Решение по делу № 2-311/2020 от 22.05.2020

Дело №2-311/2020 (УИД: 48RS0008-01-2019-000613-79)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2020 года п.Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Меньшиковой О.В.,

при секретаре Бредихиной С.Б.,

с участием представителя истца Крянга Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-311/2020 по исковому заявлению военного прокурора Тамбовского гарнизона, обратившегося в защиту Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по регистрации прав на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Тамбовского гарнизона в защиту Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по регистрации прав на недвижимое имущество. В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами законодательства о сохранности федеральной собственности. В процессе проверки установлено, что объекты недвижимого имущества военного комиссариата Добринского района Липецкой области: административное здание (площадью 659,4 кв.м.), гараж (площадью 310 кв.м.) и пристройка (площадью 5,2 кв.м.), расположенные по адресу: <адрес>, по настоящее время на государственный кадастровый учет не поставлены, право собственности РФ, постоянного пользования МО РФ и оперативного управления МО РФ не зарегистрировано. Указанное бездействие является нарушением законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество РФ, ставит под угрозу оборону и безопасность РФ. Просит суд признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не принятием мер для государственной регистрации права собственности РФ и права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на объекты недвижимого имущества военного комиссариата <адрес>: административное здание площадью 695,4 кв.м., гараж площадью 310 кв.м., и пристройка площадью 5,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать Министерство обороны РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда произвести государственную регистрацию права собственности РФ и права оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на объекты недвижимого имущества военного комиссариата Добринского района Липецкой области: административное здание площадью 695,4 кв.м., гараж площадью 310 кв.м., и пристройка площадью 5,2 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

Заявленные требования рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от 15.07.2019 года к участию в деле привлечен ОВК по Добринскому району.

Определением суда от 25.05.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации».

В ходе рассмотрения дела представитель истца на основании доверенности Крянга Д.А. уточнил заявленные исковый требования, окончательно просил: признать бездействие ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не принятием мер для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на объекты недвижимого имущества военного комиссариата Добринского района Липецкой области: административное здание (площадью 423,4 кв.м.), гараж (площадью 115,8 кв.м.), гараж (площадью 46,8 кв.м.), расположенные по адресу: <адрес> – незаконным. Обязать ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на объекты военного комиссариата <адрес>: административное здание (площадью 423,4 кв.м.), гараж (площадью 115,8 кв.м.), гараж (площадью 46,8 кв.м.), расположенные по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адрес суда предоставил отзыв, согласно которому спорные объекты недвижимости, распорядительными документами, приказами Министра обороны Российской Федерации и приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации не закреплялись и на балансовом учете учреждения не состоят. Просит исключить ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России из числа ответчиков. Рассмотреть гражданское дело без участия представителя ФГБУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адрес суда предоставил возражение на исковое заявление, согласно которому полагает исковые требования необоснованными и незаконными, поскольку из искового заявления не усматривается какими именно действиями, бездействием должностных лиц Минобороны России нарушаются законные интересы Российской Федерации. Государственная регистрация права собственности в силу закона не является обязательной и носит исключительно заявительный характер. Доводы военного прокурора о нарушении интересов Российской Федерации несостоятельны, поскольку спорные объекты недвижимости принадлежат Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации независимо от постановки их на кадастровый учет либо государственной регистрации права собственности. Согласно пункту 5 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Из искового заявления военного прокурора не усматривается факт того, что спорные объекты недвижимости построены после вступления в силу настоящего Федерального закона и спорные правоотношения возникли после вступления указанного закона в силу. Из искового заявления военного прокурора усматривается, что прокурор требует устранить выявленные недостатки определенным способом путем совершения Министерством обороны Российской Федерации действий в отношении принадлежащего ему имущества, то есть требует разрешения в судебном порядке конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны Российской Федерации в отношении содержания и использования принадлежащих ему зданий и помещений. Вместе с тем правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имеется, такие правомочия принадлежат лишь собственнику указанного имущества - Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 ГК РФ обладает правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Просит исковые требования военного прокурора оставить без удовлетворения. Провести судебное заседание в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки в суд не сообщил.

Представитель военного комиссариата Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адрес суда предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель военного комиссариата Добринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки в суд не сообщил.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Крянга Д.А. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В соответствии со п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

Согласно положениям п. 12 ст. 1, ст. 11, ст. 11.1, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 1).

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, согласно пп. 71 п. 7 которого Минобороны России в числе прочего осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Согласно Уставу Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центральное ТУИО») является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получение кадастровых паспортов и иных документов, осуществление действий по внесению в реестр федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за учреждением. Учредителем ФГКУ «Центральное ТУИО» является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении ФГКУ «Центральное ТУИО» осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. ФГКУ «Центральное ТУИО» непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (п.1 ст.69 ФЗ О государственной регистрации недвижимости).

Судом установлено, что административное здание (лит. А) военного комиссариата Добринского района Липецкой области с гаражом (лит. Б), площадью 115,8 кв.м. и гаражом (лит. Б1) площадью 46,8 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, являются федеральной собственностью, включены в реестр федерального имущества. Согласно выпискам из реестра федерального имущества, представленным МТУ Россимущества в Тамбовской и Липецкой областях, правообладателем указан Военный комиссариат Липецкой области, дата ввода в эксплуатацию административного здания – 1975 год.

В соответствии с ч.ч. 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Право собственности и право оперативного управления на вышеуказанное здание с гаражами не зарегистрировано.

В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Исходя из изложенного, спорное имущество является собственностью Российской Федерации в силу закона.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности ст.ст. 130, 131 ГК РФ, а также Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не возлагают обязанность на ответчиков (пользователя, собственника объекта недвижимости) обязанность обратиться за осуществлением регистрации своего права, такие действия производятся по усмотрению заявителя и не ограничены каким-либо сроком, а их невыполнение не является нарушением законодательства.

Довод представителя истца о том, что отсутствие права оперативного управления может привести к невозможности надлежащим образом осуществлять право владения, пользования и распоряжения спорным имуществом, является несостоятельным, так как в силу п.п.1,2 ст.209 ГК РФ Министерству обороны РФ принадлежит право по своему усмотрению совершать действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, в том числе, передаче имущества в оперативное управление определенным субъектам.

Суд не может согласиться с доводами представителя истца о том, что отсутствие государственной регистрации права и права оперативного управления не позволит установить ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и исправное состояние спорного имущества; может привести к аварийным ситуациям; создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, привести к злоупотреблению правом, как со стороны пользователей, так и со стороны третьих лиц, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела, не подтверждаются собранными по делу доказательствами. Имущество Вооружённых сил является собственностью Российской Федерации в силу закона из состава федеральной собственности и из владения Министерства обороны России не выбывало, а право собственности, возникшее в силу закона, не прекращалось.

Ввиду чего выводы суда о нарушении интересов РФ несостоятельны, поскольку спорные объекты недвижимости принадлежат РФ в лице Минобороны РФ независимо от регистрации права собственности Российской Федерации.

Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца. В данном случае права Российской Федерации не нарушены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований военного прокурора Тамбовского гарнизона, обратившегося в защиту Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по регистрации прав на недвижимое имущество отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Добринский районный суд.

Председательствующий О.В. Меньшикова

Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года.

2-311/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Тамбовского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
Управление Федеральной службы государстенной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Добринский районный суд Липецкой области
Судья
Меньшикова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
dobrinsud.lpk.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
25.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее