дело № 2а-1263/2023
73RS0003-01-2022-003591-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 02 июня 2023 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Надршиной Т.И.,
при секретаре Галицкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1263/2023 по административному иску Софроновой В.В. к Администрации города Ульяновска, Управлению Архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Софронова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ульяновска, Управлению Архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска о признании незаконным распоряжения.
Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, участок был приобретен без определения границ на местности.
Софронова В.В. обратилась кадастровому инженеру Толстову Г.В. по вопросу подготовки межевого плана. Ей было отказано, поскольку адрес земельного участка <адрес> не соответствовал местоположению участка на местности.
По заявлению Софроновой В.В. в орган местного самоуправления Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении решений об аннулировании адреса и о присвоении объекту (объектам) адресации адреса в Железнодорожном районе г. Ульяновска». Данным распоряжением в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, аннулирован адрес: <адрес>, и присвоен адрес: <адрес> Данный адрес был внесен в ЕГРН, значится в межевом плане.
В дальнейшем со стороны Администрации г. Ульяновска был подан иск в суд в отношении Софроновой В.В. об оспаривании межевого плана (находится на рассмотрении в суде). В рамках судебного процесса Софронова В.В. узнала, что было принято распоряжение начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 25.07.2022 г. № 908 «Об аннулировании адреса, отмене распоряжения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 12.05.2022 № 636». О вынесении данного распоряжения ее не уведомили. Указанным распоряжением в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, аннулирован адрес: <адрес> как ошибочно внесенный. При этом новый адрес этому земельному участку не присвоен. «Ошибочное присвоение адреса» считает неправомерной формулировкой. Административный истец указывает, что этим нарушены требования п.п. 14, 15 и 16 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. № 1221). Считает, что этим нарушены ее права как собственника, в связи с чем вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.
Просит суд признать незаконным распоряжение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 25.07.2022 г. № 908 «Об аннулировании адреса.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Осокина А.Д. административные исковые требования уточнила, просила признать распоряжение №908 от 25.07.2022 об аннулировании адреса земельного участка с кадастровым номером № незаконным, обязать ответчика Администрацию города Ульяновска - Управление архитектуры и градостроительства издать распоряжение о присвоении земельному участку № новый адрес либо с указанием предыдущего. Привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бодунова Т.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Ульяновской области» - в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (ст.227 КАС РФ).
Судом установлено, что Софроновой В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: г. Ульяновск, п. Пригородный, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Право собственности Софроновой В.В. возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Участок был приобретен без определения границ на местности.
Продавцами участка выступили Лебедева Н.И., Лебедева О.В., Ковалева О.В., которые обладали данным участком на основании свидетельств о праве на наследование по закону от ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО9
По заявлению Софроновой В.В. в орган местного самоуправления Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска было принято распоряжение от 12.05.2022 г. № 636 «Об утверждении решений об аннулировании адреса и о присвоении объекту (объектам) адресации адреса в Железнодорожном районе г. Ульяновска». Данным распоряжением в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, аннулирован адрес: <адрес>, и присвоен адрес: <адрес>. Данный адрес был внесен в ЕГРН.
Распоряжением начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 25.07.2022 г. № 908 «Об аннулировании адреса, отмене распоряжения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 12.05.2022 № 636» в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, аннулирован адрес<адрес>, как ошибочно внесенный. При этом новый адрес этому земельному участку не присвоен.
Судом также установлено, что на дату постановки земельного участка с кадастровым номером: № на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ его адрес не мог быть: <адрес>, так как согласно вышеуказанному постановлению Главы Луговской сельской администрации Железнодорожного района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № на этот момент адрес: <адрес> был присвоен участку, имевшему ранее адрес: <адрес> (собственники Антонов, Салахов).
Согласно данным публичной кадастровой карты, адреса: <адрес> территориально находятся в разных местах.
Распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 25.07.2022 №908 об аннулировании земельного участка с кадастровым номером № адрес земельного участка: <адрес> был аннулирован как ошибочно внесенный.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие адреса – это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать. Объект адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации;
Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса установлены Правилами присвоения изменения и аннулирования адресов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1221 (далее- Правила).
В силу пункта 5 Правил объектами адресации адреса являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Согласно пункта 6 присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, органами публичной власти федеральной территории, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что, присвоение объектам адресации адресов, так и аннулирование таких адресов, осуществляются уполномоченными органами также по собственной инициативе
В п. 16 вышесказанных Правил закреплено, что аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается.
Сведений о том, что после аннулирования этого адреса в отношении упомянутого земельного участка восстановлен прежний адрес, в материалы дела не представлено.
Согласно выписке из ЕГРН, данный земельный участок имеет указание на его местоположение по адресу: г.Ульяновск, п.Пригородный, точный адрес объекта отсутствует.
Решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Признаны неустановленными границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Частью 2 статьи 61 ГПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с 2005 года поставлен на кадастровый учет, право собственности административного истца на него зарегистрировано, то есть он является индивидуально определенным объектом недвижимости.
Согласно подпункту «а» пункту 8 Правил, присвоение объекту адресации осуществляется в отношении земельных участков в случае выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О кадастровой деятельности", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Приведенные в пункте 8 работы в отношении спорного земельного участка выполнены, то есть земельный участок является объектом адресации.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше законоположений в их взаимной связи и с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца законны и обоснованны в части признания незаконным распоряжения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 25.07.2022 г. № 908 «Об аннулировании адреса, отмене распоряжения Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 12 мая 2022 №636.
Что касается требований административного истца о возложении на Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска обязанности издать распоряжение о присвоении земельному участку с кадастровым номером № нового адреса либо оставлением предыдущего, суд, принимая во внимание наличие вступившего в законную силу решения Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ полагает целесообразным обязать ответчика издать распоряжение о присвоении земельному участку с кадастровым номером № нового адреса.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Софроновой В.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 25.07.2022 №908 «Об аннулировании адреса, отмене распоряжения Управления архитектуры Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 12.05.2022 №636.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска издать распоряжение о присвоении земельному участку с кадастровым номером № нового адреса.
В удовлетворении остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И.Надршина