Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4701/2014 ~ М-3764/2014 от 03.07.2014

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Тарасенко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> С. <адрес> об оспаривании бездействия П. С. <адрес>,

установил:

<адрес> С. <адрес> обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании бездействия П. С. <адрес>. В обоснование заявления указывает, что прокуратурой района проведена проверка деятельности органов власти по осуществлению предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с ненадлежащим содержанием и обустройством скотомогильников. На территории сельского поселения Петровка муниципального района «Борский» С. <адрес> расположены 2 скотомогильника в 1050 м к юго-востоку от <адрес> и в 3000 м от <адрес>, которым пользуются жители сел. Специалистами ГБУ СО «С. ветеринарное объединение» Борская СББЖ ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование скотомогильников. Из акта обследования следует, что имеются нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации биологических отходов, утв. главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ №13-7-2/469: территория не огорожена глухим забором, не установлены въездные ворота, нет таблички, предупреждающей о захоронении. Скотомогильники не соответствуют ветеринарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных, а именно у скотомогильников отсутствуют ограждение территорий и навес над ямой, к объектам не пристроены помещения для вскрытия трупов животных, а также помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, подъездные пути к скотомогильникам не оборудованы. Отмеченные нарушения при устройстве скотомогильников делают доступными трупы павших животных для бродячих собак, диких животных и птиц. Территория скотомогильников является опасным источником распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения, и может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных со вспышками опасных заболеваний. Принятие мер по содержанию скотомогильников и их оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью П. С. <адрес>. Просит, в интересах неопределенного круга лиц, признать незаконным бездействие П. С. <адрес> по осуществлению предупреждения чрезвычайных ситуаций, обязать П. С. <адрес> устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Петровка муниципального района «Борский» С. <адрес>, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно путем установления ограждения территории скотомогильника и установления навеса над ямой, обваловки, строительства помещения для вскрытия трупов животных, а также помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> С. <адрес> Корнилов Д.Ю. доводы заявления поддержал.

Представитель П. С. <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Бочкарев В.А. против удовлетворения заявления возражал, представил письменный отзыв (л.д. 36-38).

Представитель заинтересованного лица – Департамента ветеринарии С. <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Шиленко И.Ю. против удовлетворения заявления возражал.

Заинтересованное лицо – Администрация сельского поселения Петровка муниципального района «Борский» С. <адрес> представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещен, представило письменный отзыв, в котором просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, заявленное требование поддержало.

Заинтересованное лицо – ГБОУ С. <адрес> «С. ветеринарное объединение» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на заявление не представило.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Поскольку неисполнение установленных нормативными актами требований в сфере содержания скотомогильников способно причинить вред неопределенного круга лиц, прокурор был вправе обратиться в суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что в силу ст.5, 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп.49 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Однако воспроизведенные законоположения не могут быть истолкованы как устанавливающие обязанность субъектов РФ осуществлять и финансировать за счет средств своих бюджетов любые мероприятия, имеющие своей целью предупреждение и ликвидации болезней животных, их лечение, защиту от болезней. Значительную часть соответствующих мероприятий обязаны осуществлять иные лица, прежде всего, собственники домашних животных и собственники объектов, предназначенных для их лечения, предупреждения и ликвидации болезней. Иное понимание закона приводило бы к абсурдному выводу о том, что, к примеру, лечение скота и комнатных животных населения региона является обязанностью органов государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, отнесение законом к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ полномочий по «решению вопросов организации мероприятий» в указанных выше сферах деятельности не означает, что все прочие субъекты, как публичного, так и частного права, не вправе и не обязаны осуществлять действия, преследующие те же цели.

Как следует из материалов дела, 2 расположенных на территории сельского поселения Петровка муниципального района «Борский» С. <адрес> в силу п.1 ст.225 ГК РФ являются бесхозяйными, т.к. их собственник неизвестен (л.д. 10-19).

Заявитель считает незаконным бездействие П. С. <адрес>, выражающееся в непринятии мер по установлению ограждения территории каждого скотомогильника, навеса над ямой, устройства обваловки, строительства помещения для вскрытия трупов животных, помещения для хранения инструментов и инвентаря.

Между тем, ни законы, на которые ссылается заявитель, ни подзаконные акты не устанавливают соответствующей обязанности для органов государственной власти субъекта РФ.

Указанные действия, по своей сущности, входят в состав понятия «содержание» скотомогильника как имущественного комплекса. Необходимость их выполнения вытекает из п.5.3-5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Министерством сельского хозяйства и продовольствия ДД.ММ.ГГГГ за №13-7-2/469.

В силу ст.210 ГК РФ, обязанность по содержанию имущества возлагается на его собственника.

Обязанность по содержанию бесхозяйного имущества на органы государственной власти субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) не возложена. В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, вопрос о содержании бесхозяйного недвижимого имущества, включая скотомогильники, должен решаться посредством его постановки на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (в рассматриваемом случае – Администрации сельского поселения Петровка муниципального района «Борский» С. <адрес>), с последующим признанием права муниципальной собственности на них.

Из материалов дела следует, что органы ветеринарного надзора, проводя проверки скотомогильников, неоднократно давали предписание органам местного самоуправления о постановке скотомогильников на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, однако эти предписания не были выполнены.

Ссылка заявителя на п.ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №2284, которым запрещена приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, неуместна. Данная норма не регулирует отношения, являющиеся предметом судебного рассмотрения, и не устанавливает режим собственности субъекта РФ на бесхозяйные скотомогильники.

Мнение прокурора о том, что приведенные выше положения пп.49 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предполагают установление обязанности органов государственной власти субъектов РФ содержать бесхозяйные скотомогильники, основано на неправильном понимании закона. Никаких особенностей по содержанию скотомогильников по сравнению с иным недвижимым имуществом законодатель не установил. Следовательно, к бесхозяйным скотомогильникам подлежат применению общие нормы гражданского закона (ст.225 ГК РФ).

Более того, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в соответствии со ст.210, 225 ГК РФ прямо устанавливают круг лиц, ответственных за содержание скотомогильников. Согласно п.6.10 названных Правил, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с названными Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Следует отметить, что данное положение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являлось предметом судебного нормоконтроля. Верховный Суд РФ, рассматривая заявление органа местного самоуправления о признании п.6.10 названных Правил не соответствующим законодательству РФ о местном самоуправлении, указал, что в соответствии с пп. 8 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с пп.7 п.1 ст.15 того же закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №ГКПИ06-139, оставленным в соответствующей части без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №КАС06-193, в удовлетворении заявления о признании недействующим п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов отказано.

Внесение в пп. «ц» п.2 ст.26.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в 2008 г. дополнения в виде упоминания о скотомогильниках (биотермических ямах), как об имуществе, которое может находиться в собственности субъекта РФ, никак не изменило правового регулирования отношений, являющихся предметом судебного рассмотрения. Данное дополнение не означает, что все скотомогильники являются собственностью субъектов РФ, что скотомогильники не могут находиться в собственности иных лиц, либо быть бесхозяйными. Не устанавливает данное законоположение и изменения в правовом режиме бесхозяйных скотомогильников.

Более того, положения п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов после внесения дополнения в пп. «ц» п.2 ст.26.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в 2011 г. вновь явились предметом судебного нормоконтроля по заявлению органа местного самоуправления, оспаривавшего названный подзаконный акт именно по мотивам несоответствия положениям пп.49 п.2 ст.26.3 и пп. «ц» п.2 ст.26.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №АКПИ12-1495 в удовлетворении заявления о признании недействующим п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов отказано.

Таким образом, обязанность по совершению указанных в заявлении прокурора действий, предусмотренных п.5.3-5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов лежит на администрации муниципального образования, на территории которого находятся скотомогильники. Неосуществление этих действий П. С. <адрес> не может рассматриваться как противозаконное бездействие.

Более того, судом установлено, что П. С. <адрес> своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории С. <адрес>, которым предусмотрено проведение ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование), формирование сводного перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации, и, на завершающем этапе, ликвидация неиспользуемых скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении (демонтаж имеющихся конструкций, засыпка грунтом образовавшихся ям и траншей). Следовательно, «решение вопросов организации мероприятий» по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, предписанное органам государственной власти субъектов РФ подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», П. С. <адрес> осуществляется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам С. областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-4701/2014 ~ М-3764/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Борского района Самарской области
Ответчики
Правительство Самарской области
ГБУ СО "Самарское ветеринарное объединение"
Администрация сельского поселения Петровка муниципального района Борский Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
03.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2014Передача материалов судье
08.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2014Подготовка дела (собеседование)
26.08.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.09.2014Предварительное судебное заседание
23.09.2014Предварительное судебное заседание
23.09.2014Судебное заседание
26.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2015Дело оформлено
06.11.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.11.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.11.2015Судебное заседание
20.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.12.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.12.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.12.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее