Решение по делу № 2-888/2013 ~ М-668/2013 от 21.02.2013

Дело № 2-888/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2013 года г.Иваново

Фрунзенский районный суд г.Иваново

в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,

при секретаре Чикариной Т.В.,

с участием прокурора Корнилова Е.И.,

представителя заинтересованного лица Комитета Ивановской области по природопользованию Пузановой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенно круга лиц о признании незаконным проведение государственной экологической экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенно круга лиц, с заявлением о признании незаконным проведение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им.1-Мая», обосновывающих его реорганизацию и возложении на Департамент государственного надзора (контроля) Ивановской области (далее - Ивгоснадзор) обязанности отменить приказ начальника Ивгоснадзора от 25.06.2012 № 97 «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им.1-Мая», обосновывающих ее реорганизацию».

Заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что государственная экологическая экспертиза материалов, обосновывающих реорганизацию данного памятника природы, проведена с нарушением федерального законодательства в отсутствие необходимой документации.

По ходатайству представителя Ивгоснадзора к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Иванова.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Ивгоснадзора и Администрации города Иванова не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В ходе рассмотрения настоящего дела представители Ивгоснадзора и Администрации города Иванова с заявленными прокурором требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д. 62-66, 126-128).

Прокурор Корнилов Е.И. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил признать проведение указанной выше экологической экспертизы незаконной. А также просил признать незаконным приказ начальника Ивгоснадзора от 25.06.2012 № 97 «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им.1-Мая», обосновывающих ее реорганизацию».

Представитель Комитета Ивановской области по природопользованию Пузанова М.И. с требованиями, заявленными прокурором, не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.97-100).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч.6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ) регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 3 того же Закона устанавливает, что государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 26 того же Закона органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно части 7 статьи 2 того же Закона и части 1 статьи 6 Закона Ивановской области от 06.05.2011 № 39-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к ООПТ регионального значения могут относиться:

- государственные заказники,

- памятники природы,

- дендрологические парки и ботанические сады,

- лечебно-оздоровительные местности и курорты,

- природные парки.

Частью 2 статьи 6 Закона Ивановской области № 39-ОЗ установлено, что Правительство Ивановской области вправе устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Постановлением правительства Ивановской области от 14.10.2009 № 297-п установлена категория ООПТ регионального значения «Парк культуры и отдыха Ивановской области» вместе с положением и паспортом данной категории ООПТ регионального значения.

Решением Ивановского облисполкома № 164 от 22.02.1965 «Об охране памятников природы Ивановской области» сад им. 1 Мая признан памятником природы.

Ивгоснадзор уполномочен проводить государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня на территории Ивановской области (пункт 2.7. Положения о Департаменте государственного надзора (контроля) Ивановской области (Ивгоснадзор), утвержденного указом Губернатора Ивановской области от 11.11.2011 № 200-уг).

Комитет Ивановской области по природопользованию согласно Положению, утвержденному Указом Губернатора Ивановской области от 18.02.2011 № 23-уг, осуществляет управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в пределах своей компетенции; вносит в Правительство Ивановской области предложения по образованию (реорганизации, ликвидации) особо охраняемых природных территорий регионального значения; создает экспертные, консультативные органы для решения вопросов в рамках своей компетенции; осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению Комитета нормативными правовыми актами Ивановской области.

Заказчиком государственной экологической экспертизы по материалам комплексного экологического обследования ООПТ регионального значения «Сад им. 1 Мая», обосновывающего ее реорганизацию, является Комитет Ивановской области по природопользованию.

21 июня 2012 года начальником Ивгоснадзора издан приказ № 96 о проведении государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им. 1 Мая», обосновывающих ее реорганизацию» (л.д.39).

Приказом начальника Ивгоснадзора от 25 июня 2012 года № 97 утверждено заключение государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им. 1 Мая», обосновывающие ее реорганизацию, проведенную экспертной комиссией, образованной приказом Ивгоснадзора от 21.06.2012 № 96.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза проводится только в отношении документов и (или) документации, обосновывающую хозяйственную или иную деятельность.

К объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (п.4 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической
экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в
ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов,
указанных в подп. 7.1 и 7.3 ст. 11 и подп. 4.1 ст. 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при
наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе.

К таким материалам, в том числе относятся материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000г. № 372 (далее - Положение), установлено, что к намечаемой хозяйственной или иной деятельности относится деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющуюся объектом экологической экспертизы.

В соответствии с Положением целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий (п. 1.2).

Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 1.3).

Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии (п. 1.4).

Согласно п. 2.5. Положения к основным принципам оценки воздействия на окружающую среду относится обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Как следует из заключения Ивгоснадзора экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения «Сад им. 1-е Мая», обосновывающим ее реорганизацию от 25.06.2012 границы парка после реорганизации составляют 8 902 кв.м., тогда как ранее площадь указанного памятника природы составляла 13 000 кв.м. Таким образом, в результате реорганизации ООПТ предусмотрено уменьшение ее территории, что заинтересованными лицами не оспаривалось.

Кроме того, материалы комплексного экологического обследования предполагают значительное расширение сферы возможной деятельности на территории ООПТ «Сад им. 1 Мая» по сравнению с ранее установленной для памятника природы и сужение ограничительных мер. Так в материалах обследования содержатся рекомендации по допустимым видам и целям использования ООПТ «Сад им. 1 Мая», в которые в том числе включена возможность организации в парке культурно-массовых мероприятий, для чего разрешается работа небольших детских аттракционов, летних кафе (л.д.23), что ранее на территории ООПТ «Сад им. 1 Мая» не допускалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основной причиной реорганизации, в том числе изменения площади, изменение границ и режима ООПТ явилось предполагаемое ведение хозяйственной и иной деятельности на прежней территории памятника природы «Сад им. 1 Мая».

Согласно п. 2.1 Положения о категории особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк культуры и отдыха Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 14.10.2009 № 297-п в целях обоснования необходимости образования парков комитет Ивановской области по природопользованию организует и проводит комплексное экологическое обследование соответствующих участков территорий.

В соответствии с п. 2.2 того же Положения по материалам комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающим придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения «Парк культуры и отдыха Ивановской области», проводится государственная экологическая экспертиза в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Следовательно, материалы комплексного экологического обследования ООПТ регионального значения «Сад им. 1-е Мая», обосновывающие ее реорганизацию, являются объектом обсуждений граждан и общественных организаций (объединений), которые должны быть организованы органами местного самоуправления.

Заинтересованными лицами не оспаривался тот факт, что материалы комплексного экологического обследования, обосновывающие придание территории Сада им. 1 Мая правового статуса ООПТ регионального значения, в органы местного самоуправления города Иванова для организации обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями) не направлялись.

Соответственно, в нарушение положений ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями) в состав материалов, подлежащих экспертизе, не вошли.

Проведение экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования ООПТ регионального значения «Сад им. 1-е Мая» с нарушением установленного порядка, без учета мнения граждан и общественных организаций (объединений) недопустимо, поскольку ущемляет предусмотренное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии. При этом нарушается принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы, установленный ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

С доводами представителей Ивгоснадзора и Комитета Ивановской области по природопользованию о том, что материалы комплексного обследования не подлежали обсуждению с гражданами и общественными организациями, т.к. сами материалы не предусматривали ведение какой-либо хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экспертизе, суд не соглашается по указанным выше основаниям. Материалы комплексного экологического обследования являются объектом государственной экологической экспертизы, процедура проведения которой предусматривает направление материалов обследования в органным местного самоуправления для организации обсуждения с гражданами и общественными организациями (объединениями).

Суд также не соглашается с доводами представителя Администрации города Иванова о том, что заявление прокурора подано в суд с нарушением установленного законом трехмесячного срока.

Согласно положений ст. 256 ГПК РФ заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.

Оспариваемая прокурором государственная экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования проведена в период с 21.06.2012 по 25.06.2012. Приказ № 97 об утверждении заключения государственной экологической экспертизы издан 25.06.2012

02.10.2012 прокурором Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры принесен протест на приказ начальника Ивгоснадзора № 97 от 25.06.2012ь(л.д.46-50) и внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д.85-89).

22.10.2012 указанный выше протест начальником Ивгоснадзора отклонен (л.д.51-52).

09.11.2012 представление прокурора также отклонено начальником Ивгоснадзора (л.д.90-91).

С заявлением в суд прокурор обратился 27.12.2012, т.е. в течение установленного законом трехмесячного срока с момента, когда ему стало известно об отказе должностного лица удовлетворить протест и представление об устранении нарушений закона. Таким образом, срок обращения в суд прокурором не нарушен.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что факт нарушения процедуры проведения государственной экологической экспертизы нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░. 1 ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 25.06.2012 № 97 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░ ░░. 1 ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░».

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░

    

2-888/2013 ~ М-668/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор
Другие
Комитет Ивановской области по природопользованию
Администрация г. Иваново
Департамент государственного надзора(контроля) Ивановской области
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Козлова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
frunzensky--iwn.sudrf.ru
21.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2013Передача материалов судье
25.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2013Предварительное судебное заседание
21.03.2013Судебное заседание
22.03.2013Судебное заседание
28.03.2013Судебное заседание
29.03.2013Судебное заседание
01.04.2013Судебное заседание
04.04.2013Судебное заседание
10.04.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2013Дело оформлено
06.06.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее