ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Иркутск 18 марта 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Иркутска Обыскалов А.В.,
с участием Козлова А.А., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
рассмотрев материалы дела № 38RS0032-01-2021-000763-94 (№ 5-216/2021) об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ, в отношении Козлова А.А., ....,
УСТАНОВИЛ:
Козлов А.А., являясь участником публичного мероприятия, совершил нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования при следующих обстоятельствах.
31 января 2021 года в период с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут Козлов А.А., являясь участником публичных мероприятий, в форме митинга, в составе группы граждан около 2000 человек, принял участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга на площади напротив «Дома быта», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8, после напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 «а», не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Иркутска главного специалиста сектора по связям с общественностью и работой с проектами отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска Н о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, чем нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Из объяснений Козлова А.А. следует, что 31 января 2021 года он был задержан сотрудниками ОМОН около здания администрации г. Иркутска, расположенного напротив Сквера Кирова. Он с другом решил сходить в кафе, увидел скопление людей, решил подойти. Каких-либо лозунгов, призывов он не слышал. Предупреждений о прекращении митинга, он также не слышал.
В судебном заседании были исследованы доказательства, подтверждающие вину Козлова А.А. в административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Свидетель Н показал, что он является главным специалистом отдела по связям с общественностью управления реализации общественных инициатив комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска. 31 января 2021 года в 12 часов у здания «Дом быта» по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, 8 собралось более 2000 человек, начался несогласованный с администрацией г. Иркутска митинг. Граждане развернули средства наглядной агитации - плакаты, с текстом «.... и другими средствами наглядной агитации, а также скандировали лозунги общественно-политического характера. В это время он как уполномоченный сотрудник администрации г. Иркутска в громкоговоритель предупредил участников публичного мероприятия, что оно не согласовано в установленном законом порядке и предложил им прекратить его проведение. Участники проигнорировали эту информацию и направились шествием в колоне по ул. Карла Маркса, Ленина, через Сквер им. Кирова к зданию Правительства Иркутской области. Публичное мероприятие, проведенное 31 января 2021 года, с его точки зрения представляло собой митинг. В администрацию г. Иркутска уведомление о проведении публичного мероприятия не подавалось, администрацией г. Иркутска в установленном порядке не согласовалось проведение данных мероприятий (л.д. 17-19).
Кроме того, были исследованы письменные доказательства по делу.
Протокол об административном правонарушении, согласно которому 31 января 2021 года в период с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут Козлов А.А., являясь участником публичного мероприятия, в форме митинга, в составе группы граждан около 2000 человек, принял участие в несанкционированном публичном мероприятии в форме митинга на площади напротив «Дома быта», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Урицкого, д.8, после напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 «а», не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Иркутска главного специалиста сектора по связям с общественностью и работой с проектами отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска Н о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, чем нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (л.д. 7-10).
Сообщения Н в полицию от 31 января 2021 года о том, что на ул. Урицкого несанкционированный митинг; в 12 часов 30 минут прошло незаконное шествие по ул. Карла Маркса, ул. Ленина; проходил несанкционированный митинг по ул. Ленина, 1 «а» (л.д. 27, 28, 29).
Из информации управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска следует, что в администрацию г. Иркутска не поступало уведомлений от каких-либо лиц о проведении публичных мероприятий 31 января 2021 года на территории города Иркутска, согласование таких мероприятий не проводилось (л.д. 34).
Акт осмотра диска, согласно которому была осмотрена видеозапись публичного мероприятия, проведенного 31 января 2021 года, на которой зафиксирован Козлов А.А. в составе группы граждан на Сквере Кирова и на площади напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 «а» (л.д. 23-24).
Из видеозаписи усматривается, как уполномоченный сотрудник администрации г. Иркутска в громкоговоритель предупредил участников публичного мероприятия, что оно не согласовано в установленном законом порядке и предложил им прекратить его проведение.
Сведения, отраженные в акте осмотра, установлены и в судебном заседании из просмотра указанной видеозаписи (л.д. 22).
Все вышеуказанные доказательства у судьи сомнений не вызывают, поскольку они получены без нарушения закона и являются допустимыми, достоверными, относимыми к данному делу, а в целом достаточными для принятия решения.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ). Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Исследованные доказательства, приводят судью к убеждению о том, что проведенное мероприятие являлось публичным, соответственно его проведение должно было регламентироваться положениями Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
По мнению судьи, Козлов А.А. являлся одним из участников проведенного мероприятия, поскольку он наряду с остальными находился на площади напротив здания Правительства Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 1 «а», и не выполнил законное требование представителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Иркутска главного специалиста сектора по связям с общественностью и работой с проектами отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска Н о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, что привлекало внимание средств массовой информации и граждан. Данное публичное мероприятие было проведено без подачи соответствующего уведомления в Администрацию города Иркутска, и несогласованно, о чем со слов главного специалиста сектора по связям с общественностью и работой с проектами отдела реализации общественных инициатив управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г. Иркутска Козлову А.А. было достоверно известно.
С учетом изложенного, действия Козлова А.А. следует квалифицировать по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, а равно обстоятельств, отягчающих административную ответственность Козлова А.А., не усматривается.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность Козлова А.А. суд признает совершение административного правонарушения впервые.
При решении вопроса о мере наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и назначает ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, поскольку данный вид наказания будет справедливым и соразмерным содеянному, и предотвратит совершение Козловым А.А. новых правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Козлова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Разъяснить Козлову А.А., что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ указанную сумму штрафа необходимо оплатить в течении 60 суток с момента вступления настоящего постановления в законную силу, по следующим реквизитам: .....
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья ________