Дело № 2-1963/2020
73RS0003-01-2020-002408-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 30 сентября 2020 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Михайловой О.Н.,
при секретаре Токуновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова В.П. к администрации города Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании права собственности на гаражный бокс,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.П. обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании права собственности на гаражный бокс.
В обоснование исковых требований указал, что на основании постановлении мэра г. Ульяновска от 25.03.1993 № 403 ПГСК «Кировец» был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: г.Ульяновск, <адрес>, для строительства индивидуальных боксовых гаражей на праве постоянного (бессрочного) пользования.
22.04.1994 мэрия г.Ульяновска передала ПГСК «Кировец» земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду до начала строительства.
04.08.1995 Инспекцией Государственно-архитектурного строительного надзора РФ было выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ № 59 сроком действия до 04.08.1996.
Истец является членом ПГСК «Кировец» с января 2012 года, выполняет обязанности члена кооператива, исправно оплачивает членские взносы. Гараж приобрел по договору купли-продажи у Дырченковой З.П. 19 января 2012 года.
Поскольку ПГСК «Кировец» не была произведена сдача по окончании строительства всего гаражного блока государственной приемочной комиссией в установленном порядке, истец оказался лишенным возможности зарегистрировать право собственности на свой гараж.
В связи с чем, просит признать за ним право собственности на гаражный бокс № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г.Ульяновск, <адрес> <адрес>, в потребительском гаражно-строительном кооперативе «Кировец».
Истец Кузнецов В.П. и его представитель Жничков В.Н. в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены.
Представитель ответчика администрации г.Ульяновска извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении требований истца к администрации г. Ульяновска отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета судебного разбирательства, АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», МУП «Ульяновскводоканал» извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в своё отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета судебного разбирательства, ПАО «МРСК Волги», УМУП «Ульяновская городская теплосеть» извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в своё отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ПКСК «Кировец», Управления Росреестра по Ульяновской области, ООО «Газпром и газораспределение Ульяновск», МУП «Ульяновская городская электросеть, Дырченкова З.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав и оценив письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
На основании п. 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Положениями статьи 550 ГК РФ установлено, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии с п. 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, переход и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Согласно положениям статей 165, 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости, а также сам договор продажи недвижимости подлежат государственной регистрации, несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, такая сделка считается ничтожной.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованным лицам предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Из ст. 12 ГК РФ следует, что граждане самостоятельно избирают способ защиты нарушенного права, незапрещенный законом, в том числе путем обращения за судебной защитой. При этом признание права осуществляется в судебном порядке.
В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
С учетом приведенного положения закона принадлежность имущества продавцу по регистрируемому переходу прав является обязательным условием, входящим в предмет доказывания по данному спору.
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В судебном заседании установлено, что постановлением мэра города Ульяновска от 25 марта 1993 года № 403 ГСК «Кировец» (в настоящее время ПГСК «Кировец») предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, <адрес>, для строительства индивидуальных боксовых гаражей на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства индивидуальных боксовых гаражей вместо металлических.
Распоряжением от 05.11.1993 г. Главы администрации Железнодорожного района г. Ульяновска № 405-р утверждена численность членов ГСК 181 человек. Гаражи обозначены номерными индексами.
Постановлением мэра г. Ульяновска от 22.04.1994 г. № 462 мэрия г.Ульяновска передала ПГСК «Кировец» земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. в аренду до начала строительства.
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора РФ разрешение на выполнение строительно-монтажных работ индивидуальных гаражей № 59 было выдано ГСК 04 августа 1995 года.
В 1995 году ПГСК «Кировец» проводило работу по согласованию границ гаражно-строительного кооператива и составлению проектной документации, однако работа не была завершена. В 2011 г, составлена горизонтальная съемка территории ПГСК «Кировец».
Протоколом общего собрания членов ГСК от 16.03.1996 г. № 4 постановлено одобрить строительство капитальных гаражей вместо металлических. Строительство вести блоками согласно Генплану.
Постановлением Главы администрации Железнодорожного района г. Ульяновска от 30.12.1999 г. № 1222 утвержден список граждан, принятых в члены ГСК «Кировец» в связи со строительством капитальных гаражей вместо металлических.
На основании Постановления главы г. Ульяновска от 3 ноября 2005 года №2667 земельный участок передан в аренду ПГСК «Кировец» на срок до 30 сентября 2008 года, заключен договор аренды от 08.12.2005 г. № 24-1-012639, в последующем в 2012 году срок аренды был продлен.
Земельный участок под ПГСК «Кировец» поставлен на кадастровый учет, границы участка определены, кадастровый номер №.
До настоящего времени ПГСК «Кировец» в эксплуатацию не введен.
На обращение ПГСК «Кировец» по вопросу выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию УАиГ Администрации г. Ульяновска 25.07.2017 г. указано, что необходимо предоставить разрешение на строительство гаражных боксов, которое Администрация г. Ульяновска не выдала. В связи с этим отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию ПГСК «Кировец».
По сведениям сетевых организаций их коммуникаций на территории ПГСК «Кировец» не имеется.
Согласно Уставу ПГКС «Кировец» кооператив является некоммерческой организацией и создан как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей в гаражах (п.1.3).
Кузнецов В.П. является членом ПГСК «Кировец» и пользуется гаражным боксом № с июля 2012 года, что подтверждается членской книжкой и справкой ПГСК «Кировец», списками членов ПГСК «Кировец», договором купли-продажи капитального гаража от 19.01.2012 года, заключенным с Дырченковой З.П.
Как следует из Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 октября 2008 г. №, с учетом положений ст. 6 ГК РФ, государственная регистрация возникающих в порядке ч. 4 ст. 218 ГК РФ прав на объект носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Изложенное согласуется с положениями п. 1 ст. 8 ГК РФ.
Аналогичная позиция изложена и в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Из вышеуказанного следует, что Кузнецовым В.П. приобретено право собственности на гараж с момента полной выплаты пая, независимо от момента государственной регистрации права собственности. Подтверждением возникновения права служит справка о произведенной выплате, выданная кооперативом.
Из технического плана помещения следует, что гаражный бокс № в ПГСК «Кировец» является нежилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно заключению эксперта АНО «<данные изъяты>» от 05.03.2020 г. № 022/20 гаражный бокс № ПГСК «Кировец» соответствует требованиям СНиП и другим строительным нормативным документам.
Суд не усматривает оснований не доверять вышеуказанному документу, поскольку он составлен компетентным должностным лицом уполномоченной организаций, с соблюдением формы, имеет необходимые реквизиты.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу п.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По данным ЕГРН зарегистрированные права на спорный гараж отсутствуют.
Установлено, что спорный гараж возведен на земельном участке, отведенном для этих целей, при этом объективных доказательств тому, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию (п.26).
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Учитывая, что истец является членом ПГСК, паевые взносы выплачены в полном объеме, истец принимал меры к легализации постройки, которая не нарушает чьи-либо права и интересы, земельный участок предоставлялся ПГСК для указанных целей, то исковые требования Кузнецова В.П. о признании права собственности на гаражный бокс № в ПГСК «Кировец» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кузнецова В.П. удовлетворить.
Признать за Кузнецовым В.П. право собственности на гаражный бокс №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: город Ульяновск, <адрес>, Потребительский гаражно-строительный кооператив «Кировец».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.
Судья О.Н. Михайлова