РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации19 августа 2016 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Терентьевой Я.О.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Шевцова А7 к нотариусу Царевой А6 о возложении обязанности и взыскании суммы,-
У С Т А Н О В И Л:
Шевцов С.В. обратился в суд с иском о возложении обязанности на нотариуса Цареву Е.М. выдать ему свидетельство о праве на наследство с применением льгот, мотивируя свои требования тем, что он является единственным наследником после смерти матери Коноваленко Д.А., в связи с чем он обратился к нотариусу Царевой Е.М., которая предъявила требование об оплате нотариальных действий без учета льготы. Однако, поскольку он является инвалидом, ему должна была быть предоставлена льгота в размере 50 %. Кроме того, в подтверждение его совместного проживания с наследодателем в наследуемой квартире, им была предоставлена справка от участкового уполномоченного полиции, которую нотариус не приняла. По настоящее время он свидетельство о праве на наследство не получил, в связи с чем просит возложить обязанность на ответчика выдать ему свидетельство о праве на наследство с применением льгот, установленных ст. 333.38 НК РФ.
В судебном заседании истец исковые требования изменил и просил возложить обязанность на нотариуса применить льготы при расчете оплаты за оформление наследственных прав и взыскать излишне уплаченные им денежные средства за получение свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру и при обращении к ответчику 4 сентября 2014 года, пояснив, что в настоящее время свидетельство о праве на наследство им получено, оплата за совершение нотариальных действий произведена в полном объеме, без применения льгот.
Ответчик в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее в судебном заседании иск не признала, пояснив, что при совершении нотариальных действий все льготы истцу были предоставлены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
По правилам ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Наследники по закону, на основании ст. 1141 ГК РФ, призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В соответствии с ч.1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Положениями ч. 1 ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В судебном заседании установлено, что 17 августа 2014 года умерла Коноваленко Д.А., о чем выдано свидетельство о смерти II-БА У от 00.00.0000 года.
Как следует из наследственного дела У (далее «наследственное дело»), после смерти Коноваленко Д.А. открылось наследство в виде: квартиры по адресу: Х31, кадастровой стоимостью 1466113, 52 рубля; недополученных выплат в размере 1417, 24 рубля.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что наследником первой очереди, после смерти Коноваленко Д.А., является ее сын Шевцов С.В., что подтверждается свидетельством о рождении III –БА У и свидетельством о перемене имени I-БА У от 00.00.0000 года.
Согласно ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1) (далее «Основы») нотариусы совершают нотариальные действия в том числе: свидетельствуют подлинность подписи на документах, выдают свидетельства о праве на наследство…
Положениями ст. 333.24 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий.
При этом ст. 15 Основ предусмотрено право нотариусов на составление проектов сделок, заявлений и других документов, однако НК РФ и Основами размеры оплаты услуг правового и технического характера не установлены.
Вместе с тем, ст. 23 Основ предусмотрено, что источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 349-О, получение нотариусами денежных средств на оказание услуг правового и технического характера не противоречит законодательству РФ.
В силу ч.1 ст. 22.1 Основ нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах: за совершение прочих нотариальных действий - 100 рублей.
Из наследственного дела следует, что истец впервые обратился к нотариусу Царевой Е.М. за оформлением своих наследственных прав 4 сентября 2014 года, в результате чего им было уплачена 1000 рублей за свидетельствование подписи на заявлении и подготовку заявления, что подтверждается квитанцией У-П-1223 от 4 сентября 2014 года, ответом нотариуса Царевой Е.М. на запрос от 3 августа 2016 года, тарифами на оказание правового и технического характера нотариусами, утв. решением правления нотариальной палаты Красноярского края от 8 мая 2014 года, согласно которым стоимость услуги по свидетельствованию подписи на заявлении о принятии наследства составляет 900 рублей, стоимость услуги, предусмотренной ст. 22.1 Основ, 100 рублей.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, суд находит, что плата за оказание услуг правового и технического характера, принятая ответчиком от истца 4 сентября 2014 года соответствует нотариальному тарифу, предусмотренного Основами и тарифу, утв. решением Правления Нотариальной палаты Красноярского края от 8 мая 2014 года.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что 1 февраля 2016 года истец вновь обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему свидетельства о праве на наследство по закону на недополученные выплаты и 10 марта 2016 года с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру по адресу: Х31.
В силу ст. 333.38 НК РФ от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются инвалиды I-II группы – на 50 % по всем видам нотариальных действий.
В судебном заседании установлено и подтверждается справкой сер. МСЭ-2001 У от 00.00.0000 года, что истец является инвалидом II группы.
Как следует из материалов дела, на основании обращения истца 1 февраля 2016 года ответчиком было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на недополученные выплаты и с Шевцова С.В. взыскано по тарифу 500 рублей, а 10 марта 2016 года – свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру по адресу: Х31, в связи с чем истцом уплачено по тарифу 6199 рублей.
В соответствии со ст. 333.24 НК РФ размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию составляет: детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 рублей.
Размер тарифа за правовую и техническую работу (услугу), утв. решением Правления Нотариальной палаты Красноярского края от 15 января 2016 года, предусматривает взимание платы за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию на недвижимость - 4000 рублей, на недополученные выплаты - 500 рублей.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость квартиры, согласно кадастровой справке от 11 ноября 2014 года, составила 1466113, 52 рубля, размер государственной пошлины составит:
4398 рублей (1466113, 52 рубля х 0, 3 %)/2 (льгота) = 2199 рубля.
При этом, учитывая, что льготы по оплате правовой и технической работы, в данном случае, не предусмотрены, общая сумма, подлежащая оплате за нотариальные действия и услуги по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру, составила:
2199 рубля (госпошлина) + 4000 рублей (тариф за правовую и техническую работу) = 6199 рублей.
Исходя из вышеизложенного, суд находит, что ответчиком взыскан тариф, в соответствии с установленными размерами государственной пошлины и утвержденными тарифами, в связи с чем суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы истца о том, что он подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру, как лицо, совместно проживавшее с наследодателем и продолжавшее проживать в этой квартире после его смерти, суд не принимает во внимание, поскольку, как следует из материалов дела, на момент смерти Коноваленко Д.А. и обращения с заявлением о принятии наследства Шевцов С.В. состоял на регистрационном учете по адресу: Х3, в то время как наследодатель проживала и была зарегистрирована в Х31. При этом, в силу ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.д. в качестве собственника, по договору найма (поднайма, по договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, место жительства, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации. Из содержания вышеприведенных норм закона следует, что гражданин, имея возможность свободно перемещаться и выбирать место пребывания и жительства, самостоятельно определяет место своего пребывания и место жительства, и посредством регистрационного учета уведомляет об этом других лиц и государство.
Доводы истца о том, что он предоставлял нотариусу справку участкового уполномоченного, которой подтверждался факт его проживания с наследодателем, в связи с чем ему должна была быть предоставлена льгота, суд находит несостоятельными, поскольку, исходя из вышеприведенных норм, место жительства гражданина определяется местом его регистрации, которую осуществляют государственные органы регистрационного учета. При этом нотариус полномочиями на установление факта проживания иным способом законом не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Шевцова А8 к нотариусу Царевой А9 о возложении обязанности и взыскании суммы, отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья