Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-89/2015 ~ М-69/2015 от 01.06.2015

Дело № 2-89/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Звериноголовское. 30 сентября 2015 года.

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Антонова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Айдельдиновой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кочеулова Владимира Михайловича к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» о признании действий по не начислению и невыплате стимулирующих надбавок незаконными, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с учетом начисления и выплаты стимулирующих надбавок, исходя из средней заработной платы по Курганской области и взыскании выплат стимулирующего характера за март - июнь 2015 года в размере 20510 рублей,

установил:

Кочеулов В.М. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» о признании действий по не начислению и невыплате стимулирующих надбавок незаконными, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с учетом начисления и выплаты стимулирующих надбавок, исходя из средней заработной платы по Курганской области и взыскании выплат стимулирующего характера за март - июнь 2015 года в размере ... рублей.

В обоснование иска указал, что он работает учителем истории в МКОУ «Звериноголовская СОШ». Положением об оплате труда, установлении базовой части фонда оплаты, распределения стимулирующих и компенсационных выплат по МКОУ «Звериноголовская СОШ», утвержденном <дата> года, установлена система заработной платы педагогов в школе, в которую включаются: оклад по должности, повышающие коэффициенты компенсационного характера к окладу и выплаты стимулирующего характера, являющиеся обязательным условием для включения в трудовой договор. Определение размеров выплат стимулирующего характера производится по оценке деятельности работников за предыдущий период. Однако, с марта 2015 года, администрация школы прекратила производить выплаты стимулирующего характера, объясняя прекращение указанных выплат отсутствием финансирования. Указанные действия администрации школы являются незаконными. В МКОУ «Звериноголовская СОШ» система оплаты труда установлена в соответствии с положением об оплате труда, установлении базовой части фонда оплаты распределения стимулирующих и компенсационных выплат по МКОУ «Звериноголовская СОШ», Трудового Кодекса РФ, Постановления Правительства Курганской области от 20.05.2011 года № 210 «Об утверждении примерного Положения об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Курганской области», Постановления Администрации Звериноголовского района от 18.06.2013 года № 273 «Об утверждении положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Звериноголовского района». В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» средняя заработная плата работников образования устанавливается на уровне не ниже средней заработной платы в субъекте РФ. В 2015 году средняя заработная плата в Курганской области составляет 20630 руб., поэтому заработная плата должна ему начисляться и выплачиваться с учетом указанного условия. Средний размер стимулирующих надбавок, выплаченных ему за январь - февраль составил ... руб.... коп. в месяц, поэтому он имеет право на получение стимулирующих выплат за март и апрель 2015 года в таком же размере. В марте 2015 года стимулирующие выплаты ему не начислялись, в апреле 2015 года начислено и выплачено ... руб., в мае - ... руб. Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы составила с марта по май 2015 года ... руб. ... коп. Ссылки администрации школы о недостаточности денежных средств для выплаты заработной платы на уровне средней заработной за 2014 год являются необоснованными. Действия администрации школы по невыполнению условий оплаты труда существенно нарушают его право на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.

Просил признать действия администрации МКОУ «Звериноголовская СОШ» по не начислению и невыплате стимулирующих надбавок незаконными и обязать ответчика производить начисление и выплату заработной платы с учетом начисления и выплаты стимулирующих надбавок, исходя из средней заработной платы по Курганской области. Взыскать с ответчика в его пользу выплаты стимулирующего характера за март 2015 года - ... руб. ... коп., за апрель 2015 года - ... руб. ... коп., за май 2015 года - ... руб. ... коп., всего ... руб. ... коп.

В ходе судебного разбирательства истец Кочеулов В.М. исковые требования увеличил в части взыскания выплаты стимулирующего характера за июнь 2015 года ... руб. ... коп. и просит суд взыскать с ответчика в его пользу выплаты стимулирующего характера за март 2015 года - ... руб. ... коп., за апрель 2015 года - ... руб. ... коп., за май 2015 года - ... руб. ... коп., за июнь 2015 года - ... руб. ... коп., всего ... руб.

Определением Звериноголовского районного суда от 25.06.2015 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Районное управление образования Администрации Звериноголовского района. Определением Звериноголовского районного суда от 22.07.2015 года в связи с переименованием Районного управления образования Администрации Звериноголовского района в качестве ответчика указано Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации Звериноголовского района».

В судебном заседании истец Кочеулов В.М. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МКОУ «Звериноголовская СОШ» ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что Администрация МКОУ «Звериноголовская СОШ» не согласна с предъявляемой Кочеуловым В.М. суммой ... рублей. Согласно Положению об оплате труда, установлении базовой части фонда оплаты, распределения стимулирующих и компенсационных выплат по МКОУ «Звериноголовская СОШ», стимулирующие выплаты Кочеулову В.М. произведены в полном объеме в зависимости от начисленных баллов за его трудовую деятельность. В подтверждение имеются приказы о начислении стимулирующих выплат. Все начисленные денежные средства Кочеулову В.М. выплачены, задолженности по заработной плате не имеется. Просит суд в иске отказать.

Представитель ответчика МКОУ «Звериноголовская СОШ» ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, заработная плата выплачивается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением об оплате труда, установлении базовой части фонда оплаты труда, распределении стимулирующих и компенсационных выплат и начисляется каждому работнику индивидуально в зависимости от сложности, количества и качества выполняемой работы. Сравнение истцом заработной платы отдельных работников со средне областными показателями и заработной платой за предыдущие месяцы не имеет за собой нормативного обоснования. На основании Указа Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 года, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений должна быть не ниже, указанных значений в нем. Из чего следует, что размер средней заработной платы должен сложиться не ниже среднего значения по отдельным категориям работников, а не по отдельному работнику индивидуально. В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2013 года № ИР-485/08 «О дополнительных методических разъяснениях по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников», итоги расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников формируются за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (п.1 приложения 5 (Методика расчета фактического уровня средней заработной платы) к программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 года № 2190-р. В п. 3 Методики указано, что расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании обобщения по всем учреждениям социальной сферы, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников. Пункт 5 Методики предусматривает, что отношение средней заработной платы соответствующей категории работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации рассчитывается путем деления средней заработной платы по данной категории работников, исчисленной в соответствии с пунктом 3 Методики, на среднюю заработную плату по субъекту Российской Федерации. Средняя заработная плата в сфере образования по субъекту Российской Федерации исчисляется в соответствии с действующим порядком, путем деления суммы фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. Средняя заработная плата по региону должна быть не ниже. Доведение показателя средней заработной платы педагогических работников до уровня средней по региону, не означает, что каждый педагог должен получать среднюю заработную плату в конкретном субъекте Российской Федерации. Истцом неверно трактуются Указ Президента от 7.05.2012 года № 597. Согласно протоколу заседания комиссии, Кочеулову В.М. начислены баллы в 2015 году: за январь - 6, февраль - 7, март - 4, апрель - 3, май - 3, июнь - 1 балл. Согласно расчетному листу, стимулирующие выплаты за этот период Кочеулову В.М. начислены и выплачены. Полагаю, что заявленные истцом требования являются необоснованными, прошу в иске Кочеулову В.М. отказать.

Представитель ответчика МКУ «Управление образования Администрации Звериноголовского района» ФИО5 исковые требования не признала и пояснила, что заработная плата выплачена Кочеулову В.М. в полном объеме, а также стимулирующие выплаты в зависимости от заработанных баллов. В январе, феврале 2015 года заработная плата педагогам начислялась на основании писем Финансового управления Правительства области. В апреле 2015 года письма были отозваны, и дана рекомендация начислять заработную плату, исходя из средней по экономике по Курганской области. Денежные средства Кочеулову В.М. начислены и выплачены в полном объеме. За 8 месяцев 2015 года его средняя заработная плата составляет ... рублей. Просит суд в иске Кочеулову В.М. отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в своем отзыве просил суд рассмотреть дело без своего участия. По существу исковых требований Главное управление образования Курганской области указывало, что в соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Заработная плата работников образовательных учреждений состоит из окладов (должностных окладов), тарифных ставок, компенсационных и стимулирующих выплат.

В соответствии с пунктом 3 Примерного положения об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 20 мая 2013 года № 210 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Курганской области» (далее - Положение) условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.

В соответствии с п. 52 Положения, учреждение в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяет размер и порядок установления стимулирующих выплат. Согласно п. 53 Положения установление стимулирующих выплат, в том числе премиальных выплат, работникам учреждения производится с учетом: показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения; целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения; мнения представительного органа работников учреждения или на основании коллективного договора. Учреждение предусматривает следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество работы; премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год).

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций. МКОУ «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» не является подведомственной общеобразовательной организацией Главного управления образования Курганской области, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Звериноголовского района Курганской области. Также указывают, что Главное управление образования Курганской области не является уполномоченным органом на дачу заключений по трудовым спорам и распределению указанных денежных средств конкретным работникам, что подтверждается Положением о Главном управлении образования Курганской области, утвержденным Правительством Курганской области от 14.10.2013 года № 477.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в своем отзыве просил суд рассмотреть дело без своего участия. По существу исковых требований Главное управление образования Курганской области указывало, что в соответствии с Разделом VI Положения об оплате труда, установлении базовой части фонда оплаты труда, распределении стимулирующих и компенсационных выплат по МКОУ «Звериноголовская СОШ» (далее - Положение об оплате труда), утвержденного Приказом директора общеобразовательного учреждения № 60/8 от 4 июня 2014 года, учреждение в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяет размер и порядок установления стимулирующих выплат. Установление стимулирующих выплат, в том числе премиальных выплат, работникам учреждений производится с учетом: показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения; целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения или коллективным договором; мнения представительного органа работников учреждения или на основании коллективного договора.

Учреждение предусматривает следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество работ; премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год). Размеры стимулирующих выплат устанавливаются в процентном отношении к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) или в абсолютных размерах. Кроме того, согласно пункту 3 Положения об оплате труда, условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, повышающие коэффициенты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор. Следовательно, условия и порядок выплаты истцу стимулирующих выплат предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между ним и его работодателем, МКОУ «Звериноголовская СОШ».

Истцу надлежит доказать факт возникновения у него права на получение стимулирующих выплат в соответствии с трудовым договором (в случае, если условия и размер стимулирующих выплат в соответствии с трудовым договором предусмотрен) и Положением об оплате труда. Кроме того, истец не указывает какие именно нормы трудового договора нарушены работодателем.

Исходя из вышеизложенного, расчет исковых требований является необоснованным, так как произведен на основании среднего размера стимулирующих выплат при том, что ни действующим законодательством, ни трудовым договором не предусмотрен средний размер стимулирующих выплат. Довод истца о том, что ему должна выплачиваться заработная плата с учетом средней заработной платы в Курганской области, составляющей 20630 рублей, является необоснованным, так как не обоснован указанный размер заработной платы в Курганской области. Согласно судебной практике, в случае, если трудовым договором не определен фиксированный размер выплаты стимулирующего характера, то при определении размера такой выплаты работодатель вправе исходить из результатов проявленных истцом при выполнении работ, определенных трудовым договором, индивидуальных деловых качеств и умений.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Звериноголовского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в своем отзыве просил суд рассмотреть дело без своего участия. По существу исковых требований Администрация Звериноголовского района указала, что согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации Звериноголовского района от 18.06.2013 года № 273, утверждено положение об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Звериноголовского района, где указано, условия оплаты труда работников учреждений включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам, повышающих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) должностным окладам, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с положением об оплате труда установлении базовой части фонда оплаты труда, распределении стимулирующих и компенсационных выплат по СКОУ «Звериноголовская СОШ», утвержденным приказом 60/8 от 04.06.2014 года, учреждение в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяет размер и порядок установления стимулирующих выплат.

Установление стимулирующих выплат, в том числе премиальных выплат работникам учреждения производится с учетом: показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения; целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения и коллективным договором; мнения представительного органа работников учреждения или на основании коллективного договора.

Согласно указанному положению учреждение предусматривает следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы: выплаты за качество работ; премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год). Распределение выплат стимулирующего характера по результатам работы работникам учреждения по результатам труда производится комиссией по распределен6ию выплат стимулирующего характера по представлению директора школы с согласованием профсоюзного комитета школы. Размер выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам учреждения устанавливаются по результатам мониторинга и оценки результативности деятельности всех работников учреждения, проводимых на основании утвержденных критериев и показателей.

Заместители и руководителя МО учреждения представляют в комиссию по распределению выплат стимулирующего характера аналитическую информацию о показателях результативности деятельности работников. Данная информация является основанием для осуществления выплат стимулирующего характера части фонда оплаты труда, и соответственно, устанавливается размеры стимулирующих выплат за каждый месяц. Сравнение заработной платы отдельных работников со средне областными показателями и заработной платой за предыдущие месяцы не имеет за собой нормативного обоснования.

Из Указа Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012 года следует, что средняя заработная плата по отдельным категориям работников, в том числе и педагогических работников образовательных учреждений должна сложится не ниже, указанных значений в нем. Из этого следует, что размер средней заработной платы должен сложится не ниже среднего значения по отдельным категориям работников, а не по каждому работнику индивидуально.

С учетом мнения явившихся истца и представителей ответчиков, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя третьих лица в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования Кочеулова В.М. к МКОУ «Звериноголовская СОШ» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ).

Согласно Уставу, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» (далее Учреждение) является юридическим лицом, учредителем школы является Администрация Звериноголовского района. Одной из основных целей Учреждения является организация общедоступного и бесплатного начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для реализации указанных целей Учреждение устанавливает структуру управления деятельностью Учреждения, штатное расписание, распределяет должностные обязанности; устанавливает заработную плату работников Учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядок и размер их премирования; разрабатывает и принимает Устав коллективом Учреждения, правила внутреннего трудового распорядка Учреждения, иные локальные акты. Формами самоуправления Учреждения, согласно Уставу, являются общее собрание, Совет образовательного учреждения, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, Родительский комитет учреждения. Высшим органом самоуправления Учреждения является Общее собрание Учреждения. Общее руководство Учреждением осуществляет Совет образовательного учреждения. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в соответствии с законодательством, на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждено Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 45 № от <дата> года.

Положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

<дата> с Кочеуловым В.М. учителем истории первой категории заключен на неопределенный срок трудовой договор № 92, и дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата> года, в соответствии с которым установлен базовый оклад в размере ... рубля в месяц, выплаты стимулирующего характера - ... рубля, уральский коэффициент 15 % - ... рубля, итого ... рубля. Заработная плата выплачивается 12 и 25 числа каждого месяца.

Обсуждая доводы истца о взыскании разницы между средней суммой начисленной стимулирующей премии за январь и февраль 2015 года, и выплату из стимулирующего (премиального) фонда за март-июнь 2015 года, суд исходит из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по доведению в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Согласно положений статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена программа «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 г.г.», из которой следует, что при оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 1 июня 2012 года N 761, и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 и от 01.06.2012 года № 761 для соответствующей категории работников.

Из Письма Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2013 года № ИР-485-08 «О дополнительных методических разъяснений по вопросу повышения оплаты труда педагогических работников» следует, что установление оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне Минобрнауки России относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов. Различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта РФ обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления. В этой связи при исполнении Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597, установление оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта РФ на одном уровне не представляется возможным.

Согласно статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

4 июня 2014 года утверждено Положение об оплате труда, установлении базовой части фонда оплаты труда, распределении стимулирующих и компенсационных выплат по МКОУ «Звериноголовская СОШ» (далее Положение). Согласно пункту 11 Положения заработная плата работника учреждения устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами учреждения по соглашению с первичной профсоюзной организацией (иными представителями работников) в пределах утвержденного на текущий финансовый год фонда оплаты труда.

В соответствии с Разделом VI Положения «Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера», Учреждение в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяет размер и порядок установления стимулирующих выплат. Установление стимулирующих выплат, в том числе премиальных выплат, работникам производится с учетом: показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения; целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения или коллективным договором; мнения представительного органа работников учреждения или на основании коллективного договора. Учреждение предусматривает следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество работы; премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год).

Согласно Разделу XIII «Порядок выплат стимулирующего характера, порядок и условия установления выплат стимулирующего характера», распределение выплат стимулирующего характера по результатам работы работникам учреждения по результатам труда производится комиссией по распределению выплат стимулирующего характера по представлению директора школы с согласованием профсоюзного комитета школы. При определении размера стимулирующих надбавок по результатам труда работникам учреждения каждому показателю устанавливается балльная и процентная оценка. Процентная надбавка начисляется на оклад. Подсчет баллов производится ежемесячно на основе произведенного мониторинга и оценки профессиональной деятельности работников учреждения.

Согласно выписке из протокола комиссии МКОУ «Звериноголовская СОШ» по распределению стимулирующего фонда у Кочеулова В.М. подсчитано следующее количество баллов за первое полугодие 2015 года: январь - 6, февраль - 7, март - 3, апрель - 4, май - 3, июнь - 1. Количество начисленных баллов за январь-июнь 2015 года истец не оспаривал.

В соответствии с договором на бухгалтерское обслуживание от <дата> года, заключенному между Районным управлением образования Администрации Звериноголовского района (исполнитель) и МКОУ «Звериноголовская СОШ» (заказчик), исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности заказчика. Решением Звериноголовской районной Думы от <дата> изменено наименование Районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области на Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации Звериноголовского района».

Согласно справке о фактической начисленной заработной плате за 1 полугодие 2015 года размер заработной платы Кочеулова В.М. составил:

за январь 2015 года - ... руб. ... коп. в том числе оклад ... руб., за кабинеты ... руб., доплата за проф. обучение ... руб., уральский коэффициент 15 % - ... руб. ... коп., стимулирующий фонд ... руб.

за февраль 2015 года - ... руб. ... коп. в том числе оклад ... руб., за кабинеты ... руб., доплата за проф. обучение ... руб., уральский коэффициент 15 % - ... руб. ... коп., стимулирующий фонд ... руб.

за март 2015 года - ... руб. ... коп. в том числе оклад ... руб., за кабинеты ... руб., доплата за проф. обучение ... руб., уральский коэффициент 15 % - ... руб. ... коп., стимулирующий фонд ... руб.

за апрель 2015 года - ... руб. ... коп. в том числе оклад ... руб., ... коп. за кабинеты ... руб., доплата за проф. обучение ... руб., уральский коэффициент 15 % - ... руб. ... коп., стимулирующий фонд ... руб.

за май 2015 года - ... руб. ... коп. в том числе оклад ... руб., за кабинеты ... руб., доплата за проф. обучение ... руб., уральский коэффициент 15 % - ... руб. ... коп., стимулирующий фонд ... руб., командировочные ... руб. ... коп.

за июнь 2015 года - ... руб. ... коп. в том числе оклад ... руб., за кабинеты ... руб., доплата за проф. обучение ... руб., уральский коэффициент 15 % - ... руб. ... коп., стимулирующий фонд ... руб.

Анализируя справку о заработной плате истца, суд приходит к выводу, что снижение размера заработной платы Кочеулова В.М. за март-июнь 2015 года (... руб.; ... руб.; ... руб.; ... руб. соответственно) в сравнении с заработной платой за январь-февраль 2015 года (... руб.; ... руб. соответственно) произошло в результате начисления в марте-июне 2015 года премии из стимулирующего фонда в меньшем объеме, а также в связи с уменьшением количества баллов, начисленных истцу.

Требования истца о взыскании недоплаченной заработной платы в виде стимулирующих выплат за март-июнь 2015 года в размере ... руб. (...+...+...+...), которая состоит из разницы средней стимулирующей выплаты за январь-февраль 2015 года в размере ... руб. и выплаченных стимулирующих выплат в марте-июне 2015 года (... руб., ... руб. ... руб. ... руб. соответственно) суд считает их не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правительством Курганской области в Главное управление образование Курганской области, муниципальные образования Курганской области, финансовые органы муниципальных районов ежемесячно направляется информация о прогнозируемой средней заработной плате в Курганской области по отдельным категориям работников, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», для последующего расчета выделения средств, направляемых на стимулирования оплаты труда учителей школ».

Из информации Финансового управления Правительства Курганской области от 23.03.2015 года № 03-22/714, направленной Главам муниципальных образований и Финансовые органы муниципальных районов следует, что прогноз средней заработной платы в Курганской области педагогов общего образования за 1 квартал 2015 года для последующего расчета выделения средств, направляемых на стимулирования оплаты труда учителей школ составил ... рублей. В целях обеспечения выполнения указанных целевых показателей, не допуская их превышения необходимо обеспечить корректировку соответствующих «дорожных карт» в части уточнения целевых показателей 2015 года.

Согласно информации МКУ «Управление образования Администрации Звериноголовского района» следует, что фактически за 1 квартал 2015 года размер средней заработной платы составил ... руб. ... коп, что превышает размер доведенных целевых показателей на 1 педагогического работника. За 1-е полугодие 2015 года - ... руб. ... коп. Средняя заработная плата истца за 1 квартал 2015 года составила - ... руб. ... коп., за 1-е полугодие 2015 года - ... руб. ... коп. На момент рассмотрения дела средняя заработная плата Кочеулова В.М. за 8 месяцев 2015 года составила - ... руб. ... коп.

Положением об оплате труда сотрудников школы прямо предусмотрена выплата стимулирующих надбавок исходя из размера субвенций. Отнесение стимулирующих выплат к непостоянной части заработной платы соответствует положениям статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, установление выплат стимулирующего характера является исключительным правом работодателя, которое может быть реализовано с учетом показателей эффективности труда работником МКОУ «Звериноголовская СОШ». При этом размер самих выплат в трудовом договоре не установлен, а обусловлен наличием средств в пределах фонда оплаты труда и зависит от финансирования. Стимулирующие выплаты не являются выплатами постоянного характера, согласно положения они выплачиваются при наличии к тому средств субвенции, при увеличении или уменьшении субвенции, меняются и суммы, выделяемые на стимулирующие выплаты. Снижение размера заработной платы истца за март-июнь 2015 года в сравнении с январем-февралем 2015 года, произошло в результате снижения выделенных субъектом сумм стимулирующего фонда, а также в связи с уменьшением количества баллов истца.

На основании вышеизложенного, доводы истца о том, что выплаты стимулирующего характера относятся к постоянным выплатам и их изменение свидетельствует об уменьшении его заработной платы, суд считает не обоснованными. Нарушений со стороны работодателя в выплате заработной платы судом не установлено.

Принимая во внимание, что в марте-июне 2015 года заработная плата истцу Кочеулову В.М. была начислена и выплачена в соответствии с нормами действующего законодательства, требования истца о признании действий по не начислению и невыплате стимулирующих надбавок незаконными, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с учетом начисления и выплаты стимулирующих надбавок, исходя из средней заработной платы по Курганской области и взыскании выплат стимулирующего характера за март-июнь 2015 года в размере ... рублей, удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Кочеулова В.М.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Кочеулову В.М. в удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному образовательному учреждению «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» о признании действий по не начислению и невыплате стимулирующих надбавок незаконными, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы с учетом начисления и выплаты стимулирующих надбавок, исходя из средней заработной платы по Курганской области и взыскании выплат стимулирующего характера за март-июнь 2015 года в размере ... рублей, - отказать.

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2015 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области.

Председательствующий: Н.И. Антонов.

2-89/2015 ~ М-69/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кочеулов Владимир Михайлович
Ответчики
МКОУ "Звериноголовская СОШ"
Суд
Звериноголовский районный суд Курганской области
Судья
Антонов Н.И.
Дело на сайте суда
zverinogolovsky--krg.sudrf.ru
01.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2015Передача материалов судье
03.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2015Подготовка дела (собеседование)
25.06.2015Подготовка дела (собеседование)
09.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2015Судебное заседание
19.08.2015Подготовка дела (собеседование)
19.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2015Судебное заседание
09.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2015Судебное заседание
05.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2015Дело оформлено
25.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее