Решение по делу № 3а-79/2019 от 19.09.2019

Дело № 3а-79/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 14 ноября 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

с участием:

прокурора Назарова А.А.,

представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Леспром» Андриановой И.П., директора Симонова А.Д.,

представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г.,

заинтересованного лица Симонова А. Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Леспром» к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл об оспаривании в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

Пунктом 200 приложения к приказу № 19-нп «Список зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Марий Эл, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» в Перечень включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>

ООО «Леспром» (далее также общество) обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующим пункта 200 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп.

Требования мотивированы тем, что административный истец являлся собственником включенного в указанный пункт Перечня здания и считает незаконным его включение в Перечень, поскольку спорный объект представлял собой цех деревообработки, использовался обществом в производственных целях, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования для производственных целей, то есть здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконно возлагает на ООО «Леспром» обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее – Мингосимущество Республики Марий Эл) указало, что спорное здание включено в Перечень, поскольку согласно полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл информации оно имеет назначение – нежилое, то есть относится к административном-деловому центру, соответствует условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378 НК РФ. При этом на сообщение Мингосимущества Республики Марий Эл от <дата> о формировании предварительного Перечня на 2019 год административный истец с заявлением об определении вида фактического использования принадлежащего ему объекта в целях исключения его из предварительного списка в установленный срок не обращался. С учетом изложенного административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований ООО «Леспром» отказать.

В судебном заседании представители административного истца
ООО «Леспром» Андрианова И.П., директор общества Симонов А.Д., который также является заинтересованным лицом по настоящему делу, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнили, что спорное здание не эксплуатируется, отключено от коммуникаций, подъездных путей к нему нет, до 2016 года в нем было производство деревянных дверей.

Представитель административного ответчика Мингосимущества Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. административный иск не признала, поддержала представленные письменные возражения, суду пояснила, что в связи с тем, что административный истец с установленный срок в министерство не обращался, до издания Перечня обследование спорного объекта не проводилось.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, рабочий проект цеха товаров народного потребления в поселке Мумариха (заказчик Козьмодемьянская сплавная контора), выслушав заключение прокурора Назарова А.А., полагающего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Мингосимущество Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года
№ 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Мингосимущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Соблюдение Мингосимуществом Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает. Кроме того, этим обстоятельствам уже дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Марий Эл, принятыми по ранее рассмотренным делам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –
КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом судебного контроля является оспариваемый пункт 200 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, в который, по мнению административного истца, незаконно включен принадлежавший ему на праве собственности объект недвижимости, вследствие чего у ООО «Леспром» возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежавшего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Из представленных в суд документов установлено, что
в <...> году ООО «Леспром» на основании договора купли-продажи, заключенного с ОАО «<...>», приобрело в собственность здание цеха товаров народного потребления с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> расположенное по адресу: Республика <...> (л.д. 15).

Из технического паспорта 2007 года следует, что объект недвижимости «здание цеха товаров народного потребления», <...> года постройки, литера А, представляет собой двухэтажное нежилое здание.

Исходя из экспликации к плану здания, содержащейся в техническом паспорте, в нем находится 19 помещений со следующими назначениями: 1 цех, 2 коридора, 2 лестничных клетки, 7 служебных помещений, 6 подсобных, 1 туалет (л.д. 23-34).

Здание находится на земельном участке с кадастровым номером <...>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для производственной деятельности, общей площадью <...> (л.д. 16, 75). Указанный земельный участок находился в собственности административного истца на основании договора купли-продажи от <дата> (л.д. 75).

По договору купли-продажи от <дата> ООО «Леспром» произвело отчуждение здания с кадастровым номером <...> и земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором расположено здание, <...>Д.

Обосновывая включение спорного здания в Перечень на 2019 год, Мингосимущество Республики Марий Эл сослалось на информацию, полученную от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, согласно которой объект недвижимости имеет назначение – нежилое, исходя из чего административный ответчик пришел к выводу об отнесении его к административно-деловому центру и включению в Перечень.

Суд находит выводы административного ответчика о соответствии спорного объекта условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, безосновательными.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213
КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Мингосимуществом Республики Марий Эл доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости в 2018 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2019 год.

Таким образом, ни документы технического учета, ни сведения о фактическом использовании здания не подтверждают наличие обстоятельств, которые позволяли бы включить спорный объект в Перечень на 2019 год.

Учитывая изложенное, а также распределение бремени доказывания, суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером <...> критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Мингосимущества Республики Марий Эл отсутствовали правовые основания для включения принадлежавшего
ООО «Леспром» на праве собственности объекта недвижимости, представляющего собой здание цеха деревообработки (до него - цеха товаров народного потребления), в оспариваемый нормативный правовой акт на 2019 год.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ООО «Леспром».

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ Мингосимущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Марий Эл

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Леспром» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 200 приложения «Список зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Марий Эл, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» к приказу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп о включении в данный Перечень здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу:
<...>

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 22 ноября 2019 года

3а-79/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Леспром"
Ответчики
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
19.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
20.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.10.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.11.2019[Адм.] Судебное заседание
24.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
24.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.01.2020Судебное заседание
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее