Дело № 2-1187/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Кухта Т.Е.,
с участием представителя ответчика Ш..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
24 мая 2017 года гражданское дело по иску Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости, взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Я. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми), и с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 18 июля 2016 года, взыскать в связи с этим недополученную сумму пенсии в размере 96900 руб. и компенсацию морального вреда в размере 96900 руб.
В обоснование иска указав, что 18 июля 2016 года он обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно. Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми от 11 января 2017 года ему было отказано в досрочном назначении пенсии ввиду недостаточности требуемого стажа работы. При этом ответчиком необоснованно отказано во включении в стаж с тяжелыми условиями труда периоды его работы в зоне повышенного радиационного риска в г. Лениногорск (г. Риддер) п. Перевальное Глубоковского района Восточно-Казахской обл. Казахской ССР с 05.10.1977 по 10.10.1978, с 18.12.1980 по 30.01.1981 на .... руднике, с 17.02.1981 по 10.11.1982 в «Лениногорском геологоразведочной экспедиции». Включение спорных периодов в стаж работы с тяжелыми условиями труда, является достаточным основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Поэтому просил обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 18 июля 2016 г.
Истец Я.. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в местах лишения свободы, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Ш.., выступая в суде, исковые требования не признала. Полагала, что оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не имеется, поскольку доказательств того, что указанная работа носила тяжелые условия труда, материалы пенсионного дела не содержат и истцом не представлено.
По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2016 года Я. обратился в ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми от 29 декабря 2016 года № .... Я. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа с тяжелыми условиями труда.
Согласно материалам отказного дела, на момент обращения за пенсией Я. имел следующий стаж работы: страховой стаж (календарно) - 19 лет 20 дней, страховой стаж (с учетом 1 год за 1 год 6 месяцев) – 24 года 02 месяца 15 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда (календарно) – 05 лет 10 месяцев 12 дней, стаж работы с тяжелыми условиями труда (с учетом 1 год за 1 год 6 месяцев) – 08 лет 09 месяцев 18 дней.
При этом, ответчиком не включены в подсчет стажа с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Я. с 05.10.1977 по 10.10.1978 в качестве ученика электрослесаря, с 18.12.1980 по 30.01.1981 в качестве ученика проходчика на .... руднике Лениногорского полиметаллического комбината, с 17.02.1981 по 10.11.1982 в качестве грузчика в «Лениногорском геологоразведочной экспедиции». Согласно данным о стаже истца, указанные периоды работы включены в обычные условия труда.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30:
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ст. 30);
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п. 6 ст. 30).
Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет. Вместе с тем законом предусмотрена возможность назначения таким лицам досрочной страховой пенсии с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года такой работы, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока.
Руководствуясь указанными нормами и представленными доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии основании для признания незаконным решения ответчика об отказе назначения досрочной страховой пенсии от 29 декабря 2016 года и возложении на ответчика обязанности по её назначению, поскольку у истца на дату принятия оспариваемого решения отсутствует требуемый для назначения досрочной пенсии страховой стаж - установлен истцу 24 года 02 месяца 15 дней при требуемом стаже в 25 лет.
При этом ответчиком обоснованно не включены в подсчет стажа с тяжелыми условиями труда периоды работы Я.. с 05.10.1977 по 10.10.1978 в качестве ученика электрослесаря, с 18.12.1980 по 30.01.1981 в качестве ученика проходчика на .... руднике Лениногорского полиметаллического комбината, с 17.02.1981 по 10.11.1982 в качестве грузчика в «Лениногорском геологоразведочной экспедиции», поскольку доказательств, подтверждающих работу истца в должностях с тяжелыми условиями труда, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, истцом не представлено.
Вместе с тем, указание истца на проживание и работу в спорные периоды в г. Лениногорск (г. Риддер), п. Перевальное Глубоковского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР правого значения для разрешения настоящего спора не имеет.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости. Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, и истцом не оспаривается, удостоверения, подтверждающего право на досрочное назначение пенсии, как лицу подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, у истца не имеется, и оно ответчику не предоставлялось.
Более того, вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 января 2017 года Я. было отказано в удовлетворении требований к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным решения комиссии Минтруда РК от 18.10.2016 № .... об отказе во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия совокупности условий для отнесения истца к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Так, город Лениногорск (ныне город Риддер) Восточно-Казахстанской области не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Правительством Российской Федерации № 356-р от 15.03.1995; периоды проживания истца в г. Лениногорск не входят в период радиационного воздействия, установленный Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; заявителем не представлено предусмотренных действующим российским законодательством доказательств, подтверждающих факт получения им суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований Я. об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости, так и производных от него требований о взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации морального вреда следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Я. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми об обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости с 18 июля 2016 года, взыскании недополученной суммы пенсии и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 29.05.2017.
Судья С. С. Логинов