Судья: Зотова С.В. Дело № 33а-23412/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Фрейдине В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июля 2018 г. административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Красногорск Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 25 июля 2018 г. по административному исковому заявлению Купреянова <данные изъяты> об оспаривании бездействия и решения администрации городского округа Красногорск Московской области от 26 июля 2018 г. об отказе в согласовании места проведения публичного мероприятия, о возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя администрации городского округа Красногорск Московской области – Голубева А.Н., Юдина А.А., представляющего также интересы Купреянова П.Я. и Пархоменко Г.В.,
у с т а н о в и л а :
Купреянов П.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения администрации городского округа Красногорск Московской области от 26 июля 2018 г. в несогласовании места проведения 28 июля 2018 г с 11:00 до 14:30 публичного мероприятия в форме митинга на площади у ДК «Подмосковье» в г. Красногорске Московской области и бездействие по исполнению обязанности довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Мотивировал тем, что указанное в оспариваемом решении основание для отказа – проведение земляных работ в заявленном для митинга месте, не соответствует действительности.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 25 июля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Администрация городского округа Красногорск Московской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене.
Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения и бездействия административного ответчика исходя из того, что при проведении выездного судебного заседания (25 июля 2018 г.) визуально было определено, что площадь у ДК «Подмосковье» открыта для свободного доступа всех граждан, не огорожена, работы ведутся в непосредственной близости от здания ДК «Подмосковье», место ведения работ огорожено. Орган местного самоуправления не исполнил обязанность довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия.
С такими выводами суда согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Такой совокупности условий по настоящему делу судебной коллегией не установлено, а при отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемые решение и действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пунктом 1 статьи 3 которого предусмотрено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности – соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона (пункт 1); не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункт 2).
Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что Купреянов П.В. 13 июля 2018 г. подал в администрацию городского округа Красногорск Московской области уведомление о намерении провести 28 июля 2018 г. с 11:00 до 14:30 по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 3 (площадь перед зданием ДК «Подмосковье»), митинг, целью которого является выражение недоверия политике губернатора Московской области Воробьёва А.Ю., сообщение о совершении должностных преступлений главой городского округа Красногорск Московской области Хабировым Р.Ф., предложить ему добровольно уйти в отставку, добиться назначения прямых выборов главы городского округа Красногорск Московской области, с предполагаемым количеством участников до 1000 человек.
Администрация городского округа, рассмотрев указанное выше уведомление, письменно сообщила Купреянову П.В., что согласовать проведение заявленного публичного мероприятия не представляется возможным, так как на основании ордера от 16 мая 2018 г. № 514, действующего до 15 августа 2018 г., в заявленном месте проводятся земляные работы. Предложила самостоятельно определить с учетом максимальной вместимости место, дату и время проведения митинга и направить уведомление.
В силу статьи 8 названного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1); органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 11).
Согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденному распоряжением Главного управления территориальной политики Московской области от 14 августа 2014 г. № 4, в городском поселении Красногорск местом для проведения публичных мероприятий с максимальной вместимостью 1 000 человек является площадь у ДК «Подмосковье» (ул. Ленина, дом 3).
Из содержания выданного ООО «Блокмонтаж» на производство земляных работ на указанной площади ордера от 7 декабря 2017 г. № 514 следует, что срок его действия продлен до 15 августа 2018 г. Следовательно, начало проведения земляных работ на площади возможно в любое время, в том числе 28 июля 2018 г.
Кроме того, судом установлено, что работы ведутся в непосредственной близости от здания ДК «Подмосковье», место ведения работ огорожено. Однако доказательств, что оставшаяся неогороженная часть площади у ДК «Подмосковье» позволяет вместить 1000 человек для проведения публичного мероприятия, в материалах дела не имеется.
Поскольку на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить при проведении публичного мероприятия общественный порядок и безопасность граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время) и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, то администрация правомерно предложила организатору публичного мероприятия для проведения митинга избрать альтернативное место, права участников митинга на свободу выражения своего мнения не ограничила.
Судебная коллегия приходит к выводу, что администрация городского округа Красногорск выполнила требования закона при согласовании места проведения публичного мероприятия, и принимает во внимание то обстоятельство, что проведение публичного мероприятия с предполагаемым количеством 1000 человек вблизи осуществления ремонтных работ на площади ДК «Подмосковье» создаёт угрозу безопасности как для участников публичного мероприятия, так и для лиц, которые могут находиться в месте его проведения, и общественного порядка.
Ссылка представителя административного истца – Юдина А.А. на то, что в ордере от 16 мая 2018 г. № 514 на проведение земляных работ не указан кадастровый номер земельного участка, в отношении которого он выдан, тогда как по адресу нахождения площади сформировано несколько земельных участков, несостоятельна. В уведомлении Купреянов П.Я. также не указывает кадастровый номер земельного участка для проведения митинга.
Орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» разъяснено, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). Неисполнение органом публичной власти иных обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях, также не может расцениваться как отказ данного органа в согласовании проведения публичного мероприятия.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает, что оспариваемое решение принято администрацией в пределах предоставленных полномочий, уведомление рассмотрено в установленный законом срок, ответ мотивирован, не содержит отказа в проведении публичного мероприятия.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения публичного мероприятия в ином месте либо, что проведением митинга в не указанном в уведомлении месте не будет достигнута его цель, административный истец ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с постановлением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Красногорского городского суда Московской области от 25 июля 2018 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Купреянова <данные изъяты> отказать.
Председательствующий
Судьи