Дело № 2-187/2014
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Митраковой Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
с участием прокурора г. Кизел Селивановой Ю.С.,
представителя ответчика МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» Щелчковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизел гражданское дело по иску прокурора г. Кизел в интересах неопределенного круга лиц, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, к МУП «Северно-Коспашская поселковая баня», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрация Северно-Коспашского сельского поселения, об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кизел обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании МУП «Северо-Коспашская поселковая баня» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздухсоставлять протоколынолетних них и защите их прав при администрации Кизело в течение 6 месяцев с момента вынесения решения суда, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Кизела проведена проверка соблюдения на территории Кизеловского муниципального района законодательства об охране окружающей природной среды. В ходе проверки установлено, что МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» осуществляет деятельность по предоставлению услуг бани и душевых населению данного муниципального образования, имеет котельную, однако, до настоящего времени предприятием не получено соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно представленной Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю информации, МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» не относится к объектам, подлежащему федеральному государственному экологического надзору. В соответствии с п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 года, выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким образом, государственным органом, уполномоченным выдать ответчику разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, является государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (согласно п. 3.1.17 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 года № 212-п). МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» не соблюдаются требования законодательства об охране окружающей среды, в частности, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 39, 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 3, 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в РФ» прокурор г. Кизел считает необходимым обратиться с иском в суд.
В судебном заседании прокурор г. Кизела Селиванова Ю.С. на исковых требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении настаивает, дополнительно пояснила, что обстоятельства, на которых основаны заявленные требования, подтверждаются отзывами Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования поддерживает. Прокуратурой г. Кизела проведена проверка соблюдения воздухоохранного законодательства в деятельности МУП «Северно-Коспашская поселковая баня», расположенного по адресу: <адрес>. Производственная деятельность предприятия связана с оказанием бытовых услуг населению муниципального образования поселок Северный Коспашский. Согласно данным «Отчета по инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для МУП «Северно-Коспашская поселковая баня», выполненным ООО НПЦ «Березниковский институт экологии и охраны труда» в 2007 году, источником загрязнения атмосферы является труба котельной, высотой 35 м, диаметром 0,5 м. Котельная предприятия оснащена котлом марки «Энергия-3». В качестве топлива используется уголь кузнецкого месторождения в количестве 40 т/год. Оценка количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проведена в соответствии с «Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час» Москва, 1999, утверждена Госкомэкологии России 09.07.1999 года. Данная методика включена в ежегодно обновляемый «Перечень методик, используемых в 2014 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденный ОАО «НИИ Атмосфера» СПб. В результате сжигания твердого топлива (угля) в котельной в атмосферу выбрасываются такие загрязняющие вещества как: бенз/а/пирен - 1 класса опасности, оксиды азота, сажа, сернистый ангидрид, оксид углерода, зола углей -3 и 4 классов опасности в соответствии с санитарно-гигиенической классификацией нормативов качества атмосферного воздуха населенных мест. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от котельной предприятия в 2007 году составлял 4,441 тонн. В соответствии с «Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» Л., 1990, «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух» СПб., 2012, введено в действие письмом Минприроды РФ № 05-12-47/4521 от 29.03.2012 года, инвентаризацию источников выбросов проводят все предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация должна проводиться периодически, но не реже, чем один раз в пять лет. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие в лице руководителя. В настоящее время МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» не имеет актуального «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников», разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (ЗВ) в атмосферу, устанавливающего нормативы выбросов ЗВ в атмосферу. Производственная деятельность МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» осуществляется в нарушениеследующих законодательных и подзаконных актов в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха: 1.Отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которой юридические лица, имеющие источники выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризациювыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.. .и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой юридические лица,имеющие стационарныеисточники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов... и разработку предельно допустимых выбросов осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.. .»; п. 4 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 года № 373, в соответствии с которым подлежащие государственному учету источникивыбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни этих веществ.. . устанавливаются для организаций.. . на основании данных о результатах инвентаризации выбросоввредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.. .»; п. 11 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, согласно которому, источники выбросов вредных(загрязняющих)веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном МПР РФ. 2. Отсутствие установленных нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов»; ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой, предельно-допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросоввредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом); п. 8 и 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183, в соответствии с которыми разработкапредельно допустимыхи временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом); «Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты» М, 1989 г., согласно которой, ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы на действующем предприятии при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта, с учетом перспективы развития в нем промышленных предприятий и рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК. 3. Отсутствие Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды»; ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 9 Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г № 183, которым утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ)и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. ПДВ - это масса выбросов вредных веществв единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации(ПДК) для населения,растительного и животного мира (в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями») если нет других более жестких экологических требований или ограничений. МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» обязанов соответствии с существующим порядком разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предоставить в территориальный орган Росприроднадзора Отчет по инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу и разработанные нормативы ПДВ в атмосферу для утверждения. Так как предприятие не входит в «Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Пермского края, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», утвержденный Приказом МПР РФ от 14.07.2011 года № 628, за разрешением на выбросы необходимо было обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды - Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края. В действиях МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» усматриваются признаки административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.1, 8.5, ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В дополнительном отзыве на исковое заявление представитель Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края указал, что согласно «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» Л., 1990, в случае, когда в процессе эксплуатации предприятия произошло изменение состава исходного сырья, повлекшее за собой изменения качественной и количественной характеристики выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и их источников, должна быть проведена досрочная инвентаризация выбросов. Поскольку в котельной МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» произведена замена топлива с угля на дрова, предприятию необходимо было своевременно провести досрочную инвентаризацию: расчетным путем оценить качественный и количественный состав выбросов ЗВ в атмосферу при сжигании в котельной дров с учетом максимального расхода топлива в сутки и годового расхода топлива, используя действующую «Методику определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пар в час или менее 20 Гкал в час» Москва, 1999, утвержденную Госкомэкологии России 09.07.1999 года. Согласно данной Методике в результате сжигания твердого топлива в виде дров в котельной в атмосферу выбрасываются такие вредные (загрязняющие) вещества как бенз/а/пирен- 1 класса опасности, азота диоксид и оксид, сажа, оксид углерода, зола древесная- 3 и 4 класса опасности в соответствии с санитарно-гигиенической классификацией нормативов качества атмосферного воздуха населенных мест. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от котельной зависит в первую очередь от количества использованного топлива в течение года, его качественных характеристик (теплопроводная способность, влажность, зольность и др.). В соответствии с Приказом Минприроды России от 31.12.2010 года № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» азота диоксид, бенз/а/пирен, сажа, углерода оксид подлежат обязательному государственному учету и нормированию. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.11.2012 года № 1193, осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов, на основании которых допускается осуществление указанной деятельности, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, наличие которых является обязательным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включено в «Перечень нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора».
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» Щелчкова Л.И., являющаяся директором предприятия, с исковыми требованиями согласна, но оформлять признание иска не желает, пояснила, что ранее имелось разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так как баня работала на угле. Баня осталась одна на улице, так как другие дома разрушены, топится дровами всего 2 дня, отходов нет. Считает, что выбросы в атмосферу частично вредные из-за сажи. Полагает, что деятельность предприятия никому не причиняет вреда. Баня вносит плату за вредное воздействие на окружающую среду в Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору в пятикратном размере из-за отсутствия Разрешения на основании ежемесячных отчетов, предоставляемых раз в квартал. Отчеты составляет бухгалтер бани, которая указывает в них, что топливом являются дрова, данные отчеты хранятся у бухгалтера. Ранее предприятие обращалось за помощью к специалисту по экологии Администрации Кизеловского муниципального района Мельниковой, она разъяснила, что можно не получать разрешение, а платить за вредное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере. Считает, что такую плату вносить необходимо, так как так положено, хотя полагает, что выбросы в атмосферу вредными не являются. В ответах на представление прокурора г. Кизел указано, что МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» намерена получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но Администрацией Северно-Коспашского сельского поселения, которая является учредителем предприятия, денежных средств выделено не было. Предприятие будет изыскивать средства для получения необходимых документов.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Администрации Северно-Коспашского сельского поселения в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Поскольку атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, Федеральным законом от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха, которые направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него и соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
В соответствии с ч. 7 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В соответствии с пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 года, выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3.1.17 Положения о государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 212-п от 16.04.2012 года, в пределах своих полномочий инспекция выдает разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Судом установлено, что МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» является юридическим лицом, предметом деятельности которого является обслуживание населения Северно-Коспашского сельского поселения Кизеловского муниципального района услугами бани, что видно из устава предприятия (л.д. 7).
Исходя из материалов дела, в ходе своей деятельности МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» осуществляет выбросы в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух через трубу котельной, высотой 35 м, диаметром 0,5 м., котельная оснащена котлом марки «Энергия-3», в качестве топлива используется уголь кузнецкого месторождения в количестве 40 т/год., в результате сжигания которого в атмосферу выбрасываются такие загрязняющие вещества как бен/а/пирен-1 класса опасности, оксиды азота, сажа, сернистый ангидрид, оксид углерода, зола углей-3 и 4 класса опасностей в соответствии с санитарно-гигиенической классификацией нормативов качества атмосферного воздуха населенных мест, валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2007 году составил 4,441 тонн, что подтверждается сведениями Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, составленных на основании Отчета по инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для МУП «Северно-Коспашская поселковая баня», выполненным ООО НПЦ «Березниковский институт экологии и охраны труда» в 2007 году.
В соответствии с п. 1.7 Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.
Представитель ответчика настаивает на том, что в настоящее время предприятие работает только на дровах, два дня в неделю, рядом с ним не проживает население поселения, между тем достоверных доказательств данному обстоятельству не представлено, в настоящее время МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» не имеет актуального Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Суду по данному поводу представлено письмо в ООО НПЦ «Березниковский институт экологии и охраны труда», однако, из телефонограммы следует, что такое обращение не поступало.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что проведенной прокуратурой г. Кизел проверкой установлено, что в нарушение положений ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 183 от 02.03.2000 года, МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Судом также установлено, что срок действия разрешения Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» истек 02.01.2009 года (л.д. 14).
В соответствии с п. 7.6 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993 года, зарегистрированных в Минюсте РФ 24.03.1993 года N 190, В случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых нормативов, отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.
Как установлено судом, предприятие регулярно погашает задолженность по уплате за вредное воздействие на окружающую среду, как пояснил представитель ответчика в пятикратном размере, которую вносит в Пермское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, что подтверждается платежными поручениями, письмом Управления Росприроднадзора по Пермскому краю (л.д. 42-44), не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании и при проведении проверки прокуратурой г. Кизела, из материалов которой видно, что директор МУП «Северно-Коспашская поселковая баня» неоднократно обращался к учредителю предприятия в лице Администрации Северно-Коспашского сельского поселения с целью выделения денежных средств для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, но в финансировании было отказано (л.д. 22-26).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика о том, что отсутствие разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферу не приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, являются не состоятельными, требования прокурора г. Кизела подлежат удовлетворению в полном объеме, в том числе по сроку, в течение которого решение суда должно быть исполнено, поскольку заявленный срок является разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Северно-Коспашская поселковая баня» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в течение шести месяцев с момента принятия судом решения по делу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.В. Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева