Дело №2-1335/15
Решение в окончательной форме изготовлено 17.03.2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2015 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Кигана С.В.,
при секретаре Федун Н.В.,
участием заместителя Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Инякова В.В.,
представителя заявителя Надточей А.В.,
заинтересованного лица Королева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференцсвязи гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» об установлении административного надзора в отношении Королева В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее по тексту ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО, Учреждение) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Королева В.Н.
В обоснование требований указано, что Королев В.Н., родившийся *** в <адрес>, осужден по приговору Североморского городского суда Мурманской области от 06 февраля 2006 года за совершение преступлений, предусмотренных частью *** статьи ***, частью *** статьи ***, в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к десяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Мурманского областного суда от 22.04.2013 окончательный срок наказания снижен до 9 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Срок отбывания наказания исчисляется с 29 сентября 2005 года и заканчивается 28 июля 2015 года. В период отбывания наказания Королев В.Н. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, 18 октября 2011 года за совершение злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, одновременно с наложением взыскания в виде выдворения в штрафной изолятор, он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Заявитель полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для установления в отношении Королева В.Н. административного надзора сроком на 3 года, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания по месту регистрации; запрещения пребывания в определенных местах (кафе, бары, рестораны, дискоклубы и аналогичные увеселительные заведения, в которых предусмотрена возможность употребления спиртных напитков); запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания подназорного лица в определенное время суток (с 22.00 до 6.00); запрещение выезда за установленные судом пределы территории (Мурманской области).
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по МО Надточей А.В. уточнил заявленные требования, указав в качестве административного ограничения запрещение пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (ресторанах, барах, кафе и других организациях общественного питания), в остальном заявление поддержал по приведенным в нем основаниям.
Заинтересованное лицо Королев В.Н. судебном заседании с заявленными требованиями согласился.
Выслушав представителя заявителя, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего, что требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 части 3 данной статьи 3 в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Установлено, что Королев В.Н. осужден по приговору Североморского городского суда Мурманской области от 06 февраля 2006 года за совершение преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 111, частью 1 статьи 111 в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к десяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Президиума Мурманского областного суда от 22.04.2013 срок наказания снижен, окончательно назначено 9 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Срок отбывания наказания исчисляется с 29 сентября 2005 года и заканчивается 28 июля 2015 года.
Королев В.Н. осужден к лишению свободы за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федеорации, в редакции на момент совершения Королевым В.Н. преступлений, за которое он осужден, особо тяжкими преступлениями признавались умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
В силу статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается: в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).
Как следует из материалов дела, осужденный Королев В.Н. в период отбывания наказания регулярно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет 11 нарушений, из которых за 9 ему были объявлены выговоры, в том числе устно, 2 раза водворялся в ШИЗО, в настоящее время 2 взыскания сняты досрочно, остальные не сняты и не погашены, имеет 10 поощрений. 18 октября 2011 года Королев В.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из облегченных в строгие условия. 02 августа 2012 года переведен из строгих в обычные условия отбывания наказания.
Согласно представленной заявителем характеристике, Королев В.Н. положительных выводов после посещения воспитательных мероприятий не делает, на меры дисциплинарного и воспитательного воздействия реагирует слабо. Систематически допускает нарушения. К участию в работах по благоустройству помещений отряда и прилегающей территории относится как к необходимой обязанности. В общении с представителями администрации не всегда корректен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Королев В.Н., являющийся совершеннолетним, имеющий непогашенную судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений, признанный в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, относится к лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор.
В силу статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Королев В.Н. осужден, в том числе, за совершение особо тяжкого преступления, в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Оценив доказательства, представленные заявителем в обоснование заявленных требований, характеризующие личность осужденного Королева В.Н., суд считает необходимым установить в отношении него административный надзор на срок три года, что соответствует тяжести и обстоятельствам совершенного им преступлений, его поведению в период отбывания наказания.Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Заявитель просит установить Королеву В.Н. ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения пребывания в местах общественного питания (кафе, бары, рестораны, дискоклубы и аналогичные увеселительные заведения), в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрещения выезда за пределы Мурманской области; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, полагая, что данные ограничения, с учетом личности Королева В.Н. и образа его жизни, могут положительно повлиять на него.
Суд соглашается с доводами заявителя о необходимости установления в отношении Королева В.Н. указанных видов ограничений, поскольку они подтверждаются представленными материалами и доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания.
Суд, с учетом мнения заявителя, поддержанного прокурором, принимая во внимание представленное в материалах личного дела осужденного заявление Королев В.Н. и высказанное им в судебном заседании намерение после освобождения проживать в пределах Мурманской области, считает возможным установить административное ограничение в виде запрета выезда за пределы Мурманской области, полагая, что данное ограничение с учетом необходимости систематического контроля за поведением Королева В.Н., будет способствовать надлежащему осуществлению указанного контроля.
При этом суд считает необходимым разъяснить Королеву В.Н., что указанное ограничение, в соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не препятствует ему получить в органе внутренних дел по избранному месту жительства (пребывания) разрешение на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с перечисленными в указанной норме исключительными личными обстоятельствами.
Суд также соглашается с требованием заявителя, поддержанным прокурором, об установлении в отношении Королев В.Н. в период административного надзора административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время, поскольку из приговора следует, что преступления, за которые Королев В.Н. осужден приговором от 06 февраля 2006 года, совершены в это время суток, а указанное ограничение, с учетом характеризующих личность Королева В.Н. обстоятельств, необходимо для предупреждения совершения им правонарушений и оказания на него профилактического воздействия, в связи с чем считает возможным установить данное ограничение в период административного надзора с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут каждых суток.
Также суд устанавливает в отношении Королева В.Н. административное ограничение в виде запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (ресторанах, барах, кафе и других организациях общественного питания), поскольку из приговора следует, что преступления им совершены в состоянии алкогольного опьянения, а данное ограничение позволит предупредить совершение новых преступлений и иных правонарушений, а также окажут на Королева В.Н. профилактическое воздействие.
Устанавливая административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц, суд полагает такую периодичность явки, с учетом личности Королева В.Н. и его поведения в период отбывания наказания, необходимой для достижения целей и задач административного надзора.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3) согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О).
Суд также считает необходимым разъяснить Королеву В.Н., что, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу частей 2 и 3 статьи 9 указанного Федерального Закона, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261.7–261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» об установлении административного надзора в отношении Королева В.Н. удовлетворить.
Установить в отношении Королева В.Н., *** года рождения, уроженца <данные изъяты> административный надзор на срок три года.
Установить в отношении Королева В.Н. в период административного надзора административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого либо иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (ресторанах, барах, кафе и других организациях общественного питания); запрещения выезда за пределы Мурманской области; обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Разъяснить Королеву В.Н., что срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья С.В. Киган