дело № 2-3780/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Великий Новгород |
4 сентября 2017 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Лобазниковой Е.Р.,
прокурора на правах истца – помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области Морозова А.А.,
представителей ответчика – ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России – Горкунова А.В., Кутузовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области в защиту интересов Германа С.В. к ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратился прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области, действуя в интересах Германа С.В., с заявлением об обязании ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести в полном объеме профилактический осмотр осужденному.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области проведена проверка исполнения ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России требований законодательства о медицинском обеспечении осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области. В ходе проверки установлено, что полный профилактический осмотр с проведением всех необходимых процедур и исследований осужденному Герману С.В. не проведен.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем основаниям. Представители ответчика требования прокурора не признали, пояснив, что к настоящему времени медицинский осмотр в отношении осужденного проведен частично. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени его проведения надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1); в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (часть 2).
Согласно статье 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1); при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (часть 3); порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 данной статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Во исполнение приведенных законоположений совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года № 640/190 утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу.В силу пунктов 41, 42 данного Порядка осужденные, прибывшие в ИУ, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток; по прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний; в течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья; дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания.
В соответствии с пунктом 43 названного Порядка профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год; два раза в год проходят профилактические медицинские осмотры осужденные, отбывающие наказание в тюрьмах и других ИУ при камерном содержании, а также несовершеннолетние осужденные, в том числе отбывающие наказание в воспитательных колониях; график проведения этих осмотров утверждается начальником ИУ; в соответствии с графиком начальник медицинской части организует осмотр осужденных силами врачей медицинской части с привлечением необходимых врачей-специалистов лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений УИС; в осмотре обязательно принимают участие терапевт, психиатр, стоматолог (зубной врач), педиатр (в ВК и домах ребенка).
Пунктом 45 Порядка предусмотрено, что в ходе осмотра проводится:
- сбор анамнестических данных, жалоб;
- антропометрическое исследование (рост, масса тела);
- объективное исследование по органам и системам;
- определение остроты зрения и слуха;
- гинекологический осмотр женщин: пальпаторное исследование грудных желез, взятие мазка для цитологического исследования из влагалища, уретры и при наличии отделяемого - из сосков грудных желез, у девушек - пальцевое исследование через прямую кишку (по показаниям);
- пальцевое исследование прямой кишки лицам старше 40 лет;
- туберкулинодиагностика в установленном порядке;
- анализ крови;
- общий анализ мочи;
- ЭКГ (с 15 лет – 1 раз в 3 года, с 30 лет – ежегодно);
- флюорография (рентгенография) органов грудной клетки – 1 раз в 6 месяцев;
- пневмотахометрия, спирометрия.
Результаты профилактического осмотра вносятся в медицинскую карту амбулаторного больного.
Судом установлено, что Герман С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Новгородской области по приговору суда с сентября 2011 года.
Из представленных суду документов следует, что в нарушение пунктов 43, 45 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, в течение последнего года профилактический медицинский осмотр в полном объеме в отношении Германа С.В. не проведен, в частности не проведены туберкулинодиагностика в установленном порядке, анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, пневмотахометрия, спирометрия, осмотр психиатра, стоматолога (зубного врача).
Указанные обстоятельства признаются обеими сторонами по делу.
Обязанность по проведению профилактического медицинского осмотра осужденных, согласно пункту 2 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу и Уставу ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России возложена на ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России.
Следовательно, требования прокурора об обязании ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России провести в отношении осужденного профилактический медицинский осмотр в полном объеме являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком настоящего решения, суд учитывает мнения сторон, время, необходимое для организации соответствующих мероприятий, и согласно части 2 статьи 206 ГПК Российской Федерации полагает необходимым определить этот срок – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 53 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░ |
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.