Дело № 2-1880/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» декабря 2013 года г. Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кадырова Ю.Х.
при секретаре Булычевой В.В.,
с участием истицы Гриневич Т. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриневич Т. М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.А.И. и Г.В.И. к администрации Зейского района, администрации Овсянковского сельсовета о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Зейского района и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истица действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей обратилась в суд с иском к ответчикам о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в их список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование исковых требований указав, что согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причинённого в результате чрезвычайной ситуации. В результате подтопления грунтовыми и паводковыми водами принадлежащему его имуществу, а именно жилому дому в котором она и её дети постоянно проживают, причинен материальный ущерб. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого дома расположенного в <адрес>. Она обратилась в администрацию Зейского района о включении её и детей в список граждан пострадавших в результате чрезвычайно ситуации для получения единовременной материальной и финансовой помощи, однако в данном праве им было отказано.
В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что она признана постоянно проживающей по адресу: <адрес>, но собственником которого они не являются. Факт постоянного проживания по указанному адресу установлен решением Зейского районного суда от <Дата обезличена>. С момента вселения в дом расположенный по адресу <адрес> и до настоящего времени она ведёт приусадебное хозяйство, обеспечивает сохранность жилого помещения и содержание дома. В результате подтопления грунтовыми и паводковыми водами, принадлежащему ей имуществу, жилому помещению в котором она постоянно проживает, причинен материальный ущерб, в подполье стали обрушаться стены, картофель, хранящийся в подполье, испортился. Обрушился грунт под печью, в связи, с чем печь полопалась и сейчас не пригодна для эксплуатации. От сырости поврежден диван, два паласа и детская одежда Она обращалась в администрацию Зейского района о включении её и детей в список граждан пострадавших в результате чрезвычайно ситуации для получения финансовой помощи, однако в данном праве им было отказано. Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Зейского района и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной и финансовой помощи,
Представитель ответчика – администрации Зейского района, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, пояснив, что собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, признан пострадавшим и включен в списки на получение денежных выплат, для восстановления поврежденного имущества. Согласно, методическим рекомендациям к протоколу № 40 от 27.09.2013 года единовременная материальная и финансовая помощь предоставляется в случае, если затоплен приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество, поскольку истцом не представлены доказательства какое именно имущество у него пострадало в результате чрезвычайной ситуации в связи с этим финансовая и единовременная помощь истцу не может быть предоставлена. Поскольку собственник жилого помещения, признан пострадавшим и включен в список на получение денежных выплат по адресу: <адрес> для восстановления поврежденного имущества, администрация Зейского района просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации Овсянковского сельского совета области о времени и месте судебного заедания уведомлен, просит дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Амурской области о времени и месте судебного заедания уведомлен, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители третьих лиц - Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области и Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением администрации Зейского района № 347-р от 20 июля 2013 года на территории Зейского района с 09.00 часов 20 июля 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации.
При этом факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района Амурской области, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища, на момент подачи истцом искового заявления в суд является общеизвестным и в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается исследованными материалами дела, истица и её дети постоянно проживают по адресу: <адрес>.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от <Дата обезличена> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимости – сособственниками жилого дома по адресу <адрес> являются Ш.А.А., Ш.А.Ф., собственником земельного участка является Ш.А.Ф..
Из пояснений истицы следует, что в выплате ей единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации отказано, поскольку она обратилась с заявлением после <Дата обезличена>, когда прием заявлений для получения единовременной материальной и финансовой помощи не осуществлялся, за исключением случаев не обращения граждан в срок до <Дата обезличена> по уважительной причине.
В силу п.2 подп. «б» Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно п.9.1 вышеуказанных Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная подп. «г» п.9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
При этом конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведённого обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подп. «д» п.9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. Так, финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.
Аналогичные положения содержатся в Методических рекомендациях по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждённых протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года №21 (в ред. от 26 сентября 2013 года).
В соответствии с данными Методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
В п.2.3 данных Методических рекомендаций указаны критерии разграничения утраты имущества со степенью «частично» или «полностью».
Так, в случае, если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях, при соблюдении условий настоящего пункта – частичная).
Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.
Таким образом, исходя из приведенных требований, обязательными условиями признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, являются, в частности, утрата имущества (частичная или полная) вследствие подтопления жилого дома и постоянное проживание в данном жилом помещении.
Согласно ст. 16 ЖК РФ:
2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, произошедшего на территории <адрес>, утверждённого <Дата обезличена> следует, что в подполье жилого помещения расположенного в <адрес> имеется вода в подполье 0,5 м, частичное разрушение подполья, гриб, плесень, трещины на печи, частичное затопление участка.
Из пояснений свидетелей М.Н.А., С.Г.П. в судебном заседании <Дата обезличена> следует, что Гриневич Т.М. и её дети-Г.В.И., М.А.И., проживают совместно с ней и семьей Ш. постоянно в <адрес>, так как Гриневич Т.М. является сожительницей её брата Ш.А.А. По данному адресу она ведёт приусадебное хозяйство, обеспечивает сохранность и содержание жилого помещения. В результате подтопления грунтовыми и паводковыми водами в 2013 году, было подтоплено водой подполье жилого дома, квартира была повреждена, просел пол возле печи, печь полопалась и сейчас не пригодна для эксплуатации, кроме этого повреждены от плесени диван и два паласа, детские вещи, пол квартиры покрылся грибком, в подполье стенки обвалились, картофель сгнил. В настоящее время Гриневич Т.М. не имеет возможности хранить в подполье картофель и другие овощи, складирует их в квартире, где всё это постепенно портится.
Таким образом, судом установлены явные повреждения жилого помещения, в котором проживает истица и её дети, вызванные его подтоплением в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах требования Гриневич Т.М. о признании её и её детей пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Зейского района подлежат удовлетворению.
Как указано выше, судом установлены повреждения жилого помещения, в котором проживает истица вызванные его подтоплением в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году, поэтому суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о включении его в списки для выплаты единовременной материальной помощи.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Из смысла указанных выше норм гражданского и жилищного законодательства РФ следует, что в результате какого–либо повреждения жилого помещения либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, исходя из приведенных выше правовых норм следует, что право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что Гриневич Т.М. собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, не является, поэтому в предоставлении финансовой помощи истице следует отказать.
Как следует из заявленных истцом требований, она просит признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Зейского района Амурской области в 2013 году, а также включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Анализируя вышеизложенное, у администрации Овсянковского сельского совета отсутствуют полномочия по заявленным истцом требованиям. Указанными полномочиями обладает администрация Зейского района.
Истцом до принятия решения по настоящему делу заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.
На основании ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Поскольку судом не установлены особые обстоятельства, при которых затягивание исполнения данного решения о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации может повлечь невозможность получения истцами государственной помощи, оказываемой в целях ликвидации стихийного бедствия, а, следовательно, нарушения их прав на возмещение ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, суд отказывает в удовлетворении требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гриневич Т. М. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.А.И. и Г.В.И. к администрации Зейского района о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Зейского района и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, удовлетворить частично.
Признать Гриневич Т. М., М.А.И., Г.В.И. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Зейского района Амурской области в 2013 году.
Обязать администрацию Зейского района включить Гриневич Т. М., М.А.И., Г.В.И. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Амурской области в 2013 году, на получение единовременной материальной помощи.
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований к администрации Овсянковского сельского совета отказать.
В удовлетворении ходатайства об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий Ю.Х. Кадыров