Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-134/2022 от 09.08.2022

Мировой судья Мороз М.Ю. Гр.д.11-134/2022

№2-674/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ /апелляционное/

05 сентября 2022 г. г.о. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,

при секретаре Долгаевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А., Беляевой А.А. на решение мирового судьи судебного участка №8 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 25 мая 2022г. по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А., Беляевой А.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом определения от 03.06.2022 которым постановлено:

«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А., Беляевой А.А. удовлетворить частично.

«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» к Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А., Беляевой А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А. и Беляевой А.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» суммы задолженности соразмерно доли в праве общей долевой собственности ( доли) за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере руб.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.»,

В редакции определения об исправлении описки от 03.06.2022, которым постановлено: «Внести в резолютивную часть решения мирового судьи судебного участка №8 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 25.05.2022 исправления, следует читать «Взыскать с Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А. и Беляевой А.А. в равных долях в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» суммы задолженности соразмерно доли в праве общей долевой собственности ( доли) за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере руб. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.»

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Беляевой О.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав, что истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. Ответчик является собственником доли объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. <адрес> объекта недвижимости составляет кв.м. Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом. В адрес ответчика региональным оператором были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием: фамилии, имени, ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты, которые по своему содержанию являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензий. Однако обязательство по оплате оказанных региональным оператором услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено должником, в связи с чем за указанный период образовалась задолженность, которая составляет соразмерно доли в размере руб. Истцом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ? доли в сумме руб. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей было отказано в вынесении судебного приказа о взыскании с Беляевой О.А. задолженности по предоставленным услугам ТКО, поскольку она в спорный период являлась несовершеннолетней. До настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность соразмерно доли за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере руб.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А., Беляевой А.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере руб.

Мировым судьей постановлено указанное выше решение в редакции определения об исправлении описки от 03.06.2022г.

Не согласившись с данным решением, законные представители несовершеннолетнего ответчика Беляевой О.А.- Беляев А.А., Беляева А.А. подали апелляционную жалобу, в которой просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании апелляционной инстанции законный представитель несовершеннолетнего ответчика Беляевой О.А.- Беляева А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Просила решение мирового судьи отменить, в удовлетворении иска ООО «ЭкоСтройРесурс» отказать.

Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Представил возражения на апелляционную жалобу, согласно которым просил решение мирового судьи оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу требований ст. ст. 167, 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей главой.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

На основании ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав законного представителя несовершеннолетнего ответчика Беляевой О.А.- Беляеву А.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

01.11.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.

Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019г.

В соответствии с пунктом 148 (30) правил №1156, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.

При этом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил №1156).

В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.

В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении №2 к Правилам №354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск. Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.

Таким образом, в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 к Правилам №354, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет 598 рублей 16 копеек.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и в последствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

В связи с этим, при заключении договора указывается дата начала оказания услуги, начисления также производятся с данной даты.

Ответчику Беляевой О.А. с ДД.ММ.ГГГГ. на праве собственности принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Ответчиком услуги по обращению с ТКО не оплачивались, что послужило основанием для обращения истца за вынесением судебного приказа.

25.12.2020 мировым судьей судебного участка №8 Кировского судебного района г. Самары Самарской области вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа, поскольку должник является несовершеннолетней, отсутствуют сведения о родителях.

25.03.2022 истец обратился с исковым заявлением к мировому судье судебного участка №8 Кировского судебного района г.Самары Самарской области.

Согласно карточке расчетов, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ООО "ЭкоСтройРесурс" оказана ответчику услуга по обращению с ТКО на сумму ., обязательство по оплате которых ответчиком не исполнено.

При определении размера задолженности, суд первой инстанции исходил из расчета, представленного ООО "ЭкоСтройРесурс".

Указанный расчет судом проверен, признан арифметически верным и произведенным в соответствии с нормами действующего законодательства.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик свои обязательства по оплате оказанных истцом услуг по обращению с ТКО надлежащим образом не исполнял, в результате чего образовалась задолженность. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Применяя к заявленным требованиям срок исковой давности, суд исходил из требований ст. ст. 195, 196, ч. 1 ст. 204 ГК РФ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абз. 2 п. 18 Постановления Пленума от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, и пришел к выводу о том, что истец имеет право на взыскание задолженности с ответчика за период с 01.03.2019г. по 31.10.2020г., которая составляет 4037,10 руб.

С учетом того, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в лице его законных представителей в равных долях в пользу истца суммы задолженности соразмерно доли в праве общей долевой собственности (1/4 доля в праве).

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в лице законных представителей в равных долях в пользу истца были взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является несостоятельным, так как данный договор является публичным в силу закона и не требует его заключения в письменной форме.

Довод стороны ответчика об удаленности контейнерной площадки, не пользование услугами по обращению с ТКО не свидетельствуют о незаконности судебного акта ввиду следующего.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641».

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Территориальная схема обращения с отходами Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области.

С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии с графиком вывоза ТКО и требованиями действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Ближайшая к дому, расположенному по адресу: <адрес>, контейнерная площадка, включенная в Территориальную схему, расположена по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. №471 утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ №1156 определено, что: «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Исходя из императивных указаний Федерального законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в частности постановления Правительства РФ № 1156, следует, что место накопления ТКО - это непосредственно контейнерная площадка, которая соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также включена в территориальную схему обращения с отходами.

Между тем, указанные выше положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.

Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области предусматривается Постановлением Правительства № 471, а именно, п. 15.2, согласно которому, включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Вместе с тем в соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области № 471 процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.

Согласно п. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - «Постановление Правительства № 1039»).

В силу положений п.5 постановления Правительства Самарской области № 471 создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в соответствии постановлением Правительства РФ № 1039.

Лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объём и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Следовательно, законодательство РФ возлагает обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах) на органы местного самоуправления. При этом стоит отметить, что создание контейнерной площадки и специальной площадки для складирования КГО невозможно без установки на них контейнеров и бункеров.

Таким образом, контейнеры могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.

Следовательно, количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами, а не Региональным оператором.

Таким образом, для создания места (площадки) накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства № 1156 Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО. В свою очередь под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО отходов и перемещению их в мусоровоз (п. 2 Постановления Правительства № 1156).

Исходя из общедоступности контейнеров для сбора ТКО и обязанности собственников ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно - правовыми актами способом, следует, что ответчик не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.

Региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему.

Действующее законодательство не возлагает на Регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.

При этом единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе VI Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1156.

Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> определен децентрализованный способ накопления ТКО, вывоз которого осуществляется в соответствии с графиком вывоза ТКО и требованиями действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Осуществляется 2 раза в неделю – в понедельник и четверг, что, в свою очередь, не противоречит требованиям о периодичности, установленным территориальной схемой Самарской области к «поведерному», децентрализованному способу накопления ТКО. Вывоз ТКО осуществляет МП г.о. Самара «Жиллидер».

Указанное обстоятельство полностью соответствует действующему законодательству в области обращения с ТКО.

Законодательством, регулирующим предоставление коммунальных услуг не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

Учитывая общедоступность включенных в территориальную схему контейнеров для накопления ТКО, а также обязанность собственника ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, следует, что собственник по адресу: <адрес> не лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО и вправе воспользоваться любой ближайшей контейнерной площадкой, откуда также осуществляется транспортирование ТКО.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые с ссылается как на основания своих требований и возражений.

Относительно довода апелляционной жалобы ответчика о несогласии со взысканием задолженности по оплате по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с не проживанием по адресу объекта, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.

Согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п. п. 148(22) - 148(37) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальные услуги собственникам жилых (нежилых) помещений Правилами № 354 не предусмотрен. Данная позиция также отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. № 301-ЭС20-4119.

Довод стороны ответчика о том, что Постановление Правительства РФ №1156 не распространяется на частные жилые дома, является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с п.8 (1) Правил № 1156, Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТБО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В соответствии со ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира; часть квартиры; комната.

Жилым домом признается индивидуально- определенное здание, которое состоит их комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Приказом №1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории Самарской области: …в том числе Самара на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.

Как установлено судом, ответчику принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности-жилой дом, что подтверждается выпиской из ЕГРН, данные сведения являются актуальными и достоверными.

Таким образом, начисление платы за услуги по обращению с ТКО производится Региональным оператором правомерно.

Доводы стороны ответчика о том, что приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 29.12.2018 года N 1023 в части установления в муниципальном образовании г.о. Самара норматива накопления твердых коммунальных отходов в расчетной единице - 1 кв. м общей площади в размере 0,091 куб. м. в год противоречит Конституции РФ, поскольку лишает возможности потребителей, проживающих в городских округах Самарской области, права требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, поскольку, законодательством РФ не установлен порядок перерасчета платы коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме, жилом доме, приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 года N 846 является действующим, и подлежит применению, основаны на неправильном понимании норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 24.10 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

На основании пункта 5 статьи 86 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года N 179-ГД, Правительство Самарской области формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью.

В соответствии с пунктом 35 постановления Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 337 "Об утверждении Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области", в рамках закрепленных предметов ведения Министерство утверждает нормативы потребления коммунальных услуг населением Самарской области (в том числе электроснабжение, газоснабжение, отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение).

В целях реализации своих полномочий Министерство вправе издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер, в порядке, установленном Законом Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области", согласно п. 2.3 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Пунктом 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг N 354.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области принят приказ от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения", которым утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещении, которые применяются для городских округов Самарской области, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы и установлено, что в муниципальных районах и в городских округах, не указанных в приложении 2 к настоящему приказу, действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов в домовладениях, установленные приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 года N 804.

С 01.01.2019 года Департамент ценного и тарифного регулирования Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, устанавливающим нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, в соответствии с Положением о Департаменте ценного и тарифного регулирования Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 N 582.

Принимая приказ от 29.12.2018 года N 1023, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области реализовало закрепленное в пункте 4(1) постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857 право на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городских округов Самарской области исходя из общей площади жилого помещения.

Таким образом, положения приказа от 29.12.2018 года N 1023 в части установления на территории городских округов Самарской области порядка осуществления оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и приняты министерством в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 24.10 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

На основании п. 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года N 269, нормативы могут устанавливать дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами,

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц,

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Таким образом, Министерство установило нормативы дифференцированно в отношении муниципальных образований на территории Самарской области, что согласуется с положениями п. 4 Правил.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил значимые по делу обстоятельства, дал правильную оценку представленным доказательствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

Определил:

    Решение мирового судьи судебного участка Кировского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в редакции определения об исправлении описки от 03.06.2022г. по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Беляевой О.А. в лице законных представителей Беляева А.А., Беляевой А.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу законных представителей несовершеннолетней Беляевой О.А.- Беляева А.А. и Беляевой А.А.– без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью в течение трех месяцев.

Председательствующий:         Т.С. Меркулова

11-134/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "Экостройресурс"
Ответчики
Беляев А.А.
Беляева А.А.
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Меркулова Т. С.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
09.08.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.08.2022Передача материалов дела судье
10.08.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
05.09.2022Судебное заседание
05.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Дело оформлено
03.10.2022Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее