Дело №2-2071/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2014 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Яринской Ю.А.
при секретаре Богдан А.В.,
с участием истца Колесниченко А.П.,
представителя ответчика Решетниковой Г.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниченко А. П. к государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда социального страхования по Пермскому краю о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Колесниченко А.П. обратился в суд с иском к ответчику с требованием о компенсации морального вреда в сумме -СУММА-.
Требования мотивировал тем, что он является инвалидом третьей группы бессрочно. Начиная с 2006 года он обращался к ответчику за получением путевки на санаторно-курортное лечение. Однако ответчик, вопреки целям создания, регулярно создает ему препятствия в реализации его права на ежегодное санаторно-курортное лечение, что подтверждается решениями судов, из которых следует, что он вынужден постоянно обращаться за судебной защитой своих прав для понуждения ответчика к выполнению обязанностей по обеспечению санаторно-курортной путевкой.
В результате противоправных препятствий ответчика по добровольному ежегодному обеспечению его путевками он постоянно испытывает страдания, которые следует определять как чувства, эмоции в виде отрицательных переживаний. Страдания сопровождаются состоянием тревоги и страха за свою жизнь и здоровье. В связи с этим истец просит взыскать с ответчика компенсацию за причиненный моральный вред в сумме -СУММА-.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав истца, представителя ответчика, заслушав свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми, не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда (статья 12 ГК РФ).
Частями 1 и 2 ст. 1099 ГК РФ предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При этом следует учитывать, что ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.
Статьей 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 01.01.1995 года, указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (статья 151 ГК РФ).
В силу положений ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, том числе результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.
На правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 ГК РФ, и для возложения ответственности за причинение морального вреда необходимо установление состава правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 1100 ГК РФ).
Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений ст. ст. 16, 1064 ГК РФ. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также наличием причинно-следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) ответчиков и наступившим вредом.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, Колесниченко А.П. <данные изъяты> и имеет право на получение санаторно-курортной путевки.
Решением Ленинского районного суда от 30.03.2007 года, решениями Свердловского районного суда г. Перми от 10.09.2007 года, 09.07.2008, 29.09.2009, 12.10.2011, 23.08.2012, 14.10.2013 года исковые требования Колесниченко А.П. об обязании предоставить путевки на санаторно-курортное лечение были удовлетворены и на ответчика была возложена обязанность по обеспечению Колесниченко А.П. санаторно-курортной путевкой за 2006, 2007, 2008, 2009, 2012, 2013 год.
По утверждению истца, в результате противоправных действий ответчика по добровольному ежегодному обеспечению его путевками он постоянно испытывает страдания, которые следует определять как чувства, эмоции в виде отрицательных переживаний. Страдания сопровождаются состоянием тревоги и страха за свою жизнь и здоровье. В связи с этим истец просит взыскать с ответчика компенсацию за причиненный моральный вред в сумме -СУММА-.
Суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что действия ответчика были направлены на причинение вреда здоровью истца, а также доказательства, свидетельствующие о том, что такой вред действительно был причинен истцу ответчиком. Право Колесниченко А.П. на обеспечение санаторно-курортной путевкой является его имущественным правом, поэтому все действия, связанные с не представлением истцу данной путевки, являются нарушением его имущественных прав. Однако Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О защите прав инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и иными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидов, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина. Кроме того, суд учитывает то факт, что Фонд социального страхования осуществляет организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете. Доказательств свидетельствующих об уклонении ГУ ФСС РФ Пермского края от предоставления Колесниченко А.П. путевки, либо о каких либо иных действий, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении возложенных на ГУ ФСС обязанностей в отношении истца суду не представлено. Таким образом, вина ГУ ФСС также не установлена, в то время как из совокупного анализа вышепривиденных норм закона установление вины является необходимым условием для возложения ответственности.
С учетом приведенных обстоятельств требование истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Колесниченко А. П. к государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда социального страхования по Пермскому краю о компенсации морального вреда отказать.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Яринская