Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2174/2017 ~ М-1458/2017 от 28.03.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу

ДД.ММ.ГГГГ г. Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ланских С.Н.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара о назначении пенсии по случаю потере кормильца,

установил:

ФИО2 обратилась с указанным иском к УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, в обоснование требований ссылаясь на то, что она является вдовой полковника в отставке ФИО5- инвалида второй группы по причине «заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право на пенсию по случаю потере кормильца.

Согласно ст.29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по случаю потере кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

Истцом было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ. в УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара о назначении пенсии по случаю потере кормильца.

ДД.ММ.ГГГГ. было получено письмо УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара об отказе в назначении данной пенсии. Считает действия ответчика противозаконными.

Просила назначить ей, ФИО2, как вдове умершего чернобыльца-инвалида второй группы ЧАЭС, пенсию по случаю потере кормильца.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования и довлды иска полностью поддержала. Пояснила, что отказ УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара в назначении пенсии по случаю потере кормильца считает незаконным по тем основаниям, что она является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой, ей должна быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, если установлена причинная связь смерти кормильца с военной травмой.

Председателем Самарской областной организации "Союз "Чернобыль России" был сделан запрос в ОПФ РФ по Самарской области, согласно ответу на который, назначение пенсии по случаю потери кормильца производится независимо от других видов пенсий, пособий и доходов на основании ч.2 ст. 29 Закона № 1244-1. Она предоставила заключение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что причина смерти мужа связана с последствиями ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому имеются все основания для назначения ей пенсии по случаю смерти кормильца. В настоящее время она получает две пенсии: пенсию в УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара по достижению ею пенсионного возраста и пенсию по линии Минобороны по случаю потери кормильца

(мужа).

В судебном заседании представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, Капелюшная А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования на признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии от 17.02.2017г.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.01 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрен перечень граждан, которым предоставляется право на одновременное получение двух пенсий.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Указанный закон определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.

Согласно ч. 2 ст. 7 названного Закона супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Одной из таких других пенсий является трудовая пенсия по старости, которая, как указано в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначается женщинам по достижении ими возраста 55 лет.

На основании ст. 30 указанного Закона РФ супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу п. "а" ст. 21 указанного Закона инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В статье 8 Закона N 4468-1 установлено, что военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительные льготные условия назначения пенсий.

В п. п. 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются действия настоящего закона, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).

В части 3 указанной статьи предусмотрено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий, доходов

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о назначении ей пенсии по потере кормильца как вдове умершего чернобыльца-инвалида второй группы, указав, что получает пенсию по линии Министерства обороны РФ.

УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара своим решением от ДД.ММ.ГГГГ. отказало истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании п.5 ч.3 ст.3 Федерального Закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по причине получения ФИО2 пенсии по случаю потери кормильца в ведомстве Министерства Обороны России. В соответствии с вышеуказанным законом право на одновременное получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семей граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости. Также ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно справке Военного комиссариата Промышленного района г.Самары Самарской области Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является вдовой полковника в отставке ФИО5-инвалида второй группы по причине «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и получает пенсию по потере кормильца.

Доводы истца о том, что согласно ст.29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по случаю потере кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, нельзя признать обоснованным.

Истцу может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца по нормам пункта 3 статьи 17 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости, или трудовая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия по нормам статьи 18 указанного Закона (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).

Одновременное же получение пенсии по случаю потери кормильца за счет средств Министерства обороны и пенсии по потере кормильца, а также трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данным Законом не предусмотрено.

Законом от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсия по случаю потери кормильца назначалась независимо от других видов пенсий. Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении", устанавливая конкретные виды пенсий членам семьи указанных граждан, ввел новое, отличное от прежнего законодательства, правовое регулирование. Следовательно, нормы Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 в этой части стали противоречить нормам Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, и, соответственно, не могут применяться.

Доводы истца о том, что законом не установлен запрет получения пенсий в разных ведомствах, является необоснованным, поскольку, реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Исключение из этого правила предусмотрено в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который определяет категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 3, пп. 11 п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 17 указанного Закона.

При таких установленных по делу обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истца о назначении пенсии по случаю потере кормильца, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара о назначении пенсии по случаю потере кормильца, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.Н. Ланских

******

2-2174/2017 ~ М-1458/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фадеева Т.Н.
Ответчики
УПФ РФ Промышленного и Кировского района г.Самары
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Ланских С. Н.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
28.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2017Передача материалов судье
29.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее