РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2018 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Григорьевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3925/18 по административному исковому заявлению Приходько М. П. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
У С Т А Н О В И Л:
Приходько М.П. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он заключил с Гайбель В.Е. и ЗАО «Гагаринец» договор № о переуступке прав на долевое участие в строительстве, по условиям которого к нему перешли права по долевому участию в строительстве кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, с последующей передачей в собственность однокомнатной квартиры за строительным номером 22, в 1 подъезде, на 4 этаже, общей площадью 44,51 кв.м, жилой 16,41 кв.м. Основанием для передачи прав является договор № долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЗАО «Гагаринец» и ООО «Бизнесстрой», договор № о переуступке прав на долевое участие в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЗАО «Гагаринец», ООО «Бизнесстрой» и Габель В.Е., документами подтверждающими оплату по договору: протоколом погашения взаимной задолженности за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы между ООО «Бизнесстрой» и ЗАО «Гагаринец», квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако жилой дом построен не был. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ ЗАО «Гагаринец» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования истца о передаче жилого помещения в виде однокомнатной квартиры на 4 этаже общей площадью 44,51 кв.м, жилой 16,41 кв.м, строительный №, в жилом доме по <адрес>: в сумме, уплаченной за жилое помещение, составляющей 555375 руб., включены в Реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО «Гагаринец». Поскольку строительство жилого дома так и не было завершено, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении его в реестр пострадавших граждан, приложив необходимый пакет документов, однако ответчик отказал ему во включении в указанный реестр, ссылаясь на пп.5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан в связи с непредставлением или представлением не в полном объеме, а равно представлением заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных п.6 Правил, установленных п.2 приложения 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Ссылаясь на нарушение своих прав как участника долевого строительства, застройщик которого не исполнил свои обязательства, на то, что оспариваемый отказ препятствует в дальнейшем получению каких-либо гарантий от государства, просит признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему во включении в реестр пострадавших граждан, обязать административного ответчика включить его в реестр пострадавших граждан, взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании административный истец Приходько М.П. и его представитель Щёлоков С.А. на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Министерства строительства <адрес> по доверенности Блинова М.В. в судебном заседании иск не признала по мотивам, изложенным в отзыве.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес> (ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>").
В соответствии с ч.7 ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В соответствии с приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
- неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
- привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
- неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства;
- отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
- необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
- отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Приходько М.П. заключил с Гайбель В.Е. и ЗАО «Гагаринец» договор № о переуступке прав на долевое участие в строительстве, по условиям которого к нему перешли права по долевому участию в строительстве кирпичного жилого дома по адресу: <адрес>, с последующей передачей в собственность однокомнатной квартиры за строительным номером 22, в 1 подъезде, на 4 этаже, общей площадью 44,51 кв.м, жилой 16,41 кв.м. Основанием для передачи прав является договор № долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЗАО «Гагаринец» и ООО «Бизнесстрой», договор № о переуступке прав на долевое участие в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЗАО «Гагаринец», ООО «Бизнесстрой» и Габель В.Е., документами подтверждающими оплату по договору: протоколом погашения взаимной задолженности за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы между ООО «Бизнесстрой» и ЗАО «Гагаринец», квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако жилой дом построен не был.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела о банкротстве ЗАО «Гагаринец» было удовлетворено заявление Приходько М.П. о включении в Реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО «Гагаринец» требования Приходько М.П. о передаче ему жилого помещения в виде однокомнатной квартиры на 4 этаже общей площадью 44,43 кв.м, жилой площадью 16,41 кв.м, строительный № в жилом доме по <адрес>: сумма, уплаченная за жилое помещение составляет 555375 руб., неисполненные перед застройщиком обязательства отсутствуют.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Приходько М.П. обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Приходько М.П. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 5 пункта 10 правил ведения реестра.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Приходько М.П. административным ответчиком было направлено уведомление о принятом решении об отказе во включении в реестр пострадавших граждан (письмо №) в соответствии с подпунктом 5 пункта 10 правил ведения реестра пострадавших граждан, в связи с непредставлением или предоставлением не в полном объеме, а равно предоставлением заведомо ложных и (или) недостоверных документов из числа предусмотренных пунктом 6 Правил, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Согласно пункта 6 Правил решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
Между тем, отказ Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленный административному истцу письмом №, не мотивирован ни одним из приведенных оснований, в отказе административным ответчиком не указано, какой (какие) документ заявителем не представлен или представлен не в полном объеме, либо представлены заведомо ложные и (или) недостоверные документы, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что Приходько М.П. не были представлены платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору уступки договора участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта.
Между тем, в соответствии с условиями договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ основанием для передачи прав является договор № долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Заказчиком (ЗАО «Гагаринец») и Дольщиком (ООО «Бизнесстрой»), договор № о переуступке прав на долевое участие в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Заказчиком (ЗАО «Гагаринец»), Дольщиком (ООО «Бизнесстрой») и Новым дольщиком (Габель В.Е.) (п.2.1 договора). «Заказчик» подтверждает, что на момент заключения настоящего договора стоимость указанной квартиры оплачена полностью (п.2.2 договора). Переуступка прав по настоящему договору производится за 555375 рублей. Указанную сумму «Новый дольщик» получил от «Правопреемника» (Приходько М.П.) до момента подписания настоящего договора (п.2.3 договора).
При этом документами, подтверждающими оплату по договору являются протокол погашения взаимной задолженности за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы между ООО «Бизнесстрой» и ЗАО «Гагаринец», квитанция к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт оплаты также подтверждается определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела о банкротстве ЗАО «Гагаринец», которым было удовлетворено заявление Приходько М.П. о включении в Реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО «Гагаринец» требования Приходько М.П. о передаче ему жилого помещения в виде однокомнатной квартиры на 4 этаже общей площадью 44,43 кв.м, жилой площадью 16,41 кв.м, строительный № в жилом доме по <адрес>, где указано, что сумма, уплаченная за жилое помещение составляет 555375 руб., неисполненные перед застройщиком обязательства отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Министерством строительства <адрес> принято незаконное решение об отказе о включении Приходько М.П. в реестр пострадавших граждан, чем нарушены права последнего, в связи с чем заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в части.
Вместе с тем, учитывая, что иные основания возможности или не возможности включения административного истца в спорный реестр уполномоченным органом - Министерством строительства <адрес> не проверялись, суд считает, что требования истца о включении его в спорный реестр заявлены преждевременно. Поскольку решение об отказе истцу во включении в спорный реестр на основании пп.5 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан признано судом незаконным, суд считает необходимым обязать Министерство строительства <адрес> вновь возобновить работу по заявлению Приходько М.П. с проведением соответствующей проверки для установления всех оснований для отказа или включения истца в реестр пострадавших граждан.
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно п.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что в соответствии с законом судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой состоялось решение, подлежат возмещению с другой стороны, суд считает возможным взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Приходько М. П. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Приходько М. П. во включении в реестр пострадавших граждан.
Обязать Министерство строительства <адрес> возобновить работу по заявлению Приходько М. П. и в течение одного месяца сообщить в Ленинский районный суд <адрес> и заявителю об исполнении решения суда.
Взыскать с Министерства строительства <адрес> в пользу Приходько М. П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь