Дело № 2-132/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чердынь 19 апреля 2019 года
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием помощника прокурора Чердынского района Артамонова Г.Е.,
представителя ответчика Цапановой Е.В., Дьяковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Макатуха Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Марии Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,
у с т а н о в и л:
Орлова М.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, указав, что с 29.12.2003 она работала в Управлении Пенисонного фонда Российской Федерации в Чердынском районе, с 01.07.2017 в должности руководителя группы персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями. 26.02.2019 была уволена по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата работников. При увольнении ответчик предлагал ей рабочее место в г. Соликамск, от которого она отказалась, в связи с отдаленностью от места проживания, более 100 км. Свое увольнение считает незаконным. В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.07.2018 №351п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Пермском крае», с 19.12.2018 Управление Пенсионного фонда в Чердынском районе присоединено к Управлению Пенсионного фонда в г. Соликамске и является межрайонным.
Согласно штатному расписанию, в составе Управления была создана обособленная клиентская служба (на правах отдела) в Чердынском районе, которая насчитывает 9 штатных единиц (руководитель и специалисты). Однако, при проведении организационно-штатных мероприятий ей были предложены не все имеющиеся вакансии, не было учтено ее преимущественное право оставления на работе, поскольку она имеет стаж работы более 15 лет и двоих несовершеннолетних детей. В связи с чем, просит восстановить ее на работе и взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
В судебное заседание истец не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Цапанова Е.В. исковые требования не признала и пояснила, что 26.12.2018 истцу было вручено уведомление о сокращении должности руководителя группы персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и предложена вакантная должность ведущего специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями УПФР в г. Соликамске Пермского края, с рабочим местом в г. Соликамске. Однако, от предложенной вакансии истец отказалась. По факту увольнения Орлова М.А. обращалась в инспекцию по труду, но никаких нарушений в данной части установлено не было. Должность руководителя клиентской службы, на которую претендовала истец, была предложена начальнику УПФР по Чердынскому району, которая занимала должность до реорганизации и является одиноким родителем. О процедуре реорганизации Орлова М.А. была уведомлена под роспись. Предложение о вакантных должностях ей также направлялись, о чем имеется почтовое уведомление.
Представитель ответчика Дьякова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно штатному расписанию, утвержденному приказом ОПФР по Пермскому краю от 19 декабря 2018 года № 470, в составе Управления созданы обособленные клиентские службы (на правах отдела) в Чердынском и в Красновишерском районах. Клиенсткая служба в Чердынском районе насчитывает 9 штатных единиц, при этом должность руководителя группы персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями УПФР в Чердынском районе сокращена. В УПФР в Чердынском районе насчитывалось 4 специалиста, относящихся к категориям лиц, обладающим гарантиями при расторжении трудового договора и 1 специалист относящийся к категории предпенсионного возраста.Также, в УПФР в Чердынском районе функционировала клиентская служба в количестве 3 специалистов. Специалистам данной клиентской службы, обладающим опытом непосредственной работы с клиентами, предложено перейти в обособленное подразделение клиентской службы (на правах отдела) в Чердынском районе, как имеющим приоритетное право при присоединении.Оставшаяся вакантная ставка специалиста-эксперта в клиентской службе (на правах отдела) в Чердынском районе была предложена работнику, занимавшему аналогичную должность, кроме того, данный работник является единственным кормильцем в семье. Должность которую занимала истец была единственной в структуре УПФР в Чердынском районе, в связи с чем, оснований для создания комиссии для решения преимущественного права оставления на работе не имелось. Проведение сравнительного анализа профессиональных качеств истца с профессиональными качествами специалистов по другим должностям не требовалось. В связи с чем, 26.12.2018 истцу было вручено уведомление о сокращении должности и предложена вакантная должность ведущего специалиста- эксперта отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями УПФР в г. Соликамск Пермского края (межрайонного) с рабочим местом в г. Соликамске. По факту увольнения истец обращалась в инспекцию по труду, однако нарушений в данной части выявлено не было.
Оценив пояснения представителей ответчика, исследовав представленные документы, заслушав заключение прокурора полагающего, что иск удовлетворению не подлежит, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В силу части 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
В силу статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора от 29.12.2003 Орлова (Калинина) М.А. была принята на должность специалиста 1 категории отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц в ГУ - Управление (отдел) Пенсионного фонда Российской Федерации по Чердынскому району. С 01.07.2017 переведена на должность руководителя персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.07.2018 №351п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Пермском крае» Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердынском районе Пермского края (далее- УПФР в Чердынском районе) и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красновишерском районе Пермского края присоединены к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. СоликамскеПермского края, которое с 19 декабря 2018 года является межрайонным.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 19.12.2018 № 470, в составе межрайонного Управления созданы обособленные клиентские службы (на правах отдела) в Чердынском и в Красновишерском районах. Клиенсткая служба в Чердынском районе насчитывает 9 штатных единиц, при этом должность руководителя группы персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями УПФР в Чердынском районе сокращена.
26.12.2018 Орловой М.А. было вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи сокращением штата и предложена вакантная должность ведущего специалиста - эксперта отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями с рабочим местом в г. Соликамск.
От предложенной вакантной должности Орлова М.А. отказалась.
26.02.2019 трудовой договор с Орловой М.А. был расторгнут на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оснований для признания обоснованными доводов истца о том, что при увольнении работодателем не было учтено ее преимущественное право оставления на работе, суд не находит, поскольку по смыслу ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации такое право на оставление на работе не учитывается работодателем, если у него отсутствуют должности, аналогичные сокращаемой. В связи с тем, что из штатного расписания были исключены все единицы по должности, которую занимал истец, работодатель не был обязан исследовать вопрос о преимущественном праве работника на оставление на работе.
Как следует, что письменных доводов Орловой М.А. она претендовала на должность руководителя клиентской службы с местом работы в г. Чердынь, поскольку, по мнению истца, эти должности предполагают сходные функциональные обязанности.
В судебном заседании установлено, что должность нового штатного расписания - специалиста-эксперта в клиентской службе (на правах отдела) в Чердынском районе была предложена работнику, занимавшему аналогичную должность, кроме того, данный работник - ФИО7 является единственным кормильцем в семье. Другие вакансии в клиентской службе (на правах отдела) в Чердынском районе отсутствуют.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 63, от 28.09.2010 N 22), право определять штат и численность работников принадлежит исключительно работодателю, который, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации права, в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).
Таким образом, принятие кадровых решений относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения закрепленного Трудового кодекса Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Поскольку Орловой М.А. с соблюдением трудового законодательства предлагались имеющиеся в организации вакантные должности, от замещения которых истец отказалась, суд не усматривает нарушения работодателем при увольнении работника положений ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Орловой Марии Александровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.
Председательствующий: Е.В. Акладская