поскольку спорный земельный участок расположен в п. Кача, в пределах ОК «ДСК «Благополучный», его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, судебная коллегия считает, что в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка №К-1, в связи с чем, оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находиться как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, которое используется Черноморским флотом на территории Украины, утверждённый 3 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины №246 определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.
В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р не была завершена.
Учитывая изложенное, доказательства предоставления истцу в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка № К-1 в соответствии с положениями Земельного Кодекса Украины, установления границ земельного участка военного городка № К-1 в материалах дела отсутствуют.
Ссылки апеллянта на то, что суд первой инстанции не обосновано пришел к выводу о недоказанности вхождения спорного земельного участка в состав земель военного городка №К-1, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что в 1994 году произведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского флота по результатам которой оформлено Техническое дело № 129. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (№ 1-10). Участок № 1 площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (№ 1-10) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело № 129 содержит координаты границ указанных земельных участков (№ 1-10), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка № К-1. Информация о вхождении земельных участков № 1-10, указанных в техническом деле № 129, в состав военного городка № К-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, основания полагать, что земельные участки, указанные в техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2, К-4)» согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, не имеются.
Ссылки на то, что границы и площадь земельного участка военного городка № К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в техническом деле №129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, не может быть принят во внимание.
Указанные истцом документы в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка № К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка № К-1.
Так, согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, в пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.
Поскольку в Приложении № 2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1,2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138,54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка № К-1.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (Приложение № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП), в состав военного городка № К-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0,01 га), поселок Кача (площадью 0,13 га), пос. Кача, ул. Первомайская (0,5588 га), пос.Кача, Качинское шоссе (площадью 0,5531 и 0,5243 га), пос. Кача, ул. Авиаторов 13, 16 (площадью 1137,87 га). Здания и сооружения военного городка № К-1 указаны в количестве – 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка № К-1 согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка № К-1, указанному в Приложении №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП.
Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от 20 июля 1994 года в материалах технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота земельный участок № 1 находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке № 1 есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь – Евпатория.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П. Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га. В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им. П. Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 Черноморского флота Российской Федерации на момент передачи в собственность спорного земельного участка, не представляется возможным.
Решением Севастопольского городского Совета № 932 от 5 мая 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию ДСК «Благополучный».
Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года №45/134 «О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота», утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением № 1 к указанному решению земельный участок военного городка № К1 (№531), используемый войсковой частью 49311 (п. Кача) площадью 43,8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089,3 га.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в назначении по делу землеустроительной экспертизы судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению, являлось выяснение вопроса – имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.
С учетом положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.
Учитывая отсутствие в материалах дела информации о выделении земельного участка военного городка № К-1 в натуре на местности и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ поселка Кача после составления Технического дела № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 год), а также изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы в связи с нецелесообразностью. По этим же основаниям в удовлетворении аналогичного ходатайства было отказано и судом апелляционной инстанции.
Ссылка истца о том, что заключением специалиста № 196-08/19 от 15 августа 2019 года подтверждается, что предоставленный в частную собственность земельный участок полностью входил в состав земельного участка военного городка № К-1, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
При даче заключения кадастровый инженер руководствовался материалами технического дела № 129 по инвентаризации войсковой части 49311 Черноморского флота от 1994 года. Указанное техническое дело содержит координаты границ указанных земельных участков (№ 1-10), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военного городка № К-1. Также отсутствует информация о вхождении указанных земельных участков в состав военного городка, в связи с чем, данные материалы по состоянию на 2007 год необоснованно были использованы кадастровым инженером при составлении заключения.
В ходе проведения исследования кадастровый инженер руководствовался актом инвентаризации землепользований Черноморского флота, расположенных на территории Севастополя, согласно которому площадь земельного участка № 1 п. Кача (гарнизон) составляет 1194,5 га, тогда как в Приложении № 2 Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота от 28 мая 1997 года, а также распоряжения Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП, площадь военного городка № К-1 значиться в размере 1137,87 га, что на 57 га меньше площади указанной в материалах инвентаризации, которые исследовал кадастровый инженер.
Кроме того из пояснительной записки к материалам инвентаризации, земельный участок, который использует Черноморский флот Российской Федерации по Соглашению между Украиной и Российской Федерацией составляет площадь 3726,55 га, тогда как общая площадь земельных участков находящихся в пользовании Российской Федерацией для нужд Черноморского флота по состоянию на 1 сентября 2007 года составила 3542,72 га, что свидетельствует о том, что площади земельных участков уменьшались по соглашению сторон.
При таких обстоятельствах признать заключение № 196-08/19 от 15 августа 2019 года допустимым доказательством судебная коллегия не считает возможным.
Ссылка на то, что спорный земельный участок расположен в запретной зоне, прилегает к территории склада боеприпасов, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку надлежащими доказательствами данный факт не подтвержден. На момент предоставления ответчику спорного земельного участка факт вхождения данного участка в состав военного городка и наличия каких-либо ограничений в его использовании установлено не было.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, жалоба не содержит фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к иной оценке представленных доказательств и иному толкованию закона. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны РФ – без удовлетворения.
Председательствующий: О.И. Жиляева
Судьи: Е.В. Балацкий
В.Л. Радовиль